город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2019 г. |
дело N А53-29822/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В., рассмотрев апелляционную жалобу объединенной первичной профсоюзной организации акционерного общества "Черномортранснефть" Краснодарской Краевой Организации профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2019 по делу N А53-29822/2019
по заявлению объединенной первичной профсоюзной организации акционерного общества "Черномортранснефть" Краснодарской Краевой Организации профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (ИНН 2315065598, ОГРН 1032335008518)
к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
объединенная первичная профсоюзная организация акционерного общества "Черномортранснефть" Краснодарской Краевой Организации профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (далее - ОППО АО "Черномортранснефть") обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат) о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2019 N 10-03-10/212 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОППО АО "Черномортранснефть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе ОППО АО "Черномортранснефть" просит отменить решение суда, ссылаясь наличие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и возможность применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовстат указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, начальником отдела статистики цен и финансов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области было установлено, что ОППО АО "Черномортранснефть", будучи обязанным представить Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области информацию по форме федерального государственного статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" за 2018 год, данную форму своевременно не представило; форма представлена 30.04.2019, тогда как срок представления 01.04.2019, чем организация нарушила положения статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, а также положения приказа Федеральной службы государственной статистики от 04.09.2018 N 540.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 16.05.2019 начальником отдела статистики цен и финансов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, в отсутствие законного представителя ОППО АО "Черномортранснефть" при наличии доказательств его надлежащего извещения, протокола об административном правонарушении по признакам наличия в действиях ОППО АО "Черномортранснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола направлена в адрес ОППО АО "Черномортранснефть" заказным письмом с уведомлением.
29.05.2019 заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, в отсутствие законного представителя ОППО АО "Черномортранснефть" при наличии доказательств ее надлежащего извещения, вынес постановление N 10-03-09/212, которым ОППО АО "Черномортранснефть" привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления была направлена в адрес ОППО АО "Черномортранснефть" заказным письмом с уведомлением.
Не согласившись с вынесенным постановлением, объединенная первичная профсоюзная организация акционерного общества "Черномортранснефть" Краснодарской Краевой Организации профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации обжаловала его в судебном порядке.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за представление статистической информации.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно статье 4 Закона N 282-ФЗ основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В силу пункта 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 620 первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 620 первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 14 Положения N 620 непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 04.09.2018 N 540 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" в соответствии с которой, юридические лица, являющиеся социально ориентированными некоммерческими организациями предоставляют Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области по месту, установленному им, указанные сведения не позднее 1 апреля после отчетного года.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОППО АО "Черномортранснефть" является деятельность профессиональных союзов (94.20).
Выборочное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций".
С целью получения сведений о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется годовое статистическое наблюдение по форме N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации".
В основу выборочной совокупности социально ориентированных некоммерческих организаций 2018 года по форме N 1-СОНКО в обязательном порядке включаются социально ориентированные некоммерческие организации, у которых размер поступления денежных средств и иного имущества за прошлый год превышал 300 тыс. руб.
У ОППО АО "Черномортранснефть" сумма целевых поступлений за 2017 год значительно выше этой цифры.
В силу Генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения ОППО АО "Черномортранснефть" относится к крупным предприятиям, на которые распространяется требование о предоставлении формы N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации".
ОППО АО "Черномортранснефть" в Ростовстат представляет первичные статистические данные по формам федерального статистического наблюдения в форме электронного документа.
В нарушение указанных требований законодательства ОППО АО "Черномортранснефть" данную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" в установленный срок не представила. Отчет сдан 30.04.2019.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, является доказанным.
Общество является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Имея возможность для недопущения нарушения срока предоставления сведений, им не принято необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным подлежит отклонению ввиду следующего.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
По смыслу указанной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение положений о малозначительности является правом суда.
Обосновывая возможность применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, общество сослалось на то, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения интересов граждан, общества и государства, умысел в совершении правонарушения отсутствует, правонарушение было совершено впервые.
Между тем, административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере официального статистического учета.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Нарушение срока представления сведений по форме федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" является значительным и составило 29 дней.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательств отнесения общества к субъектами малого и среднего предпринимательства в материалах дела не имеется.
Более того, характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2019 по делу N А53-29822/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29822/2019
Истец: АО ОБЪЕДИНЕННАЯ ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЧЕРНОМОРТРАНСНЕФТЬ" КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НЕФТЯНОЙ, ГАЗОВОЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, Федеральная служба государственной статистики по РО