г. Самара |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А49-4861/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года Постановление.
В полном объеме изготовлено 24 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печерских С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2019 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сура-Спортиндустрия" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 9 октября 2019 года по делу N А49-4861/2019 (судья Каденкова Е.Г.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза, (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790) к обществу с ограниченной ответственностью "Сура-Спортиндустрия", г. Москва, (ОГРН 1167746132091, ИНН 7724351951) о взыскании 3 823 руб. 29 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее также - ООО "Горводоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сура-Спортиндустрия" (далее также - ООО "Сура-Спортиндустрия") о взыскании задолженности по внесению платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Пензы по договору водоотведения N 2921 от 18.05.2016 за период с 12.01.2018 по 11.04.2018 в размере 3 823 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09.10.2019 по делу N А49-4861/2019 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неправильное применение норм материального, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.12.2019 на 12 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители сторон в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Горводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Сура-Спортиндустрия" (абонент) заключен договор водоотведения N 2921 от 18.05.2016 (далее - договор), в соответствии с условиями которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре (пункт 1.1. договора).
Местом исполнения обязательств по договору является г. Пенза (пункт 66. договора).
12.01.2018 истцом был произведен отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца ООО "Сура-Спортиндустрия" N 1 (г. Пенза, ул. Калинина, 115).
Отбор проб оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему водоотведения N 23 от 12.01.2018 (далее также - Акт N 23, л.д. 37)).
Ответчик об отборе проб был уведомлен, при отборе проб не участвовал, правом отбора параллельной пробы не воспользовался.
Отметка о неявке абонента на отбор проб в установленное время, а также о проведении отбора проб в одностороннем порядке сделана в Акте N 23.
Анализ контрольных проб сточных вод был произведен аккредитованной лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства.
По результатам проведенных химических анализов было установлено, что в сточных водах абонента превышены допустимые концентрации ряда ингредиентов, нормативы для которых установлены Постановлением администрации г. Пензы от 28.04.2010 N 430, что было отражено в протоколе количественного химического анализа проб сточных вод N 21 от 25.01.2018 (л.д. 41).
Выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов направлена ответчику с сопроводительным письмом от 02.02.2018 N 22-1113 (л.д. 38-40).
Извещением от 28.05.2018 N 1967/4969 (л.д. 35-36) ООО "Сура-Спортиндустрия" было уведомлено о необходимости внести плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения за объем сточных вод, сброшенных в период с 12.01.2018 по 11.04.2018, в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП.
Общий размер платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ составил 3 823 руб. 29 коп.
Расчет платы приложен к извещению от 28.05.2018. Акт N 23, выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод, расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения и претензия были направлены ООО "Сура-Спортиндустрия" также с сопроводительным письмом от 05.02.2019 N 666/1321 (л.д. 44-45).
В установленный срок результаты отбора проб и анализа сточных вод ООО "Сура-Спортиндустрия" оспорены не были.
Вместе с тем в установленный срок плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ ответчиком внесена не была.
Претензия об оплате задолженности оставлена ООО "Сура-Спортиндустрия" без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения ООО "Горводоканал" с настоящим иском в суд.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик указал на многочисленные нарушения, допущенные истцом при составлении акта, в т.ч. на не уведомление ответчика об отборе проб, а также отбор проб в неустановленном месте.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5.
Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Из пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее также - Правила N 167) следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно- канализационного хозяйства.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 N 874-пП утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (далее - Порядок), а также нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области.
Согласно пункту 2 данного Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения населенных пунктов Пензенской области с превышением установленных нормативов (далее - сверхнормативный сброс) включает в себя: плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях (определяется по формуле, указанной в пункте 3.1 Порядка); плату за сброс сточных вод при отклонении от установленного норматива по показателю активной реакции среды (pH), которая определяется по формуле, указанной в пункте 3.2 Порядка; плату за сброс агрессивных стоков с pH менее 2,0 и более 12,0, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Порядка; плату за залповый сброс любого загрязняющего вещества (определяется в порядке 3.4 Порядка); плату за сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ; плату за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
При подсчете сверхнормативного сброса учитывается (вычитается) фактическая концентрация загрязняющих веществ в питьевой воде (Сфон), подаваемой в сети абонента организацией ВКХ, которая определяется согласно "Рабочей программы производственного контроля качества воды", согласованной Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области и утвержденной в установленном порядке.
Местом отбора проб питьевой воды является пункт отбора проб перед подачей в распределительную сеть водопровода. При расчете Сфон принимаются средние значения концентрации загрязняющих веществ в питьевой воде, перед подачей в распределительную сеть водопровода, согласно протоколам испытаний лабораторий контроля качества питьевой воды организаций ВКХ, определяемых в тот же календарный месяц, в котором отобрана контрольная проба сточных вод и обнаружены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента (пункт 1 Порядка).
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системе водоотведения и окружающей среде (пункт 3 Порядка).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод с предельно допустимыми в них концентрациями загрязняющих веществ в сети городской канализации для абонентов всех форм собственности утверждены и введены в действие Постановлением администрации города Пензы от 28.04.2010 N 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения".
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 69 Правил N 167 предусмотрено, что оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод должен обеспечить абонент (пункт 64 Правил N 167).
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Пунктами 27 - 29 Правил N 525 определено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время, акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился".
Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3-х рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способомуведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Аналогичные сроки и порядок уведомления установлены сторонами в договоре (подп. "а" п. 21 и п. 22.3 договора).
Действующее нормативное регулирование императивно закрепляет лишь период времени, за который должен быть уведомлен абонент о предстоящем отборе проб. Способ подобного уведомления (письменное уведомление, факс, телефонограмма и т.п.) нормативно не урегулирован.
Ответчик письмом от 14.11.2017 N 59 предоставил сведения о своих уполномоченных представителях (Древлеве В.А. и Янгуразовой В.С.), а также об их контактном номере телефона - 98-88-56 (л.д. 55).
При этом сама по себе смена руководителя ответчика в силу положений действующего законодательства Российской Федерации не отменяет (не делает недействительными) действия лица, ранее занимавшего данную должность.
Доказательства последующего направления иных сведений в ООО "Горводоканал" не представлены.
В материалы дела ООО "Горводоканал" представлена выкопировка из журнала передачи телефонограмм абоненту об отборе проб сточных вод, из которой следует, что информация о прибытии к ответчику для отбора проб была передана по указанному в извещении телефону (98-88-56) Тихоновой Янгуразовой, Древлеву 12.01.2018 в 12 часов 47 минут. (л.д. 55 (об.ст.)-56)
Осуществление данного звонка в названное время подтверждается также представленной в материалы дела детализацией звонков (л.д. 98). Также, согласно представленной детализации на данный телефонный номер звонок был осуществлен представителем истца в 12 часов 44 минуты (время разговора 2 минуты 39 секунд).
Принятие звонков по существу не опровергнуто и ответчиком.
Сам по себе трудовой распорядок дня, установленный в ООО "Сура- Спортиндустрия", для ответственных лиц не исключает возможности их присутствия на рабочем месте в названное время.
Доказательства их отсутствия на рабочем месте в материалы дела не представлены.
Данный номер установлен для стационарного телефона и принадлежит ответчику, что подтверждается им в своих дополнениях к отзыву.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, принимая во внимание специфику передачи телефонограмм (в т.ч. получение сведений о лице, принявшем телефонограмму, лишь с его слов), принятую ответчиком на себя обязанность обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток, предоставленные им сведений о контактном номере телефона, обоснованно признал надлежащим извещение ответчика о предстоящем отборе проб.
Вопреки доводам ответчика, из Акта N 23 следует что, отбор сточных вод из контрольного колодца N 1 был начат в 13 часов 10 минут, т.е. с соблюдением срока, установленного пунктом 21 Правил N 525 и договором временного промежутка (не менее 15 минут).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 525 осуществления контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Отбор проб произведен истцом из контрольного колодца N 1, расположение которого согласовано истцом и ответчиком в приложении N 5 к договору (л.д. 32, 54).
Доказательства обратного (в т.ч. отбора проб в ином месте) ООО "Сура- Спортиндустрия" в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом соблюдена установленная нормативными актами процедура уведомления абонента об отборе проб, вместе с тем ответчик не обеспечил явку уполномоченного представителя для участия в ее проведении.
Из пункта 29 Правил N 525, а также условий договора следует, что параллельный отбор проб является правом абонента, а не обязанностью организации, осуществляющей водоотведение.
При отборе параллельной пробы сточных вод ее анализ проводится в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств абонента (пункт 29 Правил N 525).
В соответствии с п. 30 Правил N 525 отбор резервной пробы производится организацией, осуществляющей водоотведение, в случае отбора параллельной пробы.
В рамках рассматриваемого дела ответчик, надлежащим образом извещенный об отборе проб, своим правом на отбор параллельной пробы и ее анализ аккредитованной лабораторией по своему усмотрению не воспользовался, тем самым по своей воле лишив себя эффективного способа защиты своих прав.
Таким образом, ответчик несет ответственность за наступление последствий совершения или несовершения им юридически значимых действий.
Как установлено судом, отбор и последующий анализ проб произведен аккредитованной лабораторией в соответствии с требованием указанных нормативных актов и условиями договора.
Требования к порядку оформления результатов отбора проб установлены Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, а также п. 6.3 ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб, утвержденного Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст.
В частности, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб: должность, фамилию и подпись исполнителя.
Акт N 23 содержит все указанные данные, а именно: место отбора - контрольный колодец N 1, согласованный с абонентом (схема согласования представлена в материалы дела), расположенный по адресу: ул. Калинина, 115; дату и время отбора - 12.01.2018 с 13 часов 10 минут до 13 часов 20 минут; климатические условия окружающей среды - температура воздуха, давление, осадки; метод отбора - ручным пробоотборником; комплект посуды; материал посуды (полимер, стекло); объем каждого из показателей пробы; номер пломбы; должность, фамилию и подпись исполнителя, а также иные данные - методы хранения (консервации) отдельных показателей, для которых такие методы предусмотрены, указание на методики, применяемые ООО "Горводоканал" при отборе проб, дата и время получения проб и принятия их к исполнению лабораторией ООО "Горводоканал".
Таким образом, акт отбора проб по своему содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, установлено, что средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, перечисляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом право по освобождению от ответственности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представлено. Кроме того, освобождение отдельных абонентов от оплаты за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ не соответствует требованиям Правил N 167, которые предусматривают ответственность в повышенном размере, как средство воздействия за причиненный вред.
Поскольку взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, поэтому плату за превышение концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, обязаны платить все предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности. Установленные нормативы являются едиными для всех, кто производит сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области, поскольку негативное воздействие, наносимое системам канализации и окружающей среде, производится в равной степени как производственными предприятиями, так учреждениями и организациями. Обязанность по внесению повышенной платы при превышении нормативов сброса загрязняющих веществ предусмотрена Договором и действующим законодательством.
В рассматриваемом случае результаты проведенного истцом исследования со стороны ответчика надлежащим образом не опровергнуты.
При этом в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа, не могут признаваться обоснованными; такие возражения не влияют на исход дела (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205).
Расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы водоотведения представлен в материалах дела, судом признан верным и не опровергнут ответчиком.
Таким образом, установив факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период в размере 3 823 руб. 29 коп.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, фактически повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 9 октября 2019 года по делу N А49-4861/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4861/2019
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: ООО "Сура-Спортиндустрия"