г. Пермь |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А60-40139/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при осуществлении видеоконференц-связи с Арбитражным судом Свердловской области,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Агромолл Смуузи": Зеленкин М.В., предъявлен паспорт, доверенность от 04.04.2019;
от заинтересованного лица - Администрации города Екатеринбурга: Королева Л.Ф., предъявлено удостоверение, доверенность от 24.12.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Агромолл Смуузи",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 сентября 2019 года
по делу N А60-40139/2019
по заявлению акционерного общества "Агромолл Смуузи" (ОГРН 1176658002509, ИНН 6670447331)
к Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661)
о признании незаконным отказа в изменении (корректировке) красной линии, проходящей по земельному участку, возложении обязанности внести изменения,
установил:
акционерное общество "Агромолл Смуузи" (далее - заявитель, АО "Агромолл Смуузи") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, администрация) в изменении (корректировке) красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0106035:825; обязании администрацию внести изменения в Постановление N 1416 от 10.04.2012 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Ильича - Восстания - Индустрии - проспекта Космонавтов" в части изменения красной линии и определить границу красной линии по границе фактического землепользования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106035:825 со стороны улицы Восстания.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года (резолютивная часть решения от 10.09.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106035:825 не является территорией общего пользования с момента строительства и ввода объектов недвижимости в эксплуатацию с 1970-80-х годов, следовательно, расположение красной линии по территории земельного участка и объектам недвижимости является незаконным и противоречащим действующему законодательству. Указывает, что красная линия установлена без учета существующей на момент утверждения Генерального плана, проекта межевания застройки; обоснование необходимости строительства объектов на территории с установленной красной линией, не представлено. Ссылается также на позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 N 242-О о недопустимости произвольного установления красных линий, должен быть специальный проект на основе генеральных планов.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Свердловской области, представитель заявителя придерживался доводов апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица против её удовлетворения возразил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Агромолл СМУУЗИ" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0106035:825 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восстания, 32:
1) отдельно стоящее здание (литер В), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 383,4 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:106.
2) отдельно стоящее здание (литер Ж), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 19,4 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:96.
3) отдельно стоящее здание (литер Р), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 102,8 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:93.
4) отдельно стоящее здание (литер С), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 25,6 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:43.
5) отдельно стоящее здание (литер Т), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 17,8 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:44.
6) отдельно стоящее здание (литер X), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 163,3 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:74.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на указанные объекты возникло у АО "Агромолл СМУУЗИ" с 10.02.2017.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106035:825, общей площадью 4830 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 32 принадлежит АО "Агромолл СМУУЗИ" на праве аренды в соответствии с договором аренды земельного участка от 09.12.2014 N Т842 и дополнительным соглашением от 13.12.2018.
12.04.2019 акционерное общество "Агромолл СМУУЗИ" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга в лице Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений с заявлением, согласно которому просило произвести уточнение (корректировку) красной линии в районе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106035:825, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восстания, 32 со стороны улицы Восстания; определить границу красной линии по границе фактического землепользования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106035:825, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости; внести изменения по красным линиям в Постановление N 1416 от 10.04.2012 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Ильича - Восстания - Индустрии - проспекта Космонавтов" (л.д.15-17).
Письмом от 08.05.2019 N 21.13-17/001/1924 Администрация города Екатеринбурга в лице Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений сообщила о невозможности изменения красной линии по ул. Восстания, ссылаясь на то, что согласно Проекту детальной планировки жилого района "Уралмаш", выполненного институтом "Свердловскгражданпроект", ширина улицы Восстания принята 40 метров. Также согласно Генеральному плану развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года", утвержденному Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 (в ред. от 22.02.2005 г.) улица Восстания является магистральной улицей районного значения. Для такой категории улицы необходимо выдержать параметры, закрепленные в СП 36.1325800.2018 "Улицы и дороги населенных пунктов", с учетом размещения инженерных сетей, движения общественного транспорта, интенсивности движения, расстояния до фасадов жилых домов; необходимая минимальная нормативная ширина в красных линиях улицы - 40 метров, ширина проезжей части 14-15 метров (л.д.18-19).
Посчитав данный отказ администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, АО "Агромолл СМУУЗИ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого отказа, поскольку изменение красной линии улицы Восстания приведет к нарушению положений Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" и СП 36.1325800.2018 "Улицы и дороги населенных пунктов".
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений частей 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основанием для установления планируемых красных линий в силу п. "б" ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены красные линии - как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, с целью установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Агромолл СМУУЗИ" является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0106035:825:
1) отдельно стоящее здание (литер В), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 383,4 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:106,
2) отдельно стоящее здание (литер Ж), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 19,4 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:96,
3) отдельно стоящее здание (литер Р), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 102,8 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:93,
4) отдельно стоящее здание (литер С), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 25,6 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:43,
5) отдельно стоящее здание (литер Т), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 17,8 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:44,
6) отдельно стоящее здание (литер X), назначение: нежилое здание. Площадь: общая 163,3 кв. м. Количество этажей, в том числе подземных: 1. Кадастровый номер 66:41:0106056:74, принадлежащие обществу на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
АО "Агромолл СМУУЗИ" является арендатором спорного земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 09.12.2014 N Т-842 и дополнительного соглашения от 13.12.2018.
Как указывалось выше, заявитель обратился к администрации с заявлением об изменении (корректировке) утвержденнной красной линии по фактической границе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0106035:825 со стороны улицы Восстания.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 10.04.2012 N 1416 "Об утверждении проекта межевания территории в квартале улиц Ильича - Восстания - Индустрии - проспекта Космонавтов" в отношении испрашиваемой территории утвержден проект межевания, в составе которого определено местоположение красных линий (л.д.78).
Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 утвержден Генеральный план развития городского округа муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года.
Согласно Генеральному плану развития городского округа муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года", утвержденному Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 (в ред. от 22.02.2005), улица Восстания является магистральной улицей районного значения.
Как правильно указал суд первой инстанции, для такой категории улицы необходимо выдержать параметры, закрепленные в СП 36.1325800.2018 "Улицы и дороги населенных пунктов", утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.08.2018 N 474/пр, с учетом размещения инженерных сетей, движения общественного транспорта, интенсивности движения, расстояния до фасадов жилых домов. Необходимая минимальная нормативная ширина в красных линиях улицы - 40 метров, ширина проезжей части 14-15 метров.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0106035:825 не является территорией общего пользования с момента строительства и ввода объектов недвижимости в эксплуатацию с 1970-80-х годов, следовательно, расположение красной линии по территории земельного участка и объектам недвижимости является незаконным и противоречащим действующему законодательству, подлежат отклонению, поскольку расположение красных линий с их наложением на существующие границы земельного участка, используемого заявителем под существующие объекты, само по себе не свидетельствует о незаконности их установления, так как установление красных линий в таких границах администрацией осуществлено в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с утвержденным Генеральным планом развития городского округа.
Как следует из Постановления Администрации города Екатеринбурга от 10.04.2012 N 1416 (л.д. 78) в 2011 г. были проведены публичные слушания по проекту межевания территории в квартале улиц Ильича - Восстания - Индустрии - проспекта Космонавтов (протокол от 05.08.2011), при этом, несмотря на проведение публичных слушаний, заявитель в указанный период каких-либо возражений по проекту планировки не представил.
Установление красной линии по земельному участку само по себе не создает препятствий в его использовании, поскольку в соответствии с положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Возможность продолжения прежнего использования земельных участков также прямо предусмотрена пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.2013 N 136/13.
Утвержденные красные линии установлены с учетом минимальных элементов профиля улицы категории "магистральной улицы районного значения" (таблицы 11.2 СП 42.13330.2016).
Иного не доказано и суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, установление красных линий в составе планировки территории было обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий, что влечет отклонение довода апелляционной жалобы заявителя об отсутствии обоснования необходимости строительства объектов на территории с установленной красной линией.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия по отказу Администрации города Екатеринбурга в изменении (корректировке) красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0106035:825 соответствуют закону и не могут быть признаны нарушающими права заявителя, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене либо изменению, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года по делу N А60-40139/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Т. Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40139/2019
Истец: АО "АГРОМОЛЛ СМУУЗИ"
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1586/20
16.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16408/19
24.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16408/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-40139/19