город Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
дело N А40-206669/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВИТ-Прогресс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2019
по делу N А40-206669/19, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ООО "ВИТ-Прогресс" (ОГРН 1197746458601)
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
(ОГРН 1027739830161)
о признании недействительными актов;
при участии:
от заявителя - Зенин В.А. - генеральный директор;
от заинтересованного лица - Вовк А.С. по доверенности от 29.12.2018;
установил: ООО "ВИТ-Прогресс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы о признании недействительными актов от 11.10.2017 N 15793, от 24.05.2018 N 19985, от 10.10.2018 N 22930.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2019 в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департаментом экономической политики и развития г. Москвы в отношении объектов, расположенных по адресам: Москва, проспект Вернадского, дом 86Б; Москва, улица Большая Филевская, дом 21, корп. 1; Москва, Каширское шоссе, дом 26, корп. 1 используемых ООО "ВИТ - Прогресс" для ведения предпринимательской деятельности составлены акты о выявлении нового объекта обложения торговым сбором N 15793 от 11.10.2017, N 19985 от 24.05.2018, N 22930 от 10.10.2018.
Указанные акты направлены в адрес ООО "ВИТ-Прогресс" письмами Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.10.2017 N ДПР-30-5563/17, N ДПР-30-2657/18, от 16.10.2018 N ДПР-30-5208/18, что подтверждается реестрами отправки, представленными в материалы дела.
Посчитав вышеуказанные акты незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Заявитель указывает, что основным видом деятельности заявителя, который осуществлялся на объекте, является деятельность по обслуживанию очковой оптики, объект находится в пользовании у заявителя и указывает на то, что кроме мастерской есть еще пункты приема - выдачи заказов и продажи сопутствующих товаров. Соответственно, по мнению ООО "ВИТ - Прогресс", общество освобождено от уплаты торгового сбора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых актов действующему законодательству.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в п. 1 настоящей ст. (п. 2 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве.
В соответствии с положениями п. 1.1 Порядка указанный порядок устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2 Порядка определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
Согласно п. 3.1 Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте
уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3 Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГБУ "Центр налоговых доходов", ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" информация об объектах осуществления торговли, в которых ООО "ВИТ - Прогресс" осуществляет торговую деятельность, включена в список объектов, а именно: информационную карту от 22.08.2017 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: Москва, проспект Вернадского, д. 86Б с наименованием "Оптика". Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/depr) 15.09.2017; информационную карту от 20.03.2018 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: Москва, ул. Большая Филевская, д. 21, корп. 1 с наименованием "Оптика". Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/depr) 28.04.2018; информационную карту от 06.08.2018 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: Москва, Каширское шоссе, д. 26, корп. 1 с наименованием "Оптика". Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/depr) 14.09.2018.
В соответствии с положениями п. 4.1. Порядка правообладатель объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило обращение в срок, указанный в настоящем пункте, уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении объектов из списка объектов.
По истечении установленного п. 4.1 Порядка срока ДЭПиР составлены акты N 15793 от 11.10.2017, акт N 19985 от 24.05.2018, акт N 22930 от 10.10.2018 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
В соответствии с п. 8.1 Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Заявитель обратился в адрес Департамента с жалобой об отмене актов только 05.06.2019.
В связи с пропуском срока для подачи жалобы Департаментом отказано в ее передаче на рассмотрение Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве.
Сопроводительным письмом от 18.06.2019 N ДПР-3-475/16 ДЭПиР направлена информация заявителю.
Материалами дела подтверждено, что торговая деятельность, осуществляемая заявителем через объекты, является объектом обложения торговым сбором.
Заявитель указывает, что ООО "ВИТ - Прогресс" освобождено от уплаты торгового сбора в отношении торговли проводимой на объектах и не обязано уплачивать торговый сбор, поскольку данные помещения являются пунктами приема - выдачи заказов и оборудованы витринами, на которых располагаются оправы для очков, которые не являются готовыми изделиями
Вместе с тем, квалификация деятельности, фактически осуществляемой обществом через объекты торговли иная.
В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории г. Москвы.
Пунктом 1 ст. 412 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такие виды торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями).
Статьей 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Из п. 1.5 Порядка следует, что к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся: отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или индивидуальным
предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.5.1 Порядка); расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным
предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.5.2 Порядка).
Таким образом, организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В силу п. 72 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, торговля по образцам - это форма розничной торговли, осуществляемая по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Статья 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Пунктом 124 ГОСТа Р 51303-2013 установлено, что выкладкой товаров является размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям.
Выкладка и демонстрация товара осуществляются не только в стеклянных шкафах и витринах, но и на стенах торгового объекта.
Пунктом 2 ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
С учетом приведенных норм, выставление образца товара в месте продажи (на прилавках, витринах, стендах и т.п.) является демонстрацией товара, то есть публичной офертой договора розничной купли-продажи.
В силу п. п. 13, 14, 16, 17 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918 в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров.
Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров (п. 13); - образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами (п. 14); - образцы товаров, требующие ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются в присутствии продавца - консультанта (п. 16); - образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений. Изделия аудио- и видеотехники, музыкальные товары, фото- и киноаппаратура, часы, бытовая техника и другие товары, не требующие специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию, демонстрируются в действующем состоянии (п. 17).
В ходе проведения сбора сведений об объекте установлено, что на объекте выставлены образцы реализуемых и предлагаемых к продаже товаров.
Согласно названным фототаблицам, заявителем на момент осуществления сбора информации предлагались к продаже товары - оправы медицинские, солнцезащитные очки, растворы и контейнеры для линз, а также футляры для очков.
Указанные товары не являются товарами, сопутствующими оказанию услуг по ремонту и изготовлению очковой оптики, поскольку имеют самостоятельное назначение и могут быть приобретены вне зависимости от оказания названных услуг.
Все товары снабжены ценниками с наименованием товара, а не услуги, и на объектах отсутствует информация о том, что конкретный товар может быть приобретен только в случае оказания услуги по обслуживанию очковой оптики. Также на ценниках в качестве продавца указывается заявитель.
В соответствии с ч. 2 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 разъяснено, что если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю по образцам на площадях торгового центра (в том числе арендованных), специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки или демонстрации товаров, являются плательщиками торгового сбора.
Также необходимо учитывать, что согласно п. 20 Правил продажи товаров по образцам договор купли-продажи товара может быть заключен как в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.
Выявленные объекты оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений. Товары представлено не в единичном экземпляре, разных размеров и расцветок, что указывает на возможность покупателя изучить товар и подобрать подходящий по различным характеристикам. Кроме того, указанные товары не являются товарами, сопутствующими обслуживанию оптики, имеют самостоятельное назначение и могут быть приобретены вне зависимости от оказания названных услуг.
Довод общества о том, что оно не осуществляет торговлю, а выполняет комплекс обслуживания оптики, противоречат представленному в материалы дела фотоотчету.
В связи с изложенным, деятельность заявителя, осуществляемая с использованием данного объекта, полностью соответствует критериям торговой деятельности.
Налоговое законодательство не устанавливает в качестве квалифицирующего признака для целей обложения торговым сбором наличие либо отсутствие у плательщика торгового сбора законным оснований для использования объекта в качестве торгового.
Департамент правомерно пришел к выводу о том, что заявитель осуществляет торговую деятельность через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, и является плательщиком торгового сбора.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Расписание доступа к документам некоммерческой версии КонсультантПлюс
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2019 по делу N А40-206669/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206669/2019
Истец: ООО "ВИТ-ПРОГРЕСС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ