г. Ессентуки |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А20-4510/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при участии в судебном заседании представителей федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук - Кононенко Е.П. (доверенность от 12.02.2020), Кардановой Ф.В. (доверенность 12.02.2020), Темботовой Ф.А. (директор), представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике - Налоевой М.Р. (доверенность N 11 от 14.01.2020), представителя Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино- Балкарской Республики (доверенность от 15.01.2020), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 октября 2019 года по делу N А20-4510/2017 (судья Хатухов З.А.),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) со следующими требованиями: признать сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами: 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001 (актуальный номер 07:02:3800000:1), расположенных по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье реки Малка", внесенные в государственный кадастр недвижимости, реестровой ошибкой и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о местонахождении границ указанных земельных участков; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра по КБР) внести в ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье реки Малка", согласно сведениям, содержащимся в межевом плане от 20.08.2010, изготовленном кадастровым инженером ООО "Гео-Ресурс" А.Ю. Ведренниковым.
30.01.2018 министерство обратилось в суд с встречным иском о признании отсутствующим зарегистрированного в ЕГРН права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 981 483 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, у реки южная Золка, урочище "Верховья Малки", установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка.
Определением от 02.02.2018 суд первой инстанции принял к рассмотрению встречное исковое заявление министерства.
Решением Арбитражного суд Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018, в удовлетворении основного и встречного исков отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2018 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А20-4510/2017 в части отказа во встречном иске отменено, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Суд кассационной инстанции, отменяя и направляя дело на новое рассмотрение указал, что в отсутствие возможности защиты нарушенных прав посредством иска об установлении смежной границы между земельными участками иск министерства о признании отсутствующим зарегистрированного в ЕГРН права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:10 мог быть признан надлежащим и единственно возможным способом судебной защиты при условии нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 в фактическом непосредственном или опосредованном владении Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства и безосновательности государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института. Соответствующие обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не установлены, а суд кассационной инстанции на это не уполномочен.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 октября 2019 года встречный иск Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики удовлетворен.
Суд первой инстанции признал отсутствующим зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экологии горных территорий им. А.К. Темботова Российской академии наук на земельный участок с кадастровым номером 07:02:0000000:0010, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 981 483 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, у реки южная Золка, урочище "Верховья Малки", установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка.
Решение мотивировано тем, что постановление от 30.09.1994 N 228 о предоставлении правопредшественнику института земель в постоянное пользование принято Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики в отсутствие таких полномочий. Материалами дела подтверждено, что земельный участок института с кадастровым номером 07:02:3800000:4 (входящий в состав земельного участка института с кадастровым номером 07.02:0000000:0010) полностью перекрывается частями земельных участков, находящихся в собственности Кабардино-Балкарской Республики, с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001. Материалами дела подтверждено нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 в фактическом непосредственном или опосредованном владении Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства, учитывая отсутствие законных оснований государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института, встречный иск министерства следует удовлетворить.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что институтом право постоянного бессрочного пользования не утрачено; представленный при учреждении института земельный участок никогда не выбывал из фактического владения и пользования истца; институт ведет научно-исследовательскую работу, выполняет они задания федерального центра и финансируются за счет федерального бюджета, что говорит о значимости выполняемо работы. Указывает о том, что у Правительства КБР отсутствуют полномочия по принятию постановления от 03.08.2002 N 335 о предоставлении земель государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хаймаша". Считает, что истцом по встречному иску выбран ненадлежащий способ защиты.
До начала судебного заседания от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель министерства поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель территориального управления в судебном заседании возражает против доводов апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
30.09.1994 Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики принял постановление N 228 о предоставлении Кабардино-Балкарскому научному центру Российской академии наук в постоянное пользование 98,1 га земель согласно приложению, для создания стационарных площадок по изучению экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий. В приложении к постановлению приведена экспликация предоставляемых земель, включающих: земли долгосрочного пользования совхоза Былымский в урочище Верховье реки Малки - 24,5 га, земли долгосрочного пользования совхоза Каменномостский в урочище Верховье реки Малки - 24,2 га, земли постоянного пользования МРПО "Дженальскагропромхимия" (у реки Южная Золка) - 30,6 га, земли постоянного пользования колхоза Ошхамахо (у реки Южная Золка) - 18,8 га (т. 1, л.д. 105, 106).
26.09.1995 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Зольского района выдал институту два свидетельства на право собственности на землю, в подтверждение права постоянного пользования на земельный участки: площадью 48,7 га в урочище "Верховье реки Малки" и площадью 49,4 га у реки Южная Золка, АО "Дженальскагропромхимия"; к свидетельствам прилагаются планы участков (т. 1, л.д. 108-113).
Во исполнение указанного постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики администрация района издала постановление от 23.08.2006 N 132 о предоставлении институту в постоянное пользование земельный участок общей площадью 98,12 га из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 38,49 га и 10,93 га, расположенных у реки Южная Золка в кадастровых кварталах 07:02:2900000 и 07:02:2200000 соответственно, и 48,7 в урочище "Верховья Малки" в кадастровом квартале 07:02:3800000, для создания стационарных площадок для изучения экосистем, оценки негативных тенденций природопользования и выработки предложений по улучшению экологической обстановки и развитию системы особо охраняемых природных территорий (т. 1, л.д. 19).
23.08.2006 земельные участки института внесены в государственный реестр земель кадастрового района, что подтверждается кадастровыми делами Зольского филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кабардино-Балкарской Республике.
02.11.2006 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010 общей площадью 981 483 кв. м на основании постановления администрации района от 23.08.2006 N 132, что подтверждается свидетельством от 10.11.2016 (т. 1, л.д. 107).
В соответствии с выпиской из ЕГРН в состав земельного участка площадью 981 483 +/- 8 668 кв. м с кадастровым номером 07:02:0000000:10 (единое землепользование) входят земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:4, 07:02:2900000:8, 07:02:2200000:58; дата присвоения кадастрового номера - 23.08.2006; сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные" (т. 1, л.д. 20, 21).
Земельный участок с кадастровым номером 07.02:0000000:0010, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании института, внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из названного реестра от 12.10.2017 (т. 1, л.д. 102, 103).
В 2010 году по заказу института кадастровым инженером ООО "Гео-Ресурс" А.Ю. Ведренниковым выполнены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 (в разделе "Сведения о заказчике кадастровых работ" указана дата 27.08.2010). В межевом плане приведены сведения о характерных точках границ земельного участка (координаты, дирекционные углы и др.). Акт согласования границ земельного участка не содержит подписей представителей администрации района и министерства (т. 1, л.д. 82-89).
Между тем, Правительством Кабардино-Балкарской Республики изданы постановления: от 03.08.2002 N 335 о предоставлении земель государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хаймаша" в зоне отгонного животноводства в постоянное (бессрочное) пользование (с прилагаемой экспликацией земель) и от 24.08.2006 N 232-ПП "О землях, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики" (с прилагаемым перечнем земель, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики).
На основании указанных постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.05.2008 внесены записи регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки: с кадастровым номером 07:02:3800000:41 площадью 2 326 930 кв. м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 300 м на север от водопада Султак (участок N 83); с кадастровым номером 07:02:3800000:22 площадью 2 147 581 кв. м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, 600 м на запад от водопада Султак (участок N 105).
26.09.2002 администрацией района издано постановление N 192 об изъятии из земель временного пользования сельхозпредприятий, находящихся в границах Национального парка в урочище "Верховья Малки" Зольского района, 172,4 га для государственных нужд и предоставлении в постоянное пользование Управлению делами Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики земельного участка площадью 200 га в урочище "Верховья Малки".
На основании названного постановления администрации района, а также Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.11.2006 внесена запись регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 (предыдущий - 07:02:480000:0001) площадью 2 000 000 кв. м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Зольский район, урочище "Верховье Малки". Согласно кадастровой выписке об указанном земельном участке от 16.06.2015 сведения государственного кадастра недвижимости имеют статус "ранее учтенные".
08.07.2011 институт обратился в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кабардино-Балкарской Республике для уточнения местоположения и границ земельного участка участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4.
Решением от 05.08.2011 кадастровая палата приостановила государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с ненадлежащим оформлением представленных документов, а также в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.07.2013 принято исковое заявление института к министерству об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кабардино-Балкарской Республике исправить кадастровую ошибку и внести сведения в государственный кадастр недвижимости; возбуждено производство по делу N А20- 3332/2013.
Впоследствии институт уточнил иск и заявил требования, аналогичные исковым требованиям в настоящем деле, а министерство заявило встречный иск, идентичный иску в настоящем деле.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.04.2014 по делу N А20-3332/2013 назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Б.Б. Бавокову, работнику ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"; перед экспертом поставлены следующие вопросы:
- соответствуют ли фактические границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 сведениям о местоположении границ, содержащимся в межевом плане от 20.08.2010, изготовленном кадастровым инженером ООО "ГеоРесурс" А.Ю. Ведренниковым?
- определить, накладываются ли границы исследуемого земельного участка на границу соседнего земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22; если да, то какова площадь такого наложения?
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 11.12.2014 фактические границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 соответствуют сведениям о местоположении границ, содержащимся в межевом плане от 20.08.2010, изготовленном кадастровым инженером ООО "ГеоРесурс" А.Ю. Ведренниковым (при этом в заключение указано, что его границы не обозначены на местности).
Эксперт пришел к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 накладываются на границы земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001; площадь наложения составляет 37,65 га, 2 429,7 кв. м и 108 300 кв. м соответственно. Как следует из схем, составленных экспертом, земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 полностью перекрывается названными частями земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001 (т. 1, л.д. 22-32).
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.05.2017 по делу N А20-3332/2013 исковые заявления института и министерства оставлены без рассмотрения на основании пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (истец повторно не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу).
Поскольку оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке, институт повторно обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, а министерство заявило встречный иск.
Как институт, так и министерство считают, что владеют своими участками.
Институт представил публикации научных статей в периодических изданиях, материалом для исследования в которых послужили сборы насекомых, в том числе, в верховьях реки Малка в Кабардино-Балкарской Республике (т. 1, л.д. 52-61), документы о командировании своих работников на спорные земли, доказательства уплаты земельного налога.
Земельные участки с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22 и 07:02:3800000:41 министерство сдает в аренду.
Так, на основании распоряжения министерства от 27.06.2008 N 309, договора от 27.06.2008 N 72А, по акту приема-передачи от 27.06.2008 министерство предоставило земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:22 в аренду Хаджиеву Юсуфу Хусейновичу на 5 лет; договор исполнен, что подтверждается платежными документами о внесении арендной платы, и расторгнут соглашением сторон от 23.04.2013. На основании распоряжения министерства от 29.11.2016 N 827, договора от 29.11.2016 N 57А, по акту приема-передачи от 29.11.2016 министерство предоставило земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:41 в аренду Махову Арсену Артуровичу на 3 года.
При новом рассмотрении дела министерство представило доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:22 в аренду Кудаеву Шагабану Жагафаровичу сроком на три года (распоряжение министерства от 27.06.2018 N 440, договор аренды от 27.06.2018 N 54А с отметкой о государственной регистрации от 09.07.2018, акт приема-передачи земельного участка в аренду от 27.06.2018, платежные документы о внесении арендной платы).
Земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 находится в постоянном (бессрочном) пользовании Управления делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, что подтверждается, в том числе, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2015 (т. 1, л.д. 116); отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием "для рекреационного и оздоровительного назначения", и фактически используется государственным казенным лечебно-оздоровительным учреждение "Эльбрус" названного Управления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя встречный иск, правильно руководствовался следующим.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок института с кадастровым номером 07:02:3800000:4 (входящий в состав земельного участка института с кадастровым номером 07.02:0000000:0010) полностью перекрывается частями земельных участков, находящихся в собственности Кабардино-Балкарской Республики, с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001.
Статьи 18 - 21 Земельного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) устанавливали компетенцию сельских, поселковых Советов народных депутатов, городских Советов народных депутатов, районных Советов народных депутатов, краевых, областных, автономных областей и автономных округов Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений. Статья 23 названного кодекса определяла органы, имеющие право изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" (вступившим в силу с момента его подписания - пункт 6 Указа) названные нормы Земельного кодекса РСФСР признаны недействующими; установлено, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные рядом статей Земельного кодекса РСФСР (не включая названные выше), осуществляются соответствующими местными администрациями.
Тот факт, что в перечень статей Земельного кодекса РСФСР, полномочия по которым переданы от Советов народных депутатов местным администрациям, не включены статьи 18 - 21 и 23, не означает передачу таких полномочий другим органам, в частности региональным правительствам.
На момент принятия постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228 действовал Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции от 22.12.1993).
Согласно статье 60 указанного Закона ("Полномочия районной администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы") районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, в 1994 году полномочием на предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование обладала районная администрация.
Кроме того, из постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228 следует, что большая часть выделяемых институту земель была изъята у совхозов и колхоза.
Суд правильно указал, что в деле отсутствуют доказательства соблюдения порядка изъятия земель колхозов и совхозов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий предпринимательства на селе совхозы и колхозы до 01.01.1993 обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Согласно указанным положениям все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление от 30.09.1994 N 228 о предоставлении правопредшественнику института земель в постоянное пользование принято Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики в отсутствие таких полномочий.
Позже, администрация района издала постановление от 23.08.2006 N 132 о предоставлении институту в постоянное пользование спорных земель.
Однако, как указано выше, на тот момент эти же земли уже были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хаймаша" и Управлению делами Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Доказательств прекращения их права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в порядке, установленным законом (статья 45 Земельного кодекса Российской Федерации), не представлено.
В связи с этим суд первой инстанции правильно руководствовался абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Ссылка института на включение земельного участка в реестр федерального имущества судом первой инстанции правильно отклонена на основании следующего.
Как разъяснено в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Доказательства, представленные институтом в подтверждение владения землей, свидетельствуют о периодическом посещении работниками института спорного земельного участка и не опровергают фактическое владение министерством земельными участками, находящимися в собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку материалами дела подтверждено нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 в фактическом непосредственном или опосредованном владении Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства, учитывая отсутствие законных оснований государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института, встречный иск министерства следует удовлетворить.
В связи с тем, что оспариваемое право института зарегистрировано как единое землепользование с кадастровым номером 07.02:0000000:0010 (включающее участок с номером 07:02:3800000:4), удовлетворение заявленного требования о признании отсутствующим зарегистрированного права в целом отвечает принципу исполнимости судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Апелляционный суд проверил выполнение указаний кассационной инстанции и установил их выполнение судом первой инстанции, а именно.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Согласно постановлению кассационного суда по делу N 20-4510/2017 от 10.12.2018, суду необходимо было установить нахождение в фактическом непосредственном или опосредованном владении земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 и безосновательности государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института.
Во исполнение указаний кассационной инстанции об установлении фактического непосредственного или опосредованного владения земельными участками с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1, суд первой инстанции правильно установил следующее.
В собственности Кабардино-Балкарской Республики находится три земельных участка номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 (предыдущий кадастровый номер 07:02:4800000:0001), что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т.2 л.д. 43-47).
Фактическое владение Кабардино-Балкарской Республикой указанными земельными участками с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 подтверждается договорами аренды и доказательствами их исполнения (л.д. 48-82 тома N 2 и л.д. 20-45 тома N 5).
Земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:1 находится в постоянном (бессрочном) пользовании Управления делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, что подтверждается, в том числе, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2015 (л.д. 116 тома N 1 N А20-4510/2017); отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, с разрешенным использованием "для рекреационного и оздоровительного назначения", и фактически используется государственным казенным лечебно-оздоровительным учреждение "Эльбрус" названного Управления (л.д.33-149 тома N 7, л.д. 1-73 тома N 8 дела N А20-3332/2013).
В соответствии с заключением судебной землеустроительной экспертизы от 11.12.2014 фактические границы (л.д. 22-32 тома N 1дела N А20-4510/2017) эксперт пришел к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером 07:02:3800000:4 накладываются на границы земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001; площадь наложения составляет 37,65 га, 2429,7 кв. м и 108300 кв. м соответственно. Как следует из схем, составленных экспертом, земельный участок с кадастровым номером 07:02:3800000:4 полностью перекрывается названными частями земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41 и 07:02:4800000:0001.
В тоже время земельный участок 07:02:3800000:4 входит в состав земельного участка института с кадастровым номером 07:02:0000000:0010 право бессрочного пользования, которым зарегистрировано за Институтом экологии горных территорий Кабардино-Балкарского научного центра РАН.
Апелляционный суд приходит к выводу, о том, что поскольку материалами дела подтверждено нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 07:02:3800000:22, 07:02:3800000:41, 07:02:3800000:1 в фактическом владении Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, учитывая отсутствие законных оснований государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил встречный иск Минимущества КБР.
Суд первой инстанции, проверяя безосновательность государственной регистрации оспариваемого права постоянного (бессрочного) пользования института, правильно сослался на ст. 18-21 Земельного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным советом РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1), указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
На момент принятия постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228 действовал Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции от 22.12.1993).
Согласно статье 60 указанного Закона ("Полномочия районной администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы") районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, в 1994 году полномочием на предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование обладала районная администрация.
Кроме того, из постановления Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.1994 N 228 следует, что большая часть выделяемых институту земель была изъята у совхозов и колхоза, при этом в деле отсутствуют доказательства соблюдения порядка изъятия земель колхозов и совхозов.
Довод апелляционной жалобы о том, что право постоянного бессрочного пользования не утрачено - отклоняется, так как суд первой инстанции правильно установил, что оснований его возникновения недействительны.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный при учреждении института земельный участок никогда не выбывал из фактического владения пользователя истца; институт ведет научно-исследовательскую работу, имеющую важное значение, по заданию федерального центра и финансируются за счет федерального бюджета, что говорит о значимости выполняемо работы - отклоняется, поскольку ведение исследовательских работ на чужом земельном участке не подтверждает легитимность пользования и владения участком.
Довод апелляционной жалобы о том, что у Правительства КБР отсутствуют полномочия по принятию постановления от 03.08.2002 N 335 о предоставлении земель государственным унитарным предприятиям "Аурсентх" и "Хаймаша" - отклоняется.
В ст. 18 ЗК РФ, ст. 7 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 22-РЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области земельных отношений относятся в том числе: 4) управление и распоряжение земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики; 5) изъятие для нужд Кабардино-Балкарской Республики земельных участков.
Суд первой инстанции правильно принял доказательства распоряжения в виде передачи в аренду земельного участка в аренду частным лицам и в интересах субъекта Федерации (размещение санатория "Кавказ").
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом по встречному иску выбран ненадлежащий способ защиты - отклоняется, поскольку данный довод проверялся судом кассационной инстанции и встречный иск признан надлежащим способом защиты.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 октября 2019 года по делу N А20-4510/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 октября 2019 года по делу N А20-4510/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.