г. Ессентуки |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А63-4025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при участии в судебном заседании представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Мехрибановой А.В. (доверенность от 09.10.2020), представителей акционерного общества "Черномортранснефть" Антонова А.И. (доверенность от 11.12.2019), Никульниковой Е.В. 11.11.2019 (доверенность от 11.12.2019), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.10.2019 по делу N А63-4025/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Черномортранснефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) о признании недействительным предписания от 13.02.2019 N 19-10/ВП/3.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08 октября 2019 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено в нарушение действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
Не согласившись с принятым решением, департамент обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Апеллянт указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; считает, что факт образования отходов производства и потребления и их нахождения на земельном участке территории НПС "Подкумок" зафиксирован протоколом взятия проб и образцов от 20.11.2018 N 18-1657/ВП/З, видео- и фото материалами, а также отражен в экспертном заключении от 30.11.2018.
До начала судебного заседания от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержали, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Департаментом в целях выполнения пункта 10 перечня поручений протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.09.2018 N ДК-П9-166пр, на основании приказа департамента от 07.11.2018 N 1657 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении общества.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки департаментом составлен акт, выдано предписание от 04.12.2018 N 18/1657/ВП/4, обязывающее общество в срок до 31.12.2018 привести места (площадки) накопления отходов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными в пункте 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ); привести деятельность в области обращения с отходами в соответствие с частью 2 статьи 11, частями 2 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для структурного подразделения НПС "Подкумок" с учетом образующихся отходов ("тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)"; "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные"), установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании приказа департамента от 15.01.2019 N 10 проведена очередная внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 04.12.2018 N 18-1657/ВП/4.
В результате проведения проверки установлено, что предписание от 04.12.2018 N 18/1657/ВП/4 исполнено обществом не в полном объеме, а именно: не разработан ПНООЛР для структурного подразделения НПС "Подкумок" с учетом образующихся отходов ("тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)"; "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные") (акт проверки от 13.02.2019 N 19-10/ВП/2).
По результатам проверки департаментом выдано предписание от 13.02.2019 N 19-10/ВП/3, обязывающее общество в срок до 13.04.2019 привести деятельность в области обращения с отходами в соответствие с частью 2 статьи 11, частями 2 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, а именно: разработать ПНООЛР для структурного подразделения НПС "Подкумок" с учетом образующихся отходов ("тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)"; "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные"), установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с предписанием от 13.02.2019 N 19-10/ВП/3, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно положениями части 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок), который распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (пункт 2 Порядка).
Пунктом 4 Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу пункта 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, в ПНООЛР обосновывается предполагаемое хозяйствующим субъектом обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной деятельности данного субъекта.
ПНООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (абзац 1 пункта 12 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - ПНООЛР, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и ПНООЛР, а также некомплектности проекта нормативов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Судом первой инстанции обоснованно учел обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции при проверке материалов первоначальной проверки и азконности первого предписания.
Так, из вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Новороссийска от 06.02.2019 N 12-17/2019 следует, что приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 27.05.2018 N 1251 утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение юридическому лицу нефтеперекачивающей станции "Подкумок" АО "Черномортранснефть". ПНООЛР проверен территориальным органом Росприроднадзора на соответствие Методическим указаниям, на полноту сведений, содержащихся в нем, в том числе на соответствие выполняемых работ ожидаемым количествам образующихся отходов конкретных видов. Раздел 2 ПНООЛР для НПС "Подкумок" ЛПДС "Незлобная" ТРУМН АО "Черномортранснефть" содержит сведения о хозяйственной и иной деятельности НПС "Подкумок".
При этом судом общей юрисдикции установлено, что на производственных участках НПС "Подкумок" окрасочные работы не проводятся, материалы для проведения окрасочных работ не предоставляются, таким образом, в рамках хозяйственной деятельности структурного подразделения не может образовываться отход "тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами".
Также судом общей юрисдикции отмечено, что иную деятельность, не указанную в ПНООЛР НПС "Подкумок" не осуществляет, в связи с чем, при разработке ПНООЛР для структурного подразделения НПС "Подкумок" не было необходимости учитывать виды отходов "тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5 % и более)", "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2019 по делу N А63-26488/2018 предписание департамента от 04.12.2018 N 18-1657/ВП/4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований признано недействительным в части предписывающей обществу привести деятельность в области обращения с отходами в соответствие с частью 2 статьи 11, частями 2 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурного подразделения НПС "Подкумок" с учетом образующихся отходов ("тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)", "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные"), установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Поскольку обстоятельства, установленные указанными судебными актами, вступившими в законную силу, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом наличия оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено в нарушение действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества и правомерно признал его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт образования отходов производства и потребления и их нахождения на земельном участке территории подтвержден надлежащими доказательствами, не принимается апелляционным судом.
Предписание департамента от 13.02.2019 N 19-10/ВП/3 было выдано обществу по результатам внеплановой проверки выполнения предписания от 04.12.2018 N 18-1657/ВП/4 и дублировано в части возложения обязанности на общество разработать ПНООЛР для структурного подразделения НПО "Подкумок" с учетом образующихся отходов ("тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5 % и более)", "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные".
Основанием для выдачи повторного предписания от 13.02.2019 послужили те же обстоятельства, которые были установлены проверкой 2018 года. Результаты данной проверки были признаны недействительными (решении Ленинского районного суда г. Новороссийска от 06.02.2019 по делу N 12-17/2019, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.06.2019 по делу А63-26488/2018). Суды указывали на отсутствие источника образования отходов на данном участке производства.
При внеплановой проверке 2019 года в целях исполнения первоначального предписания был проведен осмотр и установлено отсутствие отходов, ранее обнаруженных плановой выездной проверкой, что подтверждено актом обследования от 23.01.2019 (том 2 л.д. 39-40).
В акте внеплановой проверки от 13.02.2019 указано, что отходы, накапливаемые на земельном участке территории НПС "Подкумок" отсутствуют; сведений о том, что общество имеет на данном производственном участке источник образования отходов в виде отработанных покрышек (шин) и металлической тары, загрязненной лакокрасочными материалами не содержится.
Согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для НПС "Подкумок" ЛПДС "Незлобная" на проверяемом участке отсутствуют виды деятельности, в результате которых могут образоваться отходы в виде тары металлической, загрязненной лакокрасочными материалами и покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных (том 1 л.д. 111-133).
По объяснению общества, шины пневматические отработанные образовываются на ином производственном участке и общество имеет Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для ЛПДС "Незлобная", что подтверждается выписками, представленными в судебное заседание апелляционного суда и приобщенными в материалы дела после обозревания текста Проекта.
Согласно пояснениям представителей общества, обнаруженные при проверке 2018 года отходы в виде тары металлической, загрязненной лакокрасочными материалами и покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных представляют собой одну банку из-под краски, и отработанную покрышку, временно использованную в качестве амортизирующего материала при складировании труб; использование носило однократный характер.
Департамент Роспотребнадзора эти обстоятельства не опроверг.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество на площадке использует такой вид отхода как покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, не подтверждён документально и отклоняется.
Доводы о неполном изложении судом наименований отходов и иные доводы, отклоняются как не влияющие на правильность судебного решения.
При изложенных обстоятельствах основания для выдачи предписания разработать ПНООЛР для структурного подразделения НПС "Подкумок" с учетом образующихся отходов ("тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)"; "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные"), установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение отсутствовали.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.10.2019 по делу N А63-4025/2019 подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.10.2019 по делу N А63-4025/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4025/2019
Истец: АО "ЧЕРНОМОРСКИЕ МАГИСТРАЛЬНЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ