город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2024 г. |
дело N А01-2423/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.08.2023 по делу
N А01-2423/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кавжелтранс"
к Управлению по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея
о признании незаконным решения,
при участии от Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея: представитель Ильченко И.Г. по доверенности от 10.01.2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кавжелтранс" (далее - заявитель, общество, ООО "Кавжелтранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 31.10.2022 N 046-4497 об отказе в продлении (восстановлении) срока действия лицензии серии МАЙ N 80079 ТЭ для целей добычи песчано-гравийной смеси при строительстве водного объекта (пруда-копани) по адресу: п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем восстановления и продления лицензии МАЙ N 80079 ТЭ для целей добычи песчано-гравийной смеси при строительстве водного объекта (пруда-копани) по адресу: п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея сроком на 5 лет, с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.08.2023 заявление ООО "Кавжелтранс" удовлетворено. Отказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.10.2022 признан незаконным. Суд обязал Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея возобновить действие лицензии МАЙ 80079 ТЭ сроком на пять лет, с момента вступления в силу решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявление подано за пределами срока, установленного статьей 198 АПК РФ, а также отсутствуют правовые основания для продления срока действия лицензии на право пользования недрами с учетом признания утратившим силу подпункта 5 пункта 1 раздела 3 Порядка и наличия нормы статьи 10.1 Закона о недрах, не предусматривающей предоставление права пользования участками недр при строительстве водных объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Кавжелтранс" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 17.01.2024 в связи с нахождением судьи Соловьевой М.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начато с самого начала в порядке, предусмотренном статьей 18 АПК РФ.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Кавжелтранс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:03:2703002:116.
ООО "Кавжелтранс" также является арендатором земельного участка с кадастровым номером 01:03:2703002:216, расположенного в районе с. Белого Красногвардейского района Республики Адыгея на основании договора аренды от 04.10.2012, заключенного между ОАО "Краснодардорнеруд" и ООО "Кавжелтранс" сроком до 03.10.2032.
Приказом Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея от 22.03.2013 N 9-пр ООО "Кавжелтранс" предоставлено право пользования недрами на участке площадью 11,0 га с кадастровыми номерами 01:03:2703002:116 и 01:03:2703002:216 расположенном в районе с. Белого Красногвардейского района Республики Адыгея, для добычи песчано-гравийной смеси при строительстве водного объекта сроком на 6 лет.
На основании указанного приказа ООО "Кавжелтранс" была выдана лицензия на право пользования недрами и лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси, при строительстве водного объекта, расположенного в районе п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея.
Согласно пункту 1.1. лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси, при строительстве водного объекта, расположенного в районе п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея, Недропользователю (ООО "Кавжелтранс") предоставляется право пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси при строительстве водного объекта (пруда), расположенного в районе п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея - в границах территории, имеющий статус горного отвода, согласованного Северо-Кавказским межрегиональным управлением Ростехнадзора от 24.04.2013 N 95.
В пункте 1.2. лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси, при строительстве водного объекта, расположенного в районе п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея указано, что настоящее лицензионное соглашение определяет взаимные права и обязательства сторон в процессе недропользования и является неотъемлемой составной частью лицензии МАЙ 80079 ТЭ.
Пунктом 5.2. лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси, при строительстве водного объекта, расположенного в районе п. Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея установлено, что владелец лицензии обязан обеспечить ежегодный уровень добычи полезного ископаемого в объеме 210 тыс. куб. метров.
Обращаясь в суд первой инстанции, заявитель указал, что погодные условия в виде наводнений и паводков не позволили ООО "Кавжелтранс" выполнить условия лицензионного соглашения в установленный шести годовой срок, на основании акта обследования от 06.04.2018, в связи с чем общество обратилось в управление с заявлением о продлении действия лицензии МАЙ 80079 ТЭ.
31.10.2022 управлением было отказано обществу в продлении срока действия лицензии МАЙ 80079 ТЭ. Отказ управления мотивирован тем, что постановление Кабинета Министров Республики Адыгея N 316 от 31.12.2015 "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации выдачи лицензии на пользование участками недр местного значения" подпунктом 5 пункта 1 раздела 3 на основании которой была выдана лицензия, признана утратившим силу.
Несогласие с решением об отказе в восстановлении лицензии послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции указал, что постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 316 от 31.12.2015 "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", подпункт 5 пункта 1 раздела 3 признан утратившим силу, в связи с чем пришел к выводу о том, что лицензия на право пользования недрами обществу выдана на законных основаниях в соответствии с постановлением в редакции, действовавшей в момент принятия решения о выдаче лицензии, а потому ссылка управления на отказ в продлении лицензии только лишь на основании утраты юридической силы указанной нормы не является состоятельной.
Повторно изучив материалы дела, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных данным Законом. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных лицензией условий.
Статьей 10 Закона о недрах установлено, что участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр, осуществляемой посредством внесения соответствующей записи в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 Закона о недрах. В силу пункта 1 части 1 статьи 20 указанного закона право пользования недрами прекращается по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод. разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудиоизвлекаемых полезных ископаемых или необходимости ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр подается не позднее чем за три месяца до его истечения. Восстановление срока пользования участком недр, право пользования которым в установленном порядке досрочно прекращено, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 20 Закона о недрах.
Положения статьи 20 Закона о недрах предусматривают, что право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муииципально-частиом партнерстве.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона о недрах, Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 122 от 22.05.2012 "Вопросы Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея" Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея является уполномоченным органом по принятию решений о предоставлении в пользование участков недр местного значения, внесении изменений и дополнений в них, принимает решения о прекращении права пользования участками недр местного значения на территории Республики Адыгея. Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения Управлением утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 09.10.2012 г. N 209 "О Порядке пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения".
Судом апелляционной инстанции установлено, что лицензия МАЙ 80079 ТЭ на право пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси при строительстве водного объекта (пруда), расположенного в районе п.Мирный Красногвардейского района Республики Адыгея - в границах территории, имеющей статус горного отвода, согласованного Северо-Кавказским межрегиональным управлением Ростехнадзора от 24.04.2013 года N 95, была ООО "Кавжелтранс" на основании Порядка пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 209 от 09.10.2012, в котором на момент выдачи лицензии был предусмотрен такой вид права пользования как предоставление права пользования участками недр для строительства водных объектов.
Срок действия лицензии истек 31.05.2019.
Установление разновидностей использования недр к компетенции субъектов РФ не отнесено. В свою очередь, статья 10.1 Закона о недрах содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр, в том числе на основании принятого в соответствии с законодательством субъекта РФ решения органа государственной власти субъекта РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В указанном перечне такое основание как предоставление права пользования участками недр для строительства водных объектов не предусмотрено.
В целях приведения в соответствие с Законом о недрах указанного Порядка постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 316 от 31.12.2015 "О внесении изменений в Порядок пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения", подпункт 5 пункта 1 раздела 3 был признан утратившим силу. Данные изменения внесены во время действия лицензии МАЙ 80079 ТЭ.
Таким образом, с момента внесения изменений в 2015 году по настоящее время Порядок соответствует требованиям федерального законодательства в части отсутствия возможности предоставления права пользования участками недр для строительства водных объектов.
Согласно подпункту 1 пункта 9 раздела 10 Порядка пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 09.10.2012 N 209, уполномоченный орган отказывает пользователю недр в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами в случае, если предлагаемые изменения и дополнения противоречат требованиям федерального законодательства и законодательства Республики Адыгея.
Мотивируя решение по данному делу, суд первой инстанции обоснованно отметил, что статьи 10.1 Закона о недрах содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр, в том числе на основании принятого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В указанном перечне такие основания как предоставление права пользования недрами при строительстве водного объекта отсутствуют. Следовательно, предоставление права пользования участками недр при строительстве водных объектов является превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции при наличии нормы, не предусматривающей такого основания возникновения права пользования участками недр как предоставление права пользования недрами при строительстве водного объекта, принял решение противоречащее указанным выводам, и фактически невыполнимое управлением, как противоречащее действующим правовым нормам прямого действия.
Ссылка ООО "Кавжелтранс" в письменных пояснениях на судебную практику (N N А01-1380/2021, А01-2828/2018, А01-2828/2018, А01-3115/2017, А01-3252/2021) не принимаются судом апелляционной инстанции, так как указанные судебные акты не имеют для настоящего спора преюдициального значения, приняты по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу.
Коллегия также отмечает, что суд первой инстанции при принятии решения не учел следующее.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Основанием для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких актов, решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Соответствующее заявление может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.12.2013 N 1908-О указал следующее. Согласно буквальному смыслу части 4 статьи 198 Кодекса для исчисления процессуального срока нужно исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов. Необходимо исходить из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Несоблюдение установленного срока для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными в силу соответствующих норм Кодекса не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N 980-О).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 14.05.2019 ООО "Кавжелтранс" обратилось в Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея с заявлением (вх. N 2174) о продлении срока действия лицензии до 2033 года.
Письмом исх. N 2163 от 24.05.2019 Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея отказало в продлении данной лицензии, обосновав невозможность такого продления отсутствием на момент обращения такой нормы закона в действующем законодательстве. Заявителю - ООО "Кавжелтранс" дано разъяснение, что данная норма предоставления права пользования недрами из Порядка пользования участками недр местного значения, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения исключена постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.12.2015 N 316, в результате чего лицензия МАЙ 80079 ТЭ будет аннулирована в связи с истечением срока ее действия - 31.05.2019.
Указанным письмом управление также сообщило обществу, что при продолжении строительства водного объекта (пруда-копани) ООО "Кавжелтранс" необходимо руководствоваться статьей 19 Закона о недрах.
Согласно информации, размещенной в электронном ресурсе "Картотека арбитражных дел", ООО "Кавжелтранс" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным отказа Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея в продлении лицензии от 24.05.2019 N 2163, однако в связи с систематической неявкой на судебные заседания его заявление было оставлено без рассмотрения (дело N А01-1920/2019).
Спустя 3 года - 26.10.2022 ООО "Кавжелтранс" вновь обратилось в Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея с заявлением (вх. N 6301) о продлении лицензии МАЙ 80079 ТЭ, срок действия которой истек 31.05.2019.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что ООО "Кавжелтранс" стало известно о нарушении его прав 24.05.2019, когда заявителем был получен отказ управления в продлении срока действия лицензии; позднее вторым отказом от 31.10.2022 он всего лишь повторно узнал о нарушении его прав.
Обращения в арбитражный суд в рамках оспаривания законности отказов управления и определения Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.12.2019, от 12.05.2023 об оставлении заявлений без рассмотрения дополнительно подтверждают тот факт, что заявитель узнал о нарушении своих прав более чем за три месяца.
Заявление о восстановлении срока для подачи заявления в связи с уважительностью причин пропуска его подачи ООО "Кавжелтранс" представлено не было. Доказательства наличия уважительных причин пропуска указанного процессуального срока заявителем суду не представлены.
В постановлении от 06.11.2007 N 8673/07 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок может быть восстановлен исключительно при наличии уважительных причин.
Вместе с тем, восстановление срока подачи заявления при отсутствии уважительности причин такого пропуска нарушает стабильность гражданского оборота и ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Поскольку ООО "Кавжелтранс" обратилось с заявлением в арбитражный суд со значительным пропуском процессуального срока на обжалование отказа без уважительных причин, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и принял незаконный судебный акт, что в силу положений части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.08.2023 по делу N А01-2423/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2423/2023
Истец: ООО "Кавжелтранс"
Ответчик: Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея