г. Челябинск |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А07-34546/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Байковой Гузели Фаритовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2019 по делу N А07-34546/2018.
Индивидуальный предприниматель Байкова Гузель Фаритовна (далее - ИП Байкова, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - администрация, заинтересованное лицо) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков, в рамках которого просила признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1213, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, д. 91, выраженный в письме N 11045 от 07.11.2018, и об обязании администрации заключить с ИП Байковой договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1213, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, д. 91.
Решением суда от 04.10.2019 (резолютивная часть объявлена 23.09.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе её податель указывает, что объект недвижимости расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1198, а земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1213 расположены и граничат с земельными участками, на которых находится магазин, и необходимы для его обслуживания.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), дело рассмотрено арбитражным апелляционным судом в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 02.12.2013 на основании постановления Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 2268 между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ОАО "Интеграл" заключены договоры аренды земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1198.
30 сентября 2015 года между АО "Интеграл" и ИП Байковой заключено шесть договоров о передаче (уступке) прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, находящихся в государственной собственности.
На указанных земельных участках ИП Байковой возведены и зарегистрированы в установленном законом порядке объекты недвижимости.
В последующем объекты недвижимости поставлены на государственный кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера 02:47:060201:1685, 02:47:060201:1686, 02:47:060201:1687, 02:47:060201:1688, 02:47:060201:1689, 02:47:060201:1690.
25 февраля 2016 года между ИП Байковой и администрацией сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан заключены договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1198.
В дальнейшем ИП Байкова реализуя свое право, предусмотренное ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), объединила указанные шесть земельных участков.
В результате такого объединения земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1198 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060201:1751 и 02:47:060201:1752.
После этого объекты недвижимости были снесены, права прекращены.
27 апреля 2016 года ИП Байкова обратилась в администрацию с заявлением о подготовке градостроительного плана земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1751 и 02:47:060201:1752.
04 мая 2016 года ИП Байковой были получены два градостроительных плана земельных участков: N RU03547000-53/1Ю в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:060201:1751 и N RU03547000-53/2Ю в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:060201:1752.
Обществом с ограниченной ответственностью "РегионИнвестГруппУфа" разработан проект строительства "Магазин товаров первой необходимости" и предполагает возведение здания на земельном участке с кадастровым номером 02:47:060201:1751, площадью застройки 1 541,04 кв.м (то еесть не более 50% от 3 224 кв.м).
Указанным проектом также утвержден генеральный план, согласно которому в состав разработанного проекта входит и земельный участок с кадастровым номером 02:47:060201:1752 - для обустройства парковки посетителей магазина (машиноместа временного хранения), пешеходной прогулочной зоной с площадками благоустройства.
16 мая 2016 года ИП Байкова обратилась с заявлением о согласовании проектной документации по объекту: "Магазин товаров первой необходимости", расположенный по адресу: РБ, Уфимский район, СП Зубовский сельсовет, с. Зубово, ул. Серебряная.
Представленная ИП Байковой проектная документация по данному объекту согласована администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и 25.05.2016 получено разрешение на строительство N 02-03547000-57/Ю-2016 на земельном участке с кадастровым номером 02:47:060201:1751.
19 июля 2016 года построенный объект незавершенного строительства был поставлен на кадастровый учет, присвоен номер 02:47:060201:1814, зарегистрировано право собственности.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N 688 от 26.09.2016 земельному участку с кадастровым N 02:47:060201:1751, общей площадью 3 224 кв.м, присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, N 91; объекту незавершенного строительства с кадастровым N 02:47:060201:1814, общей площадью 1 541 кв.м, присвоен адрес: Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, стр. N 91.
18 октября 2016 года в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией Уфимского района ИП Байковой выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства "магазин товаров первой необходимости", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, стр. N 91.
Между тем в августе 2016 года на основании проведенной проверки исполнения законодательства о государственном кадастре недвижимости Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан в интересах государства обратился в Уфимский районный суд Республики Башкортостан с иском к ИП Байковой, Администрации сельского поселения Зубовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация сельского поселения), администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация муниципального района) о признании невозникшим (отсутствующим) права собственности ИП Байковой на объекты недвижимого имущества с назначением "для индивидуального жилищного строительства", зарегистрированные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, как индивидуальные жилые дома, имеющие кадастровые номера: N 02:47:060201:1685, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Серебряная, д. 91, площадью 12,7 кв.м, год завершения строительства здания - 2015; N 02:47:060201:1686, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Серебряная, д. 93, площадью 12,7 кв.м, год завершения строительства здания - 2015; N 02:47:060201:1687, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Лучистая, д. 118, площадью 12,7 кв.м, год завершения строительства здания - 2015; N 02:47:060201:1688, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Серебряная, д. 95, площадью 12,7 кв.м, год завершения строительства здания - 2015; N 02:47:060201:1689, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Лучистая, д. 116, площадью 12,7 кв.м, год завершения строительства здания - 2015; N 02:47:060201:1690, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Лучистая, д. 114, площадью 12,7 кв.м, год завершения строительства здания - 2015; аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами N 02:47:060201:1751, 02:47:060201:1752; восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1198 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства"; признании недействительными сделками договора купли-продажи, заключенные 25.02.2016 между Администрацией сельского поселения и ИП Байковой, а именно: N 2813- ЗУБ/16, N 2814-ЗУБ/16, N2815-ЗУБ/16, N2836-ЗУБ/16, N2835-ЗУБ/16, N2834-ЗУБ/16; возврате Администрации сельского поселения земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, образованный из них земельный участок с кадастровым номером 02:47:060201:1751; земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1211, образованный из них земельный участок с кадастровым номером 02:47:060201:1752.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18.01.2017 по делу N 2-24/2017 исковое заявление прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.06.2017 по делу N 33-9996/2017 решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 18.01.2017 отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к Байковой Гузель Фаритовне, администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании отсутствующим права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными и применении последствий недействительности сделок удовлетворены.
Решением суда признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Байковой Гузель Фаритовны: на здание, назначение - жилой дом, наименование здания - объект индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:47:060201:1685, адресными характеристиками: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Серебряная, д. 91, площадью 12,7 кв.м; на здание, назначение - жилой дом, наименование здания - объект индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:47:060201:1686, адресными характеристиками: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Серебряная, д. 93, площадью 12,7 кв.м; на здание, назначение - жилой дом, наименование здания - объект индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:47:060201:1687, адресными характеристиками: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Лучистая, д. 118, площадью 12,7 кв.м; на здание, назначение - жилой дом, наименование здания - объект индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:47:060201:1688, адресными характеристиками: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Серебряная, д. 95, площадью 12,7 кв.м; на здание, назначение - жилой дом, наименование здания - объект индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:47:060201:1689, адресными характеристиками: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Лучистая, д. 116, площадью 12,7 кв.м; на здание, назначение - жилой дом, наименование здания - объект индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером 02:47:060201:1690, адресными характеристиками: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Зубово, ул. Лучистая, д. 114, площадью 12,7 кв.м.
Признаны недействительными заключенные 25.02.2016 между администрацией сельского поселения и ИП Байковой: договор купли-продажи N 2813-ЗУБ/16 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:47:060201:1211, общей площадью 1 000 кв.м; договор купли-продажи N 2814-ЗУБ/16 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:47:060201:1212, общей площадью 1 000 кв.м; договор купли-продажи N 2815-ЗУБ/16 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:47:060201:1213, общей площадью 943 кв.м; договор купли-продажи N 2836-ЗУБ/16 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:47:060201:1216, общей площадью 1 000 кв.м; договор купли-продажи N 2835-ЗУБ/16 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:47:060201:1196, общей площадью 1 000 кв.м; договор купли-продажи N 2834-ЗУБ/16 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:47:060201:1198, общей площадью 1 223 кв.м.
Применены последствия недействительности сделки: исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:060201:1751, 02:47:060201:1752; восстановлены в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1211 с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Кроме того, принято решение о возврате в собственность муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, образованного из них земельного участка с кадастровым номером 02:47:060201:1751; земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1211, образованного из них земельного участка с кадастровым номером 02:47:060201:1752.
С администрации муниципального района в пользу ИП Байковой взысканы полученные по договорам купли-продажи земельных участков денежные средства всего в размере 132 660 руб. 26 коп.
Названным судебным актом установлено, что зарегистрированные на данных земельных участках объекты не являлись объектами недвижимости, права на которые подлежали государственной регистрации в ГКН.
Указанное обстоятельство привело к предоставлению ИП Байковой земельных участков, на которых данные объекты находились, по заниженной цене. Предоставление ИП Байковой находящихся в муниципальной собственности 6 земельных участков для цели размещения магазина (универсама) и стоянки автомобильного транспорта путем первоначального оформления договоров купли-продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства по сути направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельного участка для размещения магазина и стоянки автомобильного транспорта.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21.06.2017 сторонами исполнено.
29 января 208 года между администрацией муниципального района и ИП Байковой заключены договоры аренды N 4561-ЗУБ/18, N 4562-ЗУБ/18, N 4563-ЗУБ/18, N 4564-ЗУБ/18 на земельные участки 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1213.
Срок действия договоров установлен сторонами с 29.01.2018 по 01.12.2023.
Между администрацией муниципального района и ИП Байковой заключены договоры аренды земельных участков N 4576-ЗУБ/18, N 4575-ЗУБ/18 от 16.02.2018 на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1196.
Срок действия договоров установлен сторонами с 16.02.2018 по 01.12.2023.
02 марта 2018 года ИП Байкова обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального района о признании права собственности на нежилое строение - магазин товаров первой необходимости общей площадью 1 488,3 кв.м, кадастровый номер 02:47:060201:1814, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, д. 91.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.06.2018 года исковые требования удовлетворены, за предпринимателем признано право собственности на нежилое строение - магазин товаров первой необходимости общей площадью 1 488,3 кв.м, кадастровый номер 02:47:060201:1814, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Зубовский сельсовет, село Зубово, ул. Серебряная, д. 91.
ИП Байкова 25.10.2018 обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 0202:47:060201:1196, 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1213.
Рассмотрев обращение предпринимателя, администрация письмом от 07.11.2018 N 11045 отказала в выкупе земельных участков в связи с несоответствием разрешенного использования земельных участков целям использования земельных участков, указанных в заявлении о предоставлении земельных участков.
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность земельных участков, выраженный в письме от 07.11.2018 N 11045, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 ст. 198 АПК РФ предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Как указано выше, ИП Байкова обратилась в администрацию с заявлением от 25.10.2018 о приобретении земельных участков в собственность.
Данные правоотношения подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (ст. 39.1 ЗК РФ).
ИП Байкова является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 02:47:060201:1814, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1216, что подтверждается материалами дела (т. 1, л.д. 46) и сторонами не оспаривается.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
В силу п. 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в ст. 39.16 ЗК РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
На основании п. 3 ст. 85 ЗК РФ использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами допускается в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Учтенный в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в ГКН.
Соответствующие правовые выводы сформулированы в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 12919/11 и от 29.05.2012 N 13016/11.
В силу изложенного, вопрос о том, каким образом фактически используется земельный участок, является юридически значимым и подлежит исследованию и судебной оценке при рассмотрении названного дела. Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1198 имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
При этом согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 02:47:060201:1814, для эксплуатации которого заявителем испрашиваются 6 земельных участков, расположенного на испрашиваемых заявителем земельных участках - магазин товаров первой необходимости (т. 1, л.д. 46).
Таким образом, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что разрешенное использование земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (для индивидуального жилищного строительства), не соответствует фактическому использованию.
Также данный вывод согласуется с выводом эксперта Алчиновой Г.Р. в рамках проведенной судебной землеустроительной экспертизы по делу (т. 3, стр. 29 экспертного заключения).
Данное несоответствие свидетельствует о наличии оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, предусмотренных подп. 14 п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ.
То обстоятельство, что в градостроительных планах земельных участков, выданных Администрацией, в качестве основных видов разрешенного использования указано в том числе размещение магазинов товаров первой необходимости, само по себе не отменяет требований о внесении вида разрешенного использования каждого земельного участка в ЕГРН/ГКН.
Кроме того, данные градостроительные планы содержат основные виды разрешенного использования всех земельных участков в зоне Ж-1.
Экспертом также установлено, что фактический контур принадлежащего заявителю объекта недвижимости расположен в границах восьми земельных участков кадастровыми номерами 02:47:060201:1197, 02:47:060201:1211, 02:47:060201:1212, 02:47:060201:1213, 02:47:060201:1216, 02:47:060201:1196, 02:47:060201:1198, 02:47:060201:1210 (т. 3, стр. 22 экспертного заключения), площадь наложения составляет 4,2 кв.м.
Между тем земельный участок с кадастровым номером 02:47:060201:1210 предметом спора не является.
Также судом первой инстанции верно отмечено следующее.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 и от 19.11.2013 N 8536/13, земельные участки, занятые объектами недвижимости, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному п. 1 ст. 36 ЗК РФ, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Указанные толкования норм ст. 36 ЗК РФ, редакция которой действовала до 01.03.2015, применимы и к актуальным положениям ст. 39.20 ЗК РФ, которые так же как и ст. 36 ЗК РФ определяют особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).
При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обосновать свое исключительное право на приватизацию земельного участка заявленной площадью, которое обусловлено размещением на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю.
Необходимость оценки указанного обстоятельства обусловлена принципом единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости, размещенного на нем, а также принципом целевого использования земельных участков (ст. ст. 1, 7 ЗК РФ), поскольку нормы ст. 39.20 ЗК РФ определяют необходимость предоставления земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, что объективно обусловлено невозможностью эксплуатации такого объекта в отрыве от земельного участка, на котором он расположен, в силу чего разрешение вопроса о предоставлении участка вразрез с целями его использования противоречит названным принципам и нормам.
Размер образуемого для продажи участка должен соответствовать п. 1 ст. 35 ЗК РФ, то есть выделяемый участок должен быть занятым недвижимостью и необходимым для ее использования.
При этом согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Указанные нормы права утратили силу с 01.03.2015 в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, однако, согласно п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Федерального закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также регламентировано, что площадь приватизируемого земельного участка подлежит определению с учетом площади фактически занимаемых строениями (сооружениями, зданиями) земельных участков (их частей), а также площади, необходимой для использования соответствующих объектов недвижимости.
Размер и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определяются в порядке, установленном нормой ст. 33 ЗК РФ.
Предельные размеры части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, в силу п. 3 ст. 33 ЗК РФ ограничиваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Иное толкование ведет к тому, что, злоупотребляя положениями ст. 36 ЗК РФ, а в настоящее время ст. 39.20 ЗК РФ, можно приобрести в собственность участок, размер которого существенно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации.
По смыслу п. 1 ст. 35 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 39.20 ЗК РФ предоставленное право собственнику объектов недвижимости на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, корреспондирует обязанность собственника объекта недвижимости, требующего предоставление земельного участка, предоставить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенного объекта недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. Данная норма направлена на сохранение балансов интересов собственника земли и собственника недвижимости, поскольку реализация предоставленного законом собственнику недвижимого имущества права на переход прав на земельный участок не должна нарушать права собственника земли.
Из материалов дела следует, что площадь принадлежащего заявителю объекта недвижимости по данным ЕГРН составляет 1 488,3 кв.м, однако экспертом установлена площадь застройки основного здания в размере 1 503 кв. м (т. 3, стр. 12 экспертного заключения), а площадь испрашиваемых 6-ти земельных участков составляет более 6 000 кв.м (4 участка площадью 1 000 кв.м каждый, один земельный участок площадью 1 223 кв.м, один земельный участок площадью 943 кв.м - всего 6 166 кв.м).
Экспертом определена площадь, необходимая для полноценного использования здания заявителя, в размере 5 363 кв.м (т. 3, стр. 28 экспертного заключения). В данную площадь эксперт включил:
- фактическую площадь застройки здания - 1 503 кв.м;
- площадь, необходимую для парковки автомобилей - 700 кв.м;
- площадь твердых покрытий, необходимых для проездов, противопожарных расстояний, разворотных площадок, размещения площадки для твердых бытовых отходов, размещения контрольно-пропускного пункта (помещения для уборочной техники, обслуживающего персонала, туалета и т. п.), оборудования площадки для размещения первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и пожарных инструментов, пешеходных дорожек - 2 260 кв.м;
- минимальный процент озеленения - 900 кв.м.
Эксперт также указывает, что дополнительно нужно учесть необходимость доступа, содержания и обслуживания газораспределительной и трансформаторной подстанций, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:47:060201:1198 с учетом охранных зон указанных объектов.
Судом верно отмечено, вопреки доводам апелляционной жалобы, что заявитель является собственником газораспределительной подстанции, от которой проведен подземный газопровод к зданию заявителя, и трансформаторной подстанции, от которой протянуты линии электропередач, суду не представлено.
Наличие договора на поставку газа N 1280133 от 28.08.2017, акта приемки законченной строительством газораспределительной системы от 15.08.2016, акта об осуществлении технологического присоединения объекта электроэнергетики N 18-11-20131-16-01 от 06.03.2018 само по себе не свидетельствует о том, что часть земельного участка, занятая данными объектами и необходимая для их функционирования с учетом охранных зон, должна быть предоставлена именно в собственность ИП Байковой.
Также суд первой инстанции верно указал, что из материалов дела с учетом назначения объекта недвижимости не усматривается необходимость размещения на земельном участке контрольно-пропускного пункта. Кроме того, из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что пост охраны и санузел уже имеются в самом здании магазина (т. 3).
Отведение определенной площади земельных участков для размещения пешеходных дорожек и озеленения направлено на полноценное и комфортное использование объекта недвижимости с максимальными удобствами.
Критерием для определения размера земельного участка при выкупе его в собственность по ст. 39.20 ЗК РФ является не желаемая площадь, а та, без которой невозможна эксплуатация расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости. Формирование земельного участка и его предоставление на каком-либо праве, например, на праве аренды, не может безусловно предопределять площадь землепользования, поскольку принцип возмездности арендного пользования определяет эффективность распоряжения публичных земель при их передаче в аренду, в силу чего площадь арендного землепользования не может определять площадь участка при его приватизации.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований предпринимателя.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям гл. 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем, они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.10.2019 по делу N А07-34546/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Байковой Гузели Фаритовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-34546/2018
Истец: Байкова Г Ф
Ответчик: Администрация МР Уфимский район РБ