г. Самара |
|
23 декабря 2019 г. |
А65-20361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С. и Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ" - не явились,
от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - не явились,
от общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС ЖЭУ-3" - не явились,
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания АЛСУ" - не явились,
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-7" - не явились,
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альметьевск" - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2019 года по делу N А65-20361/2019 (судья Гилялов И.Т.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ", г.Альметьевск, (ОГРН 1151644002784, ИНН 1644053250),
к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС ЖЭУ-3", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания АЛСУ", общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-7", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альметьевск",
о признании незаконными решений в части включения в реестры лицензий ООО "УК Алсу", ООО "УК "Альянс ЖЭУ-3", ООО "ЖЭУ-7", ООО "УК "Альметьевск" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, о признании незаконными решений в части включения в реестры лицензий ООО "УК Алсу", ООО "УК "Альянс ЖЭУ-3", ООО "ЖЭУ-7", ООО "УК "Альметьевск" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:
- от 23.04.2019 (г. Альметьевск, ул. Радищева, дом 16),
- от 13.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Заслонова, дом 16),
- от 24.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Джалиля, дома 10, 13, 17, 23, 25, 27),
- от 24.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Шевченко, дома 42, 44, 46, 46а, 50, 54, 58, ул.Лермонтова, дома 43, 45, 47, 49, 51, 53, ул. Джалиля, дом 4),
- от 27.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Заслонова, дом 2),
- от 28.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Джалиля, дом 15, ул. Ленина, дома 57, 67),
- от 29.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Джалиля, дома 5, 29, ул. Ленина, дома 51, 55, 61, 63, 65, ул. Заслонова, дом 6),
- от 29.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Радищева, дом 24),
- от 31.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Ленина, дом 47),
- от 31.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Тимирязева, дома 52, 54, ул. Джалиля, дом 21, ул.Заслонова, дома 10, 18, ул. Ленина, дома 41, 43, 49, 53),
- от 31.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Заслонова, дом 4),
- от 31.05.2019 (г. Альметьевск, ул. Ленина, дом 59, ул. Радищева, дом 53, ул.Тимирязева, дома 34, 36, ул. Пушкина, дом 68),
об обязании устранить нарушения прав путем включения ООО "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ" в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению указанными многоквартирными домами.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС ЖЭУ-3", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания АЛСУ", общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок-7", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Альметьевск".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований. Доводы жалобы основаны на том, что суд первой инстанции не провел проверку правомерности решений общих собраний жильцов пятидесяти трех многоквартирных домов, которые перешли под управление других управляющих организаций.
В материалы дела поступили отзывы Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС ЖЭУ-3" на апелляционную жалобу, где просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы, ответчика и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции от управляющих организаций поступили заявления:
- от ООО "АЛЬЯНС ЖЭУ-3" о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан (далее - Реестр лицензий Республики Татарстан) многоквартирных домов, расположенных по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Джалиля, дома 5, 10, 13, 15, 17, 21, 23, 25, 27, 29, ул. Ленина, дома 41, 43, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 61, 63, 65, 67, ул. Заслонова, дома 6, 10, 18, ул. Тимирязева, дома 52, 54;
- от ООО "Управляющая компания АЛСУ" о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан многоквартирных домов, расположенных по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Заслонова, дома 2, 4, 16;
- от ООО Управляющая компания "Альметьевск" о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан многоквартирных домов, расположенных по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Радищева, дома 16, 24;
- от ООО "Жилищно-эксплуатационный участок-7" о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан многоквартирных домов, расположенных по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 59, ул. Лермонтова, дома 43, 45, 47, 49, 51, 53, ул. Джалиля, д. 4, ул. Пушкина, д. 68, ул. Радищева, д. 53, ул. Тимирязева, дома 34, 36, ул. Шевченко, дома 42, 44, 46, 46А, 50, 54, 58.
По результатам проверки данных обращений и представленных документов инспекцией оформлены соответствующие заключения о соответствии представленных заявлений и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Приказ N 938/пр, Порядок), о достоверности содержащихся в заявлениях сведений и о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан в сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют указанные управляющие организации.
Инспекцией приняты решения от 24.05.2019, от 28.05.2019, от 29.05.2019 и от 31.05.2019, которыми внесены изменения в Реестр лицензий Республики Татарстан: исключены из Реестра лицензий общества с 31.05.2019 и включены в Реестр лицензий ООО "АЛЬЯНС ЖЭУ-3" с 01.06.2019 многоквартирные дома, расположенные по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Джалиля, дома 5, 10, 13, 15, 17, 21, 23, 25, 27, 29, ул. Ленина, дома 41, 43, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 61, 63, 65, 67, ул. Заслонова, дома 6, 10, 18, ул.Тимирязева, дома 52, 54.
Инспекцией приняты решения от 13.05.2019, от 27.05.2019 и от 31.05.2019, которыми внесены изменения в Реестр лицензий Республики Татарстан: исключены из Реестра лицензий общества с 31.05.2019 и о включении в Реестр лицензий ООО "Управляющая компания АЛСУ" с 01.06.2019 многоквартирные дома, расположенные по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Заслонова, дома 2, 4, 16.
Инспекцией приняты решения от 23.04.2019 и от 29.05.2019, которыми внесены изменения в Реестр лицензий Республики Татарстан: исключены из Реестра лицензий общества с 30.04.2019 и с 31.05.2019 и о включены в Реестр лицензий ООО Управляющая компания "Альметьевск", соответственно, с 01.05.2019 и с 01.06.2019 многоквартирные дома, расположенные по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Радищева, дома 16, 24.
Инспекцией приняты решения от 24.05.2019 и от 31.05.2019, которыми внесены изменения в Реестр лицензий Республики Татарстан: исключены из Реестра лицензий общества с 31.05.2019 и о включены в Реестр лицензий ООО "Жилищно-эксплуатационный участок-7" с 01.06.2019 многоквартирные дома, расположенные по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Шевченко, дома 42, 44, 46, 46А, 50, 54, 58, ул. Лермонтова, дома 43, 45, 47, 49, 51, 53, ул. Джалиля, д. 4, ул. Ленина, д. 59, ул.Радищева, д. 53, ул. Тимирязева, дома 34, 36, ул. Пушкина, д. 68.
Общество, не согласившись с указанными решениями инспекции, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что право выбора управления в многоквартирных домах принадлежит собственникам помещений в данном доме.
Как следует из статьи 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 названной статьи, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В силу пункта 2 Приказа N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
- адрес многоквартирного дома;
- основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
- реквизиты договора управления многоквартирным домом;
- данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно пункту 3 Приказа N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата),
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 9 Приказа N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 данного Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 данного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 данного Порядка.
В соответствии с пунктом 4 Приказа N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 данного Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 данного Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В Республике Татарстан исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю является Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (Приказ Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 01.11.2018 N 435 "Об утверждении Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (зарегистрировано в Минюсте Республики Татарстан 23.11.2018 N 4991).
Как следует из материалов дела, инспекцией проведены проверки представленных управляющими организациями заявлений о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Татарстан и документов в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Альметьевский район, г. Альметьевск, ул. Джалиля, дома 4, 5, 10, 13, 15, 17, 21, 23, 25, 27, 29, ул. Ленина, дома 41, 43, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, ул.Заслонова, дома 2, 4, 6, 10, 16, 18, ул. Тимирязева, дома 34, 36, 52, 54, ул. Радищева, дома 16, 24, 53, ул. Шевченко, дома 42, 44, 46, 46А, 50, 54, 58, ул. Лермонтова, дома 43, 45, 47, 49, 51, 53, ул. Пушкина, д. 68 (далее - спорные многоквартирные дома).
В ходе данных проверок инспекцией установлено соответствие представленных заявлений и документов требованиям Приказа N 938/пр и достоверность содержащихся в них сведений. По результатам данных проверок инспекцией оформлены соответствующие заключения.
С учетом положений приведенных выше норм ЖК РФ и Приказа N 938/пр представление лицензиатами заявлений и документов расценено инспекцией в качестве достаточных оснований для внесения изменений в Реестр лицензий Республики Татарстан. Инспекцией приняты оспариваемые решения о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Татарстан, которыми в установленном действующим законодательством порядке внесены соответствующие изменения в данный реестр лицензий.
Согласно пункту 5 Приказа N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 данного Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнение заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Приказа N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам проверки представленных управляющими организациями заявлений и документов инспекцией установлено соответствие указанных документов и содержащихся в них сведений требованиям Приказа N 938/пр, что свидетельствует, в том числе, об установленном отсутствии признаков ничтожности решений общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах.
То обстоятельство, что в заключениях инспекции не указаны результаты проверки каждого из условий, указанных в пункте 5 Порядка, само по себе не может служить основанием для вывода, что проверка данных условий, в том числе выявление признаков ничтожности решений общих собраний собственников помещений, инспекцией не проводилась. Напротив, оформление инспекцией по результатам проверок заключений, содержащих предложения о принятии органом государственного жилищного надзора оспариваемых решений, свидетельствует о фактическом проведении таких проверок. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В ходе рассмотрения дела заявителем не представлено сведений об обжаловании в установленном порядке результатов собраний собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных посредством очно-заочного голосования, а также протоколов о выборе Обществ с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС ЖЭУ-3", "Управляющая компания АЛСУ", "Жилищно-эксплуатационный участок-7", Управляющей компании "Альметьевск" управляющими организациями спорных многоквартирных домов, либо договоров управления данными многоквартирными домами с указанными управляющими организациями.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан правом признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не наделена.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно посчитал доводы заявителя несостоятельными и не подтверждающимися материалами дела.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о ничтожности решений общих собраний собственников помещений из-за отсутствия кворума также правомерно отклонены судом первой инстанции, как не подтвержденные соответствующими доказательствами.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции безосновательно отказал заявителю в ходатайстве об истребовании у инспекции прилагаемых к протоколам общих собраний письменных решений собственников жилых помещений МКД судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу ч. 1 ст. 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
На основании ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ч. 2 ст. 7 АПК РФ, суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 2 ст. 8 АПК РФ стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 9 АПК РФ суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Судопроизводство в суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Согласно п. 4 ст. 66 АПК РФ суд вправе истребовать доказательство от лица, у которого оно находится, по ходатайству лица, участвующего в деле и не имеющего возможности самостоятельно получить это доказательство.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность ответчика самостоятельно получить указанные доказательства.
Выполнение сторонами процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения на иск, так же как и реализация права на представление доказательств по делу (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 64 АПК РФ) не обусловлены истребованием либо неистребованием доказательств судом (Определение ВАС РФ от 22.10.2010 г. N ВАС-17058/10).
Учитывая, что у суда отсутствует обязанность по сбору доказательств и их истребованию в отсутствие доказательств невозможности их самостоятельного получения лицом, участвующим в деле, без вмешательства судебной власти, заявленное обществом ходатайство об истребовании доказательств обоснованно отклонено судом первой инстанции.
При этом апелляционный суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства. Отказ суда в истребовании дополнительных доказательств не является процессуальным нарушением.
Вместе с тем, ст. 71 АПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В настоящем случае апелляционный суд исходит из достаточности представленных по делу доказательств и отсутствия необходимости истребования дополнительных доказательств.
Ссылка заявителя на судебную практику не принимается во внимание, поскольку выводы, сделанные в судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Кроме того, оспаривание обществом приказа инспекции по формальным основаниям не может быть направлено на восстановление права, поскольку имеется волеизъявление жильцов дома о смене управляющей компании.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции заявителем госпошлина уплачена в большем размере, чем установлено ст.333.21 НК РФ, ему следует выдать справку на её возврат из федерального бюджета в сумме 1.500 руб..
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2019 по делу N А65-20361/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "СОЮЗ" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1.500 руб. 00 коп., уплаченной при обращении в суд с апелляционной жалобой.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20361/2019
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационный участок "Союз", г.Альметьевск
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ООО "Альянс ЖЭУ-3", г.Альметьевск, ООО "Жилищно-Эксплуатационный участок N7", г.Альметьевск, ООО "ЖЭУ"-7, ООО "Управляющая компания "Алсу", г.Альметьевск, ООО "Управляющая компания "Альметьевск", г.Альметьевск, 11 ААС РФ
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60324/20
23.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20437/19
18.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20361/19
25.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14146/19
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-20361/19