город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2019 г. |
дело N А32-40101/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Хруль О.В. по доверенности от 22.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2019 по делу N А32-40101/2018
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" (ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар" (далее - АО "Газпром газораспределение Краснодар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 03.08.2018 N 206-55-14 в части пунктов 1, 7, 37, 50, 66, 72, 82, 100, 112, 124, 133, 140, 156, 168, 192, 205, 229, 238, 246, 266, 275, 297, 310, 323, 344, 361, 375, 386, 407, 419, 430, 447, 49, 65, 71, 83, 95, 111, 125, 139, 141, 146, 151, 166, 190, 204, 217, 227, 247, 263, 271, 280, 298, 307, 325, 341, 359, 377, 384, 405, 418, 432, 444, 456, 468, 476, 54, 68, 75, 96, 167, 206, 228, 240, 260, 269, 299, 326, 364, 378, 389, 434, 445, 457, 477.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Газпром газораспределение Краснодар" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в п. 1 оспариваемого предписания описание правонарушения носит общие формулировки, при этом нет конкретизации, отсутствует определенность по каким именно газопроводам сведения не направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ, что должно было быть расценено судом как несоответствие оспариваемого пункта представления требованиям, установленным действующим законодательством. Правила N 878 не являются нормативно-правовым актом в области промышленной безопасности и контроль за исполнением требований Правил N 878 не входит в компетенцию органов Ростехнадзора. Установление в предписании конкретных сроков исполнения пункта 13 Правил N 878 является незаконным. Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 212-55-14 от 10.09.2019 нарушений не выявлено по всем пунктам оспоренного предписания, а не только по п. 1. В предписании претензии по непроведению экспертизы промышленной безопасности относятся конкретно к тем газопроводам, которые указаны в предписании. Общество полагает, что претензий по непроведению экспертизы промышленной безопасности к техническим устройствам, расположенным на газопроводах у Ростехнадзора нет, так они не указаны в оспариваемых пунктах предписания.
АО "Газпром газораспределение Краснодар" полагает, что судом и Ростехнадзором неправильно трактуется понятие газопровода, в связи с чем неверно применяются нормы права в части обязанности проведения экспертизы промышленной безопасности для газопроводов со сроком службы свыше 20 лет. Требования о проведении экспертизы промышленной безопасности ставятся в зависимость от наличия требований промышленной безопасности к таким сооружениям. Обязанность по проведению экспертизы промышленной безопасности газопроводов (как сооружений) со сроком службы более 20 лет не установлена. Правила N 538 не определяют требования к объекту экспертизы, а устанавливают общие требования к порядку проведения экспертизы и её оформлению. Экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства в случаях, предусмотренных ст. 7 Закона N 116-ФЗ и при отсутствии требований промышленной безопасности к таким техническим устройствам. Законом N 116-ФЗ для сооружений на ОПО не предусмотрены случаи для проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений. Таким образом, правила и сроки проведения экспертизы промышленной безопасности для газопроводов законодательством РФ не установлены. Следовательно, требования о проведении экспертизы промышленной безопасности указанных в предписании объектов необоснованно. Здания ГРП не подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями п. 1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности зданий ГРП не установлены. Указанный судом первой инстанции ГОСТ 31937-2011 не является нормативным документом, обязывающим проводить экспертизу промышленной безопасности зданий ГРП. Техническим регламентом для станций катодной защиты (системы ЭХЗ) являются Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N 6.
В отзыве на апелляционную жалобу Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель АО "Газпром газораспределение Краснодар" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 18.06.2018 N 3953-Р в период с 09.07.2018 по 03.08.2018 провело плановую выездную проверку соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар".
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иных нормативно правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, а именно (оспариваемые пункты):
- подпункт 1 предписания от 03.08.2018 N 206-55-14: организация-собственник газораспределительных сетей не обеспечила направление сведений о границах охранных зон газораспределительных сетей, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлением об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также пункта 13 Правил охраны газораспределительных сетей;
- подпункты 7, 37, 50, 66, 72, 82, 100, 112, 124, 133, 140, 156, 168, 192, 205, 229, 238, 246, 266, 275, 297, 310, 323, 344, 361, 375, 386, 407, 419, 430, 447 предписания от 03.08.2018 N 206-55-14: на опасном производственном объекте эксплуатируются технические устройства или сооружения с отсутствующей проектной документацией на них и (или) отсутствием в проектной документации данных о сроке их эксплуатации, при превышении их срока службы более 20 лет. Не проведена экспертиза промышленной безопасности подземных газопроводов (как сооружения, состоящего из технических устройств: компенсаторы, сборники конденсата, отключающие устройства и т.д.), включающая в себя оценку фактического состояния технических устройств, выполненную на основании проведенного технического диагностирования, результаты которого прикладываются к заключению экспертизы промышленной безопасности, чем нарушены требования части 2 статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", пункта 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, а также пунктов 6, 7, 21, 21.1, 21.2, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538;
- пункты 49, 65, 71, 83, 95, 111, 125, 139, 141, 146, 151, 166, 190, 204, 217, 227, 247, 263, 271, 280, 298, 307, 325, 341, 359, 377, 384, 405, 418, 432, 444, 456, 468, 476 предписания от 03.08.2018 N 206-55-14: на опасном производственном объекте эксплуатируются здания ГРП с отсутствующей проектной документацией на здания и (или) отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации зданий. Не проведена экспертиза промышленной безопасности зданиям ГРП, включающая в себя оценку фактического состояния здания, выполненную на основании проведенного обследования, результаты которого прикладываются к заключению экспертизы промышленной безопасности, чем нарушены требования части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также пунктов 7, 21, 21.3, 21.4, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правил проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538;
- подпункты 54, 68, 75, 96, 167, 206, 228, 240, 260, 269, 299, 326, 364, 378, 389, 434, 445, 457, 477 предписания от 03.08.2018 N 206-55-14: на опасном производственном объекте эксплуатируются технические устройства с истекшим сроком эксплуатации (не проведена экспертиза промышленной безопасности или замена установкам электрохимической защиты подземных газопроводов), чем нарушены требования части 2 статьи 7, частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", а также пункта 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал обществу предписание от 03.08.2018 N 206-55-14. В предписании административный орган указал на необходимость устранить указанные нарушения правил промышленной безопасности, в соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 9, части 2 статьи 7, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункт 13 "Правил охраны газораспределительных сетей", пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункт 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и пункт 6, 7, 21, 21.1, 21.2, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждены приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, и пункты 7, 21, 21.3, 21.4, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждены приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538.
Заявитель, не согласившись с предписанием от 03.08.2018 N 206-55-14 в части пунктов 1, 7, 37, 50, 66, 72, 82, 100, 112, 124, 133, 140, 156, 168, 192, 205, 229, 238, 246, 266, 275, 297, 310, 323, 344, 361, 375, 386, 407, 419, 430, 447, 49, 65, 71, 83, 95, 111, 125, 139, 141, 146, 151, 166, 190, 204, 217, 227, 247, 263, 271, 280, 298, 307, 325, 341, 359, 377, 384, 405, 418, 432, 444, 456, 468, 476, 54, 68, 75, 96, 167, 206, 228, 240, 260, 269, 299, 326, 364, 378, 389, 434, 445, 457, 477, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта определены статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), в силу пункта 1 которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).
В силу подпункта "в" пункта 12 статьи 16 Закона N 116-ФЗ должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Предписание от 03.08.2018 N 206-55-14 выдано уполномоченным должностным лицом административного органа в соответствии с подпунктом "в" пункта 12 статьи 16 Закона N 116-ФЗ в связи с выявлением в ходе проведенной в отношении общества плановой выездной проверки нарушений обязательных требований промышленной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к этому Закону.
Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.
В приложении N 2 "Классификация опасных производственных объектов" к Закону N 116-ФЗ (далее - приложение N 2) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к названному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения. В таблице 2 приложения N 2 предусмотрено определение класса опасности в зависимости от того, какое количество воспламеняющихся и горючих газов находится на опасном производственном объекте. В силу пункта 4 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
В силу статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Пунктом 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила N 538), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, предусмотрено, что здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункт 13 Правил N 538).
Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее - Правила N 542).
Согласно пункту 9 Правил N 542 организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийнодиспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации).
Согласно пункту 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент), при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение:
а) утечек природного газа;
б) перемещения газопроводов за пределы опор;
в) вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов;
г) повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода;
д) неисправностей в работе трубопроводной арматуры;
е) повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы;
ж) повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта.
Как видно из материалов дела, плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности проведена на опасных производственных объектах - 350051, Краснодарский край, г. Краснодар, сеть газоснабжения акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" г. Краснодара, в том числе межпоселковая рег. N А30-00236-0010, класс опасности III; 353995, Краснодарский край, г. Новороссийск, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" г. Новороссийска, в том числе межпоселковая рег. N А30-00236-0011, класс опасности III; 352800, Краснодарский край, Туапсинский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Туапсинского района, рег. N А30-00236-0005, класс опасности III; 352690, Краснодарский край, г. Апшеронск, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" г. Апшеронска, рег. N А30-00236-0015, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Гулькевичский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Гулькевичского района, рег. N А30-00236-0027, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Калининский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Калининского района, рег. N А30-00236-0030, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, г. Красноармейский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Красноармейского района рег. N А30-00236-0033, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Крымский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Крымского района, рег. N А30-00236-0036, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Успенский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Успенского района рег. N А30-00236-0052, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Усть-Лабинского района рег. N А30-00236-0053, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Кавказский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Кавказского района рег. N А30-00236-0034, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Курганинский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Курганинского района, рег. N А30-00236-0037, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Отрадненский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Отрадненского района, рег. N А30-00236-0044, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, город-курорт Анапа, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" города-курорта Анапа, в том числе межпоселковая рег. N А30-00236-0019, класс опасности III; 353800, Краснодарский край, Темрюкский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Темрюкского района, рег. N А30-00236-0049, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Белореченский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Белореченского района, рег. N А30-00236-0022, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Ейский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Ейского района, рег. N А30-00236-0029, класс опасности III; 353595, Краснодарский край, Славянский район, х. Прорвенский, х. Черный Ерик, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Черноерковского сельского поселения, в том числе межпоселковая рег. N А30-00236-0004, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Крыловский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Крыловского района, рег. N А30-00236-0035, класс опасности III; 352820, Краснодарский край, г. Сочи, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" г. Сочи, рег. N А30-00236-0007, класс опасности II; 352000, Краснодарский край, Брюховецкий район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Брюховецкого района, рег. N А30-00236-0023, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Кущевский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Кущевского района, рег. N А30-00236-0038, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Тимашевский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Тимашевского района, рег. N А30-00236-0050, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Щербиновский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Щербиновского района, рег. N А30-00236-0054, класс опасности III; 352079, Краснодарский край, Павловский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Павловского района, рег. N А30-00236-0016, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Абинский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Абинского района, рег. N А30-00236-0018, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, г. Армавир, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" г. Армавира, в том числе межпоселковая, рег. N А30-00236-0020, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Динской район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Динского района, рег. N А30-00236-0028, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Кореновский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Кореновского района, рег. N А30-00236-0032, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Лабинский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Лабинского района, рег. N А30-00236-0039, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Новокубанский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Новокубанского района, рег. N А30-00236-0042, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Приморско-Ахтарского района, рег. N А30-00236-0045, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Северский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Северского района, рег. N А30-00236-0046, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Тбилисский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Тбилисского района, рег. N А30-00236-0048, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Тихорецкий район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Тихорецкого района, рег. N А30-00236-0051, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Белоглинский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Белоглинского района, рег. N А30-00236-0021, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, город-курорт Геленджик, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" города-курорта Геленджик, рег. N А30-00236-0025, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Каневской район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Каневского района, рег. N А30-00236-0031, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Новопокровский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Новопокровского района, рег. N А30-00236-001043, класс опасности III; 352690, Краснодарский край, Апшеронский район, г. Хадыженск, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" г. Хадыженска, рег. N А30-00236-0014, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Выселковский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Выселковского района, рег. N А30-00236-0024, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" г. Горячий Ключ, рег. N А30-00236-0026, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Ленинградский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Ленинградского района, рег. N А30-00236-0040, класс опасности III; 352000, Краснодарский край, Мостовской район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Мостовского района, рег. N А30-00236-0041, класс опасности III; 353000, Краснодарский край, Староминский район, сеть газоснабжения АО "Газпром газораспределение Краснодар" Староминского района, рег. N А30-00236-0047, класс опасности III.
В связи с выявлением на вышеперечисленных объектах нарушений административный орган выдал обществу предписание от 03.08.2018 N 206-55-14, в котором указал на необходимость устранить нарушения правил промышленной безопасности, в соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 9, части 2 статьи 7, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункт 13 "Правил охраны газораспределительных сетей", пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункт 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и пункт 6, 7, 21, 21.1, 21.2, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждены приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, и пункты 7, 21, 21.3, 21.4, 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждены приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538.
Согласно пункту 13 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, исполнительная съемка газораспределительных сетей и границ их охранных зон выполняется в единой государственной или местной системах координат и оформляется в установленном порядке. Организации - собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав сведений о границах охранных зон газораспределительных сетей, направляемых указанными организациями в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлением об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей.
На данные земельные участки в соответствии с подпунктом 14 Правил охраны газораспределительных сетей должны быть наложены ограничения (обременения), которыми запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, устраивать свалки и склады, огораживать и перегораживать охранные зоны, разводить огонь и размещать источники огня и т.д.
Согласно пояснениям управления указанный пункт направлен на выполнение обществом обязанности по направлению сведений о границах охранных зон газораспределительных сетей в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлением об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей. Срок, установленный в части 2 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (до 01.01.2022), предоставлен для внесения сведений о местоположении границ с особыми условиями использования территории в государственный кадастр недвижимости.
Довод общества об отсутствии у заинтересованного лица полномочий по проверке соблюдения требований Правил N 878 правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный, противоречащий полномочиям заинтересованного лица.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал пункт 1 предписания 03.08.2018 N 206-55-14 законным и обоснованным.
Согласно абзацу 14 пункта 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, сеть газораспределения - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со статьей 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
- здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Пунктом 5 Правил N 538 установлено, что основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
На основании пункта 6 Правил N 538 техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
На основании пункта 7 Правил N 538 на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Таким образом, сооружения и технические устройства должны проходить экспертизу промышленной безопасности в случае, если отсутствует проектная документация на них и (или) если имеется такая, но отсутствуют в ней данные о сроке эксплуатации.
В силу пункта 21 Правил N 538 при проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
- при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
- при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
- в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.
Пунктом 21.3 Правил N 538 установлено, что при проведении экспертизы зданий и сооружений анализируется имеющаяся документация:
а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);
б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;
в) акты расследования аварий;
г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях строительных конструкций здания (сооружения).
Согласно пункту 21.4 Правил N 538 обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:
а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объектом технического регулирования в названном Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации утилизации (сноса). Названный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54983-2012 "Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", на который ссылается заявитель, утвержден для добровольного применения, в отличие от обязательных требований в области промышленной безопасности, изложенных в вышеперечисленных документах.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание наличие в материалах дела экспертиз промышленной безопасности на подземные газопроводы, заказанные заявителем, в том числе, в 2018 году.
Учитывая изложенное, пункты 7, 37, 50, 66, 72, 82, 100, 112, 124, 133, 140, 156, 168, 192, 205, 229, 238, 246, 266, 275, 297, 310, 323, 344, 361, 375, 386, 407, 419, 430, 447 предписания 03.08.2018 N 206-55-14 правомерно признаны судом законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил N 538 на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Вместе с тем, абзацем 7 пункта 7 Правил N 538 установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Из содержания подпункта 8 пункта 26 Правил N 538 следует, что заключение экспертизы должно содержать результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 384-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям на опасном производственном объекте установлены пунктом 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 N 542 (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 N 30929).
Пунктом 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542, установлено, что организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разработано Руководство по безопасности "Методика технического диагностирования пунктов редуцирования газа" (далее - Руководство по безопасности).
Данное Руководство по безопасности утверждено в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
В соответствии с пунктом 14 Руководства по безопасности результаты технического диагностирования пункта редуцирования газа (далее - ПРГ) используются для оценки их фактического состояния при проведении экспертизы промышленной безопасности ПРГ. В случае если обследование здания и сооружений ПРГ, в том числе сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов, проводится одновременно с техническим диагностированием ПРГ, оно осуществляется с учетом ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Согласно пункту 7 Руководства по безопасности техническое диагностирование ПРГ проводится с целью определения остаточного срока службы (предельного срока эксплуатации) ПРГ.
В данном случае имеется необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности ГРП, так как ранее указанная экспертиза обществом не проводилась, срок службы не определялся. Таким образом, требования административного органа о проведении экспертизы промышленной безопасности здания ГРП правомерны.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал требования пунктов 49, 65, 71, 83, 95, 111, 125, 139, 141, 146, 151, 166, 190, 204, 217, 227, 247, 263, 271, 280, 298, 307, 325, 341, 359, 377, 384, 405, 418, 432, 444, 456, 468, 476 предписания 03.08.2018 N 206-55-14 законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В силу положений абзаца 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного Федерального закона.
Таким образом, системное толкование приведенных выше норм Закона N 116-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, фактический срок службы которых достиг двадцати лет и в отношении которых отсутствует техническая документация и данные об установленном сроке службы.
В оспариваемом предписании идет речь о технических устройствах с истекшим сроком эксплуатации при отсутствии в технической документации данных о сроке службы таких устройств.
Отраженное в предписании обстоятельство (истечение сроков эксплуатации технических устройств) обществом не оспорено и документально не опровергнуто.
Соответственно, с учетом того, что срок эксплуатации технических устройств истек, а в технической документации на устройства отсутствуют данные о сроке службы таких устройств, контролирующий орган обоснованно вменил обществу непроведение экспертизы промышленной безопасности или замены установок электрохимической защиты подземных газопроводов.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания по устранению нарушений.
Документальные доказательства, объективно препятствующие заявителю исполнить названные требования законодательства, в материалы не представлены. Требования оспариваемого предписания сформулированы ясно и однозначно.
Кроме того, в материалы дела представлено распоряжение органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки от 08.08.2019 N 3671-р в отношении общества с целью установления факта выполнения (невыполнения) ранее выданного предписания от 03.08.2018 N 206-55-14.
По результатам проведения проверки административный орган установил исполнение предписания от 03.08.2018 N 206-55-14, что отражено в акте проверки от 10.09.2019. Указанный акт получен представителем общества Шалимовым Д.В., о чем свидетельствует его подпись. Соответственно, общество выполнило требования обжалуемого предписания. Кроме того, оспариваемое предписание в связи с его снятием с контроля органом, выдавшим данное предписание, негативных правовых последствий для заявителя не создало, не нарушило его законные права и интересы (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2017 N 306-КГ17-7095 по делу N А49-9235/2016).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2019 по делу N А32-40101/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40101/2018
Истец: АО ""Газпром газораспределение Краснодар"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба поэкологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2019/20
23.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21780/19
17.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40101/18
28.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40101/18