г. Чита |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А19-13235/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2019 года по делу N А19-13235/2019,
установил:
Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ОГРН 1033800006888, ИНН 3818013887, далее - заявитель, организация, отделение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, изложенного в письме N 02-91-3556/19 от 05.04.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2019 года по делу N А19-13235/2019 заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что срок для заключения охотхозяйственного соглашения в рамках площади, определенной в долгосрочной лицензии, считается пропущенным с даты вступления в силу Приказа Минприроды N 137, т.е. с 02.07.2017. А значит, с этого времени Усть-Кутское ГОИООООиР не может заключить охотхозяйственное соглашение на 3 221 300 га, так как испрашиваемая площадь превышает установленный размер максимальной площади охотничьих угодий для Усть-Кутского района Иркутской области.
Кроме того, полагает, что при вынесении решения по настоящему делу судом не была дана оценка тому факту, что Усть-Кутским ГОИООООиР были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Иркутской области в сфере охотничьего хозяйства, охоты, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в связи с чем, Территориальным управлением министерства по Усть-Кутскому лесничеству в адрес общественной организации были направлены предписания N N 2, 3, 4.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 28.09.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11 июля 2007 года заявителю выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ N 6596, сроком действия с 11.07.2007 по 11.07.2032.
10 декабря 2007 года между организацией и администрацией Иркутской области заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акваторий), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира.
21 марта 2019 года организация обратилось в министерство с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на основании указанной долгосрочной лицензии серии ХХ N 6596 от 11.07.2007.
Письмом N 02-91-3556/19 от 05.04.2019 заявителю отказано в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении заявленной площади охотничьих угодий, поскольку испрашиваемая площадь охотничьих угодий в 3 221 300 га превышает установленный максимальный размер площади охотничьих угодий для Качугского района Иркутской области, который составляет 400 000 га.
Не согласившись с отказом, выраженном в письме заинтересованного лица, полагая, что он является незаконным и нарушает права и законные интересы организации, заявитель обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пункта 64 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 155-пп от 27.02.2018, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе по заключению охотхозяйственных соглашений с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2009 "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в действие с 01.04.2010 (далее - Закон об охоте).
Статьей 27 Закона об охоте предусмотрено, что предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.
Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ. При этом в соответствии с частью 2 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению.
Согласно части 3 статьи 71 Закона об охоте (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2017 N 224-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
В силу части 4 стать 71 Федерального закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - постановление N 17-П) часть 3 статьи 71 Закона об охоте в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте (пункт 5.2 постановления).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.3 постановления установил следующий порядок исполнения принятого постановления. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Закона об охоте приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит (абзац 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Закона об охоте (абзац 3). Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат (абзац 4).
Из вышеизложенного следует, что реализация права на заключение охотхозяйственных соглашений могла быть осуществлена обществом только после устранения законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте и внесения соответствующих изменений в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также при соблюдении условий, изложенных в пункте 5.3 постановления N 17-П, при этом течение пятилетнего срока, в пределах которого заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением на заключение охотхозяйственных соглашений, также приостановлено.
С 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Закона об охоте; часть 3 статьи 71 Закона об охоте изложена в следующей редакции: "Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет".
Из названных правовых норм следует, что законодатель, подтвердив действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусмотрел иной порядок регулирования правоотношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов (заключение охотохозяйственных соглашений), соблюдение которого обязательно. При этом сохранение права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в части 1 статьи 71 Закона об охоте, обусловлено наличием у них долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и ранее заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.
Частью 9 статьи 71 Закона об охоте предусмотрено, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4.1 постановления N 17-П, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона N 52-ФЗ от 24.04.1995 "О животном мире", со дня вступления в силу Закона об охоте предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В случае заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотхозяйственного соглашения они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Законом об охоте, в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий.
Кроме того, по смыслу части 9 статьи 71 Закона об охоте на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.
Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что такое правовое регулирование согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
Из указанного следует, что заинтересованное лицо в течение 5 лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий могло получить без проведения аукциона право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет охотничьи угодья площадью, превышающей максимальную площадь охотничьих угодий, т.е. ранее занимаемой площадью.
При этом в случае позднего обращения право долгосрочного пользования животным миром прекращается.
Согласно части 10 статьи 71 Закона об охоте максимальный размер охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не может превышать максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное, период приостановления применения части 3 статьи 71 Закона об охоте составил более чем 2 года и 45 дней.
Приказ Минприроды России от 18.05.2012 N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - приказ N 137) вступил в силу 02.07.2012.
Вместе с тем, в силу требований пункта 5.3. постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П и Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ применение пятилетнего срока, устанавливаемого частью 9 статьи 71 Закона об охоте, было продлено на срок приостановления применения части 3 статьи 71 Закона об охоте (более чем на 2 года и 45 дней), т.е. до сентября 2019 года.
Апелляционной коллегией установлено, что поскольку в период приостановления части 3 статьи 71 Закона об охоте организация не могла реализовать право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, которые находятся у нее в пользовании на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (срок действия лицензии, выданной обществу в 2007 году, установлен на 25 лет), применение после 10.08.2017 к заявителю ограничения в виде максимальной площади охотугодий не соответствует положениям статьи 71 Закона об охоте в ее истолковании, приведенном в постановлении N 17-П, следовательно, принимая во внимание приостановление Конституционным Судом Российской Федерации применения части 3 статьи 71 Закона об охоте (пункт 5.3 постановления N 17-П) и обращение с заявлением в разумный срок, пятилетний срок на реализацию права общество не пропустило.
Таким образом, довод министерства о пропуске заявителем сроков для заключения охотхозяйственного соглашения и его праве заключить охотхозяйственное соглашение в пределах максимальной площади охотничьих угодий, которая установлена приказом Минприроды отклоняется судом апелляционной инстанции.
Министерство согласно части 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ обязано было заключить с Усть-Кутским городским отделением Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов охотхозяйственное соглашение на предоставление территории общей площадью 3 221 300 га.
Довод министерства о том, что площадь охотничьих угодий 400 000 га установлена в пределах Усть-Кутского района Иркутской области, суд также находит неправомерным.
В силу статьи 2 Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 93-оз "О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области", приложения N 9 к указанному Закону в состав территории Усть-Кутского муниципального образования входят территории следующих муниципальных образований: Верхнемарковское муниципальное образование; Нийское муниципальное образование; Подымахинское муниципальное образование; Ручейское муниципальное образование; Звезднинское муниципальное образование; Усть-Кутское муниципальное образование (городское поселение); Янтальское муниципальное образование, а также межселенная территория, на которой расположены земли следующих населенных пунктов: село Боярск; село Омолой; село Орлинга; село Тарасово; деревня Жемчугова.
По смежеству с Катангским районом. От точки смежества Усть-Илимского, Катангского и Усть-Кутского районов граница Усть-Кутского муниципального образования начинается в вершинах притоков р. Кута, Берея и Ичеда (руч. Дедитку) и идет в юго-восточном направлении, пересекая вершину горы с отметкой 516, огибая приток р. М.Ичеда Пурта, до пересечения р. Кута (в устье р. М.Ичеда). Далее граница идет по р. Кута до притока Джегдон, поворачивая в северо-восточном направлении по притоку р. Кута Джегдон, поворачивая на север, пересекает вершину горы с отметкой 638, проходит по водоразделу между притоками речек Б.Ичеда и Бол. Тира, пересекает вершину горы с отметкой 672, огибая вершину р. Н.Тунгуска, идет в северо-восточном направлении по водоразделу между вершинами притоков р. Н.Тунгуска и р. Непа до точки смежества трех районов, начальная точка которой расположена между вершинами речек Левая Неригонгда и Гульмок 2 (приток р. Н.Тунгуска).
По смежеству с Киренским районом. От точки смежества трех районов - Катангского, Киренского и Усть-Кутского - граница идет в юго-восточном направлении, пересекая вершину горы с отметкой 574 по водоразделу между притоками (р. Н.Тунгуска) Аян и Букта, через вершину горы с отметкой 594 до пересечения реки Н.Тунгуска. От р. Н.Тунгуска граница идет через вершины гор с отметкой 579, доходя до изгиба ранее существующей границы на вершине с отметкой 575. Точкой отсчета является пересечение границ квартальных столбов 21 и 22 Киренского лесхоза Карелинского лесничества, далее по землям Гослесфонда по восточным границам кварталов 35, 53, 72, 97, 121, 142, 162, 183, 206 на протяжении 23 км, следуя до пересечения с речкой Правая Казимирка, далее напрямую по восточным границам кварталов 227, 249, 256, 276, 291, 309, 329, 351 с выходом на р. Лена на протяжении 30 км, проходя через вершины с отметками 570,8, 427,6, 496,1, 505,4, пересекая р. Лена, выходит на границу земель Киренского лесхоза Карелинского лесничества вдоль квартала 375, затем поворачивает в восточном направлении в 2 км до западной окраины п. Улькан, далее поворачивает на юг и идет вдоль восточной границы квартала 376 Киренского лесхоза Карелинского лесничества до пересечения с устьем ручья Глубокий, где поворачивает на запад и идет по южным границам кварталов Киренского лесхоза Карелинского лесничества 376, 375, 374, 373 на протяжении 7,0 км. Далее поворачивает на север и идет по западной окраине квартала 373, поворачивает на запад и идет по южной и западной границам кв. 341 Киренского лесхоза Карелинского лесничества, поворачивает на запад 2,2 км и идет по южной границе квартала 323 Киренского лесхоза Карелинского лесничества, затем поворачивает на север и проходит через вершину с отметкой 610,2 и идет до пересечения со старой границей района. Проходит параллельно р. Лена в юго-западном направлении по старой границе Усть-Кутского района до пересечения с новой через вершины с отметками 695,6, 561, 647,9, 681,8, от вершины с отметкой 706 поворачивает в восточном направлении и идет по верховьям левых притоков р. Улькан до пересечения с новой границей, которая является местом пересечения лесовозной автодороги и геологического профиля и границы Усть-Кутского и Киренского районов, далее поворачивает на юго-запад и идет по геологическому профилю 25,6 км до пересечения с рекой Молчан. Далее от правового притока р. Молчан идет до пересечения с Северо-Байкальским отделением ВСЖД на 837 км и р. Ния до пересечения с ЛЭП и поворачивает на восток, далее в 1,1 км от вершины с отметкой 762,3 поворачивает на юго-восток до пересечения с ЛЭП, далее поворачивает на восток до пересечения со старой границей района. Далее граница проходит по западной окраине п. Небель Казачинско-Ленского района.
По смежеству с Казачинско-Ленским районом. От точки смежества Киренского, Казачинско-Ленского и Усть-Кутского районов граница идет от западной окраины п. Небель Казачинско-Ленского района, пересекает ВСЖД Северо-Байкальского отделения, далее идет по водоразделу рек Таковка и Берая Таюрская с запада, Берея и Чалбун с востока, пересекает вершины с отметками 952,6, 906,0, 967,4, 1031,8, далее по водоразделу рек Бильба и Кандакан через вершину с отметкой 1006,8, далее по водоразделу реки Таюра и левых притоков р. Ханда и заканчивается в вершине рек Таюра и Поворотная.
По смежеству с Жигаловским районом. От точки смежества Казачинско-Ленского, Жигаловского и Усть-Кутского районов граница идет в юго-западном направлении, огибая вершины речек Поворотная с ее притоками, Афончиков и ручей Синий Правый, пересекая вершины гор с отметками 1155, 1117, 1098, доходит до реки Орлинга и пересекает ее двумя километрами ниже устья ручья Синий Правый. Огибая приток р. Закобенинская, выходит на границу отделения коопзверопромхоза (д. Дядина) пересекает р. Лена на расстоянии 1,8 км от д. Дядина в сторону Усть-Кутского района. Далее граница идет от р. Лена, огибая вершины речек Н.Сарафаниха, Рассоха, Горевая и Илиньга Жигаловского района, до границы с Усть-Удинским районом.
По смежеству с Усть-Удинским районом. От точки смежества Жигаловского, Усть-Удинского и Усть-Кутского районов граница идет в северном направлении, огибая р. Аталанга с ее притоками, до границы с Нижнеилимским районом.
По смежеству с Нижнеилимским районом. От точки смежества Усть-Удинского, Нижнеилимского и Усть-Кутского районов граница идет в северном направлении по водоразделу до р. Купа и притоков р. Лена - речек Верхняя и Нижняя Котыма, Селенга и Турука, пересекает р. Купа на устье ручья Надеин, затем поворачивает на запад по хребту между ручьями Надеин и Волоковой, выходит на водораздел рек Подъемная и Березовая, огибает вершину р. Подъемная с западной стороны и идет водоразделом р. Читорма (приток р. Игирма) и р. Кута (притоки р. Кута-Каймонка, Половинная и Большая Бобровка). Огибает р. Тагно (приток Читорма) и выходит на водораздел рек Игирма и Кута.
По смежеству с Усть-Илимским районом. От точки смежества Нижнеилимского, Усть-Илимского и Усть-Кутского районов граница огибает с юга вершину р. Катанга (Подкаменная Тунгуска). Далее граница идет водоразделом р. Катанга и речек бассейна р. Лена (речки Кольдякчин и Берея), через гору Коврижка с отметкой 612,9 в вершине р. Кольдякчин, кончается между вершинами речек Берея (приток р. Кута) и Ухань (приток р. Катанга) на границе с Катангским районом.
Таким образом, предоставленная Усть-Кутскому городскому отделению Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов территория площадью в размере 3 221 300 га расположена в границах 7 муниципальных образований, 5 межселенных территориях общая площадь которых (Усть-Кутского муниципального района Иркутской области) составляет 3 221 300 га, что подтверждается описанием границ приведенных в распоряжении N 319-рз от 02.07.2007.
Пунктом 16.1 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 N 512, с целью обеспечения безопасности при осуществлении охоты запрещается осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия лишь ближе 200 метров от жилья. Общие ограничения охоты установлены разделом 8 указанных Правил.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 17.06.2016 N 307-КГ15-17678 по делу N А56-65188/2014.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что испрашиваемая территория превышает установленный размер максимальной площади охотничьих угодий для Усть-Кутского района Иркутской области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности оспариваемого отказа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 05.04.2019 г. N 02-91-3556/19 в заключении охотхозяйственного соглашения.
Довод министерства о том, что при вынесении решения по настоящему делу судом не была дана оценка тому факту, что Усть-Кутским ГОИООООиР были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Иркутской области в сфере охотничьего хозяйства, охоты, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в связи с чем, Территориальным управлением министерства по Усть-Кутскому лесничеству в адрес общественной организации были направлены предписания N N 2, 3, 4.
Указанные обстоятельства не являлись основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, а потому в предмет рассмотрения по настоящему делу включены быть не могут, поскольку суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия (по аналогии пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
В данном случае арбитражный суд фактически изменил бы основания оспариваемого решения, что противоречит принципу состязательности, поскольку в таком случае арбитражный суд восполняет выявленные недостатки за соответствующий орган, чье решение оспаривается в судебном порядке.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2019 года по делу N А19-13235/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13235/2019
Истец: Усть-Кутское городское отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области