город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2020 г. |
дело N А32-48154/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя Маковейчук Е.И. по доверенности от 26.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 по делу N А32-48154/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к заинтересованному лицу департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьего лица открытого акционерного общества "Масложиркомбинат "Армавирский" о признании незаконным отказа о предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным отказа от 15.07.2019 N 52-2847/19-33-21 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86, направить проект для заключения договора аренды сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 решение департамента от 15.07.2019 N 52-2847/19-33-21 признано незаконным; суд обязал департамент в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "РЖД" земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 площадью 11 379 кв.м., под объектом ОАО "РЖД" (подъездной путь) по адресу: г. Армавир, ул. Калинина, 181 и направить ОАО "РЖД" проект договора аренды указанного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Департамент настаивает, что сведения, указанные в сообщении заявителя, не содержат перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заинтересованное и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" обратилось с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 площадью 11 379 кв.м., под объектом ОАО "РЖД" (подъездной путь) по адресу: г. Армавир, ул. Калинина, 181 сроком на 49 лет.
Уведомлением от 15.07.2019 N 52-2847/19-33-21 департаментом имущественных отношений отказано в предоставлении государственной услуги. Вышеуказанный отказ мотивирован тем, что согласно представленным ГКУ КК "Кубаньземконтроль" материалам обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 на земельном участке расположены, в том числе, строения и сооружения АО "Масложиркомбината "Армавирский". Департамент указал, что сведения, указанные в сообщении заявителя, содержащем перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, должны соответствовать их фактическому составу.
Полагая отказ департамента не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы в приобретении земельного участка в аренду без проведения торгов, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта, решения либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, решения либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд уполномочен на проверку законности отказа такого органа в предоставлении земельного участка в установленной гл. 24 АПК РФ процедуре судопроизводства и на обязание органа на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ принять меры по устранению нарушенных незаконным отказом прав заявителя по делу.
Следовательно, законность обжалованного в арбитражный суд в порядке гл. 24 АПК РФ ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату принятия данного акта, в том числе на основании документов, которыми располагал принявший данный акт орган на дату принятия данного ненормативного правового акта. Позднее созданные документы, обоснования не могут явиться основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, так как принявший его орган объективно не мог учесть их при принятии им решения. Новые документы, дополнения могут явиться основанием для повторного обращения к органу за принятием решения.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу пп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 ЗК РФ.
В обеспечение реализации указанного выше принципа земельного законодательства пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Исключительный характер права на земельный участок означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (приобретение в аренду) участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указан в ст. 39.16 Земельного кодекса.
Согласно п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В обоснование отказа предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду департамент указывает, что согласно акту обследования земельного участка от 19.02.2019 N 33, подготовленного ГКУ КК "Кубаньземконтроль", на земельном участке расположены:
- железнодорожный путь ОАО "РЖД" - "Подъездной путь ОАО "Масложиркомбинат" - 2 579 км;
- навес над ж/д путем на бетонных опорах с бетонным перекрытием - 120 кв.м;
- навес над ж/д путем на металлических опорах с деревянным перекрытием кровля из металлопрофиля - 300 кв.м;
- навес над ж/д путем на бетонных опорах с бетонным перекрытием - 100 кв.м;
- навес над ж/д путем на металлических опорах, кровля из металлопрофиля - 30 кв.м;
- навес над ж/д путем на металлических опорах, кровля из металлопрофиля - 30 кв.м.
Фактически отказ департамента мотивирован ссылками на то, что в сообщении предпринимателя не отражена информация о расположенных на испрашиваемом земельном участке навесов над ж/д путем, а также ее принадлежность заявителю на каком-либо праве.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
На земельном участке с кадастровым номером 23:38:0109044:86 расположен подъездной путь ОАО "Масложиркомбинат", который является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и принадлежит ОАО "РЖД" на праве собственности.
В заявлении о предоставлении земельного участка в аренду указан объект - подъездной путь ОАО "Масложиркомбинат".
Вместе с тем, требования к сообщению, содержащему перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, нормативно (в том числе приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1) не установлены.
Расположенные на земельном участке навесы над ж/д используются по договору от 20.01.2014 N 159/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, заключенному между ОАО "РЖД" и "МЖК "Армавирский".
Таким образом, навесы, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не являются капитальными и фактически используются в производственно хозяйственной деятельности. Указанные навесы представляют собой объективную эксплуатационную необходимость для объекта недвижимости, принадлежащего ОАО "РЖД".
Суд также указал, что в свою очередь, в случае наличия сомнений в нахождении объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке департамент имущественных отношений вправе был запросить в порядке информационного взаимодействия сведения в соответствующих органах.
Доказательств того, что на испрашиваемом предпринимателем земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, департамент в материалы дела не представил.
Таким образом, исключительным правом на испрашиваемый земельный участок обладает ОАО "РЖД" в силу расположенного на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащему обществу на праве собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Тождественное правило до 01.03.2015 содержалось в ст. 36 ЗК РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Следует отметить, что Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено дело N A32-15199/2014 по заявлению ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об отказе в прекращении права собственности на земельный участок в г. Армавир, образовании в результате его раздела пяти участков и регистрации права собственности на вновь образованные участки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2015, постановлением суда кассационной инстанции от 24.04.2015, заявленные ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" требования удовлетворены в полном объеме. В результате раздела земельного участка в городе Армавир образованы пять земельных участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 23:38:0109044:86 площадью 11 379 кв.м, под объектом ОАО "РЖД" (подъездной путь) по адресу: г. Армавир, Калинина, 181.
Заинтересованное лицо, бремя доказывание на которое возложено законом, иных доказательств не представило.
В нарушение правил ч. 5 ст. 200 АПК РФ департамент не представил доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в принятии решения о заключении договора аренды на новый срок.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение департамента имущественных отношений, выразившееся в отказе ОАО "РЖД" заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 площадью 11 379 кв.м., под объектом ОАО "РЖД" (подъездной путь) по адресу: г. Армавир, ул. Калинина, 181, является незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм ст. 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
В отсутствие между сторонами гражданско-правового спора о понуждении к заключению договора аренды земельного участка, и доказательств соблюдения ОАО "РЖД" досудебного порядка разрешения подобных споров, предшествующего подаче иска в суд, в рамках настоящего дела, рассматриваемого по правилам гл. 24 АПК РФ, не подлежит разрешению вопрос об условиях предоставления земельного участка.
Таким образом, требование об установлении срока аренды не подлежит удовлетворению в рамках настоящего спора.
На основании изложенного суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "РЖД" земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 площадью 11 379 кв.м., под объектом ОАО "РЖД" (подъездной путь) по адресу: г. Армавир, ул. Калинина, 181.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 по делу N А32-48154/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48154/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: ОАО масложиркомбинат Армавирский
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3906/20
10.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1442/20
09.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48154/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48154/19