г. Владимир |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А38-7296/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 13.12.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белякова Е.Н.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Степановой Ольги Геннадьевны, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2019 по делу N А38-7296/2019,
принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
о привлечении арбитражного управляющего Хремина Игоря Федоровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании: от арбитражного управляющего Хремина Игоря Федоровича (далее - арбитражный управляющий) - Хремин И.Ф., паспорт гражданина РФ.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Хремина Игоря Федоровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения на основании протокола об административном правонарушении N 00261219 от 28.08.2019.
Решением от 17.10.2019 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, освободил Хремина И.Ф. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничился устным замечанием.
При принятии оспариваемого судебного акта суд руководствовался положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", статьями 1.6, 14.13, 24.1, 25.1, 25.15, 28.2 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Степанова О.Г., а также административный орган, обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования о привлечении конкурсного управляющего Хремина И.Ф. к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Степанова О.Г. указывает, что не согласна с выводом суда о малозначительности правонарушения, совершенного конкурсным управляющим Хреминым И.Ф.
Также указывает на то, что рассмотрение данного административного дела проходило без извещения Степановой О.Г.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл считает, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих малозначительность правонарушения.
Хремин И.Ф. в судебном заседании указал на законность и обоснованность судебного акта, просил суд оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Степанова О.Г., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.1aas.arbitr.ru, в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, совершено ли оно лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании пунктов 2, 4, 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:
принимать меры по защите имущества должника;
анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение арбитражным управляющим иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, арбитражный управляющий обязан привлекать на договорной основе аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих лиц с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
выявлять факты нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые предусмотрены статьей 9 настоящего Федерального закона, и принимать меры по привлечению лица, виновного в нарушении, к ответственности, предусмотренной статьей 61.12 настоящего Федерального закона, а также сообщать о выявленном нарушении в орган, уполномоченный составлять протокол о соответствующем правонарушении;
осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.07.2017 (полный текст решения изготовлен 07.08.2017) ООО "АРПЕДЖИО" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство на срок шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждён Хремин Игорь Федорович, о чём 19.08.2017 в газете "Коммерсантъ" опубликовано сообщение.
Определениями Арбитражного суда Республики Марий Эл срок конкурсного производства продлен до 30 ноября 2019 года.
30.07.2019 в Управление Росреестра по Республике Марий Эл поступила
жалоба Степановой О.Г., содержащая данные, указывающие на наличие в
действиях (бездействии) арбитражного управляющего Хремина И.Ф. события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
По фактам нарушений требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", выразившихся в ненадлежащем опубликовании сведений о подаче заявления о привлечении к ответственности лиц, контролирующих должника, и о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, нарушения сроков включения в ЕФРСБ сообщения N 3643303 о проведении собрания кредиторов, уполномоченным лицом Управления 28 августа 2019 г. был составлен протоколN 00261219 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего Хремина И.Ф., после чего Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении N 00261219 от 28.08.2019 составлен в присутствии Хремина И.Ф. Ивличева К.П.
О дате и месте составления протокола об административном правонарушении арбитражный управляющий уведомлен 16.08.201919.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, а также Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего элементов состава вмененного административного правонарушения.
Установленные по делу фактические обстоятельства, оценка доказательств заявителями апелляционных жалоб не оспариваются.
Как следует из апелляционной жалобы представителя Степановой О.Г., а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, заявители не согласны с выводами суда первой инстанции о малозначительности совершенного правонарушения и применении положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб в силу следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 19.12.2005 N 12-П, определениях от 01.11.2012 N 2047-О, от 03.07.2014 N 155-О, особый публично-правовой статус арбитражного управляющего обусловливает право законодателя предъявлять к нему специальные требования, относить арбитражного управляющего к категории должностных лиц (примечание к статье 2.4 КоАП РФ) и устанавливать повышенные меры административной ответственности за совершенные им правонарушения.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
В соответствии разъяснением, содержащимся в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа, либо освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особой части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер и степень общественной опасности рассматриваемого правонарушения, формальный характер выявленного нарушения, отсутствие доказательств наступления каких-либо вредных последствий, суд первой инстанции установил, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношения, не причинило вреда интересам граждан, общества или государства.
Выводы суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи положений статьи 2.9 КоАП РФ сделаны с учетом названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, довод Степановой О.Г. о том, что рассмотрение данного административного дела проходило без ее извещения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу положений статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Таким образом, для возникновения права на обжалование судебного акта у лица, не привлеченного к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемый судебный акт был принят непосредственно о правах и обязанностях такого лица.
При этом наличие у лица какой-либо заинтересованности в исходе дела само по себе не предоставляет этому лицу право оспаривать судебный акт, поскольку по смыслу статьи 42 АПК РФ такое право появляется только у лица, о правах и обязанностях которого суд принял решение.
В рассматриваемом случае предметом спора по делу является нарушение законодательства при осуществлении полномочий конкурсного управляющего.
В решении суда первой инстанции отсутствуют выводы о правах и обязанностях фонда защиты прав Степановой О.Г. по отношению к участникам спора, какие-либо обязанности на заявителя не возложены.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба Степановой О.Г. не направлена на восстановление его прав и законных интересов, а решение суда от 17.10.2019 не может повлиять на права и обязанности заявителя по отношению к какой-либо из сторон спора.
Решение по рассматриваемому делу вынесено судом в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции повторно проверены и подлежат отклонению как противоречащие материалам дела, установленным по делу фактическим обстоятельствам и не опровергающие законности принятого по делу судебного акта. Доказательства и доводы, согласно которым у суда апелляционной инстанции возникли бы основания для переоценки выводов суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы не представлено и не приведено.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.10.2019 по делу N А38-7296/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Степановой Ольги Геннадьевны, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Беляков |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-7296/2019
Истец: Управление Росреестра по Республике Марий Эл
Ответчик: Хремин Игорь Федорович
Третье лицо: Орлов Валександр Леонидович, Степанова Ольга Геннадьевна, Хремин Игорь Федорович