г. Челябинск |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А07-30348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики от 13.12.2023 по делу N А07-30348/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" - Дюпин Ю.Н. (доверенность от 18.03.2024, удостоверение адвоката) до объявления перерыва.
Общество с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" (далее - заявитель, ООО "НерудГидроМех") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство):
- о признании незаконным решения Министерства об отказе в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N479) на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенном в Перечень N79 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Министерства от 01.07.2022 N 816п;
- о признании письма заместителя Министерства Гарифуллина И.В. от 13.09.2022 N М09-08-13180/исх об отказе в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N479) незаконным, то есть несоответствующим закону, в том числе: подпункту 4 абзаца третьего статьи 15 и абзацу первому статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а также преамбуле и пункту 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", об обязании Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан принять заявку ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N479) на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенном в Перечень N79 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Министерства от 01.07.2022 N 816п;
- об обязании Министерства организовать проведение аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) в соответствии с пунктом 2.7 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного Приказом Министерства от 15.10.2019 N 994п;
- не применять подпункт 12 пункта 2.1 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п, отмененного Приказом Министерства N 1192п от 02.11.2022 (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 140-141).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росморречфлот Бельского района водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей", общество с ограниченной ответственностью "Аврора-Логистик" (далее - третьи лица, Бельский РВПС, ООО "Аврора-Логистик").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2023 заявленные ООО "НерудГидроМех" требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение Министерства об отказе в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 г. N479) на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенном в Перечень N79 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Министерства от 01.07.2022 N 816п.
Признано незаконным письмо заместителя Министерства Гарифуллина И.В. от 13.09.2022 N М09-08-13180/исх об отказе в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 г. N479), в том числе: подпункту 4) абзаца третьего статьи 15 и абзацу первому статьи 18 Закона РФ от 21.02.1992 г. N2395-1 "О недрах", а также преамбуле и пункту 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. N144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан".
Суд обязал Министерство принять заявку ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 г. N479) на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенном в Перечень N79 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Министерства от 01.07.2022 N 816п.
Суд обязал Министерство организовать проведение аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) в соответствии с пунктом 2.7 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного Приказом Министерства от 15.10.2019 N 994п;
Кроме того, с Министерства в пользу ООО "НерудГидроМех" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. (т. 1, л.д. 155-161).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно письму Министерства от 13.09.2022 N М09-08-13180/исх причиной отказа является, помимо прочего, отсутствие согласования со стороны БРВПС. Так, во исполнение абзаца второго п. 1.2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п, пунктов 4, 6, 7, 15, 18 Положения о Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения, утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 22.04.2019 N 387п, Министерством в адрес Бельского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрация "Камводпуть" (БРВПС) направлен запрос от 05.09.2022 N М09-08-12658 о предоставлении мнения относительно рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр Русловой. Ответным письмом от 06.09.2022 N 05-787/09 БРВПС сообщило о невозможности согласования участка недр "Русловой" для геологического изучения. Таким образом, в ходе рассмотрения заявок комиссией принято во внимание мнение БРВПС ни как правообладателя земельного участка, а как члена комиссии. Кроме того, геологическое изучение в отношении участка недр "Русловой" не проводилось, в свою очередь, суд первой инстанции обязал Министерство провести аукцион на разведку и добычу без геологического изучения, что не предусмотрено действующим законодательством о недрах. Изложенные в настоящей апелляционной жалобе возражения также были изложены в отзыве Министерства от 04.12.2023 N М09-10-02-21906 (поступил в суд 06.12.2023, зарегистрирован отделом делопроизводства суда 07.12.2023).
ООО "НерудГидроМех" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором, выражая несогласие с доводами жалобы, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения в части признания незаконным отказа в рассмотрении и удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех", а в части требований об организации аукциона решение суда первой инстанции изменить, возложив на Минэкологии РБ обязанность по организации аукциона на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на спорном участке недр по совмещенной лицензии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; заинтересованное лицо и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Бельский РВПС представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, поддержал просительную часть отзыва, а именно апелляционную жалобу просил оставить без удовлетворения в части признания незаконным отказа в рассмотрении и удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех", а в части требований об организации аукциона решение суда первой инстанции изменить, возложив на Минэкологии РБ обязанность по организации аукциона на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на спорном участке недр по совмещенной лицензии.
В судебном заседании 20.03.2024 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 03.04.2024 до 16 час. 10 мин. с размещением информации о перерыве на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
До окончания перерыва от заявителя поступили доказательства направления отзыва на апелляционную жалобу лицам, участвующим в деле, в связи с чем отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства https://cology.bashkortostan.ru опубликован приказ Минэкологии РБ от 01.07.2022 N 816п "Об утверждении Перечня N76 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан".
Обществом "НерудГидроМех" подана заявка от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N 479) на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,9 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенного в Перечень N 76 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Минэкологии РБ от 01.07.2022 N 816п (т. 1, л.д. 13-16).
Первый заместитель министра Минэкологии РБ Гарифуллин И.В. в письме от 13.09.2022 г. N М09-08-13180/исх указал, что в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 отказано в связи с предоставлением документов не в полном объеме, т.е. в связи с отсутствием в них согласия собственника земельного участка на предоставление земельного участка для целей недропользования, предусмотренного п.п.12 п.2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п (далее по тексту - Порядок), а также в связи с существенным изменением русловых условий реки Уфа (т. 1, л.д. 21-22).
Заявитель считает, что отказ Минэкологии РБ в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "НерудГидроМех".
Отказывая в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех", Минэкологии РБ ссылается на подпункт 12 п. 2.1 Порядка.
Между тем, п. 2.1 вышеуказанного Порядка в части подпункта 12, по мнению заявителя, противоречит Закону Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О Порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", обладающего большей юридической силой по сравнению с оспариваемым нормативным правовым актом.
Как из смысла, так и буквального текста п.2 ст.11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" следует, что согласие собственника земельного участка на использование его земли для целей недропользования прилагается только к заявке на включение испрашиваемого участка недр в официальный Перечень участков недр, предлагаемых Минэкологии РБ неограниченному кругу лиц для использования за счет собственных средств для геологического изучения. Что же касается заявок на получение участков недр, уже включенных в Перечень, то законодатель не возлагает на заявителей обязанности добывать согласие собственника земельного участка и прилагать его к такой заявке.
Более того, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 по делу N 66а-1906/2022 (N 3 га-514/2022) подпункт 12 п.2.1 Порядка признан недействующим (Приказ Минэкологии РБ N 49п).
Таким образом, после включения участков недр в Перечень ни законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з, ни Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п не предусмотрено получение согласия от собственника земельного участка на использование его земельного участка для целей недропользования.
Также ни законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з, ни Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении права пользования участком недр для изучения, поиска и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Башкортостан существенного изменения русловых условий реки.
Заявитель указал, что по смыслу абзаца пятого п.1.9 Порядка после включения участка недр "Русловой" в Перечень на основании заявки ООО "НерудГидроМех" от 21.11.2019 г. N 228, эта заявка приобрела статус предполагаемой для предоставления в пользование участка недр. Это означает, что после обретения такого статуса общество "НерудГидроМех" дальше не обязано, не только добывать каких-либо согласий от собственника земельного участка, но даже повторно подавать какие-либо заявки на участие в аукционе.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что основание, предусмотренное подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка N 994п, не соответствует требованиям законодательства о недрах.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 144-з), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Обществом "НерудГидроМех" была подана заявка от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 г. N479) (т. 1, л.д. 13-16) на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенным в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,9 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенного в Перечень N 76 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Минэкологии РБ от 01.07.2022 N 816п.
Первый заместитель министра Минэкологии РБ Гарифуллин И.В. в письме от 13.09.2022 N М09-08-13180/исх (т. 1, л.д. 21-22) указал, что в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 отказано в связи с предоставлением документов не в полном объеме, то есть в связи с отсутствием в них согласия собственника земельного участка на предоставление земельного участка для целей недропользования, предусмотренного п.п.12 п.2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п, а также в связи с существенным изменением русловых условий реки Уфа.
Статьей 6 Закона о недрах определены виды пользования недрами, недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов);
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Также недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 11 Закона N 144-з заявка на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (для включения в перечень участков недр местного значения) должна содержать, в том числе согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.
Из анализа положений статьи 6 Закона о недрах и части 2 статьи 11 Закона N 144-з, следует, что согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования необходимо только для таких видов недропользования, которые включают непосредственное воздействие на земельный участок и участок недр, то есть предусматривают разведку и добычу, а именно:
- для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2.1 Порядка N 994п для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявитель должен подать в Минэкологии РБ следующие документы и сведения, в том числе согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.
Таким образом, подпункт 12 пункта 2.1 приказа Минэкологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п соответствующего ограничения не содержит, из его буквального толкования следует необходимость предоставления соответствующего согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца при любом виде недропользования, в то время как частью 2 статьи 11 Закона N 144-з предоставления указанного согласия не предусмотрено для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В постановлении от 16.06.1998 N 19-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционное закрепление его исключительного полномочия по проверке конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в статье 125 (пункты "а", "б" части 2) Конституции Российской Федерации, не затрагивает положение ее статьи 120 (часть 2), согласно которому другие суды не должны принимать решения, руководствуясь актом государственного или иного органа, не соответствующим закону. Имея в виду это конституционное требование, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что статья 13 ГК Российской Федерации, дающая право судам признавать недействительными нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, сама по себе не исключает для граждан возможность реализовать конституционное право на судебную защиту в других процессуальных формах, которые установлены законодателем для конкретных категорий дел и обусловлены характером нарушений, влекущих возбуждение гражданского, уголовного, административного или конституционного судопроизводства, причем именно в том суде, к чьей подведомственности (подсудности) относится дело (определения от 14.12.1999 N 220-О, от 19.04.2001 N 87-О и др.). Вытекающая из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность суда, разрешая любое дело, оценить подлежащие применению нормативные правовые акты в их иерархии и в случае их противоречия принять решение в соответствии с положениями, имеющими большую юридическую силу (за исключением случая, когда суд, сделав вывод о неконституционности подлежащего применению закона, обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации), означает, по сути, что право граждан оспорить в судебном порядке непосредственно нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с использованием судебного механизма (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1782-О, N 1784-О и др.). Приведенные правовые позиции, основанные на императивных нормах Конституции Российской Федерации, являются действующими и подлежат учету всеми судами.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 N 37-П "По делу о проверке конституционности абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 13 и пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Г. Жукова" указано, что в числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 ГК Российской Федерации называет признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а равно неприменение судом акта этого органа, противоречащего закону. Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 13 АПК Российской Федерации), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 АПК Российской Федерации). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 АПК Российской Федерации). Тем самым положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК Российской Федерации и части 2 статьи 13 АПК Российской Федерации направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.
Из заявки общества "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N479) на получение права пользования участком недр следует, что заявитель просит выдать лицензию на право пользования участком недр в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан на участке Русловой, МР Иглинский и Уфимский районы Республики Башкортостан, площадью 2, 467 кв. м, вид полезного ископаемого: песчано-гравийные смеси, количество запасов и прогнозных ресурсов: Р1 - 14,802 млн.куб.м.
Следовательно, ввиду того, что Закон N 144-з, обладающий по отношению к приказу Минэкологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п большей юридической силой, предусматривает предоставление согласие собственников только в отношении таких видов недропользования как "для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых", "для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых", а в рассматриваемом случае вид недропользования заявителя был определен как геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождения полезного ископаемого, то приведенная Минэкологией позиция о необходимости отказа в приемке заявки общества, является неверной и несоответствующей закону.
То обстоятельство, что подпункт 12 пункта 2.1 Порядка N 994п признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, то есть 14.09.2022, правового значения в данном случае не имеет, поскольку для разрешения настоящего спора подлежит применению норма статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в апелляционном определении Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 по делу N 66а-1906/2022 указано на неопределенность норм подпункта 12 пункта 2.1 Порядка N 994п, несоответствию общепризнанным конституционным принципам справедливости и равенства, носят дискриминирующие, избыточные правовые установления, изданы лицом, не наделенными полномочиями, что явилось достаточными основаниями для признания их недействующими.
В соответствии со статьей 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Главой 2 Закона N 144-з определен порядок получения права пользования участками недр местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 144-з (здесь и далее в ред. Закона Республики Башкортостан от 19.07.2012 N 576-з) принятие решения о проведении аукциона на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения, осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Статьей 12 Закона N 144-з одним из оснований для отказа в приемке заявки на получение права пользования участками недр местного значения является то, что заявка на получение права пользования участками недр местного значения подана с нарушением установленных требований.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования общества "НерудГидроМех" в части признания незаконным решения Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан об отказе в удовлетворении заявки ООО "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N479) обоснованы.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание письмо от 06.09.2022 N 05-787/09 БРВПС, как члена комиссии по рассмотрению заявок, об отказе в согласовании участка недр "Русловой" для геологического изучения, проверен и подлежит отклонению, поскольку доказательств наличия установленных законодательством Российской Федерации либо нормативными актами Республики Башкортостан запретов на геологическое изучение спорного участка недр материалы дела не содержат (пункт 1.9 Порядка N 994п).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные правовые акты, решения, действия государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь указанной нормой и требованием общества "НерудГидроМех", суд первой инстанции обжалуемым решением обязал Минэкологии РБ устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия заявки общества "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 (вх. Минэкологии РБ от 11.08.2022 N 479) и организации проведения аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) в соответствии с пунктом 2.7 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 г. N 994п.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно оценки выбранного судом способа защиты и устранения допущенных нарушений прав общества "НерудГидроМех", исходя из следующего.
Судебной коллегией установлено, что согласно протоколу вскрытия заявок на получение права пользования участком недр "Русловой" от 16.08.2021 N 19 в адрес Минэкологии РБ поступили две заявки от ООО "БСС-Логистик" (с 16.03.2023, согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "Аврора-Логистик") и ООО "НерудГидроМех". Согласно протоколу рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр "Русловой" от 12.09.2022 N 19/1 ООО "БСС-Логистик" и ООО "НерудГидроМех" отказано в удовлетворении заявок в связи с отсутствием согласования со стороны БРВПС (т. 1, л.д. 90-95).
При этом, исходя из смысла п. 2.7 Порядка 994п аукцион на право пользования участком недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) проводится в случае поступления двух и более заявок, которые не были отклонены от рассмотрения.
Таким образом, суд первой инстанции должен был избрать способ восстановления права общества "НерудГидроМех" посредством организации новой процедуры рассмотрения заявок на предоставление права пользования спорным участком недр для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств в Порядке, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п".
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части способа восстановления нарушенного права заявителя, поскольку выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Оснований для взыскания государственной пошлины с заявителя по результата рассмотрения апелляционной жалобы лица, освобожденного от уплаты государственной пошлины не имеется в силу разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики от 13.12.2023 по делу N А07-30348/2022 изменить в части способа восстановления нарушенного права заявителя, абзацы 4 и 5 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан восстановить права общества с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" посредством организации новой процедуры рассмотрения заявок на предоставление права пользования спорным участком недр для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств в Порядке, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п".
В оставшейся части решение Арбитражного суда Республики от 13.12.2023 по делу N А07-30348/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30348/2022
Истец: ООО "НЕРУДГИДРОМЕХ"
Ответчик: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Министретство прородопользования и экологии РБ
Третье лицо: ООО АВРОРА-ЛОГИСТИКА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ КАМСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ"