г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А56-103359/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е. В.,
при участии:
от истца: Чубукова А. С., на основании удостоверения N 270929;
от ответчика: 1) Степанова С. Н., по доверенности от 09.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34984/2018) Прокуратуры Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 по делу N А56-103359/2018 (судья Галенкина К.В.),
принятое по иску Первого заместителя прокурора Ленинградской области в интересах Российской Федерации к 1. Комитету по природным ресурсам Ленинградской области; 2. ООО "Промстройтех" о признании сделок недействительными,
установил:
Первый заместитель прокурора Ленинградской области в защиту публичных интересов обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) и обществу с ограниченной ответственностью "Промстройтех" (далее - ООО "Промстройтех") о признании недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений от 13.04.2016, от 02.05.2017 к договору аренды лесного участка от 31.12.2008 N 193/З-2008-12, заключенных Комитетом и ООО "Промстройтех".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по соглашению сторон.
Податель жалобы считает, что такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке, следовательно, оспариваемое соглашение противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола состоявшегося аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 182, Комитетом (арендодатель) и ООО "Промстройтех" (арендатор) заключен договор аренды от 31.12.2008 N 193/3-2008-12, по условиям которого арендатору во временное пользование предоставлен лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 7954 га, расположенный на территории Ленинградской области, в Волховском районе Волховском лесничестве, Сясьстроевском участковом лесничестве, кварталы NN 88, 98, 116, 120, 121, 213-126, 128, 130-177, 179-182. Категория земель: земли лесного фонда, из них: лесные земли, в том числе: покрытые лесной растительностью - 7395,5 га, в том числе покрытые лесными культурами - 798,1 га, несомкнувшиеся лесные культуры - 75,7 га, непокрытые лесной растительностью - 93,3 га, нелесные земли, в том числе: дороги, просеки - 32,2 га, болота - 247,0 га, другие - 6059,0 га. Целевое назначение: защитные леса - 1895,0 га, эксплуатационные леса - 6059,0 га.
Лесной участок передан арендатору для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к договору по акту приема-передачи от 31.12.2008.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 24.04.2009.
Пунктом 31 договора установлено, что срок действия договора - 49 лет с момента его государственной регистрации.
Согласно приложению N 3 к договору лесной участок передан для целей заготовки древесины, в следующих объемах: заготовка древесины (ликвидной), всего - 219 га, среднегодовой объем использования лесов - 23437. В том числе: рубка спелых и перестойных лесных насаждений: всего - 80 га, средний объем использования лесов - 17167. В том числе рубка средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных лесных насаждений при уходе за лесами (рубки ухода за лесом) - всего (кроме выборочных санитарных рубок): 139 га, среднегодовой объем использования лесов - 6270.
Пунктом 6 договора установлен размер арендной платы - 1 429 081 рублей в год (расчет арендной платы приведен в приложении N 7 к договору).
Пунктом 8 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Разделом IV договора определены основания изменения и расторжения договора.
Согласно пункту 27 договора изменение условий договора по решению суда, по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в следующих случаях:
- существенного изменения состояния лесного участка в результате пожаров, ветровалов, повреждения леса вредителями и болезнями и тому подобное. Под существенным изменением понимается изменения состояния лесного участка влекущее прекращение роста 50% и более деревьев от общего количества деревьев произрастающих на лесном участке;
- изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с изменением лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов;
- изменения в установленном порядке правил и режима лесопользования;
- перевода в установленном порядке земель лесного фонда в земли иных категорий;
- изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, лесотаксовых разрядов;
- в иных случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
В последующем сторонами спора заключено дополнительное соглашение от 13.04.2016 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 193/3-2008-12, в части изменения размера арендной платы. Кроме того, приложение N3 к договору содержит изменения в части объема использования лесов на арендуемом участке.
Дополнительное соглашение от 13.04.2016 зарегистрировано в установленном законом порядке 04.05.2016.
Кроме того, сторонами спора заключено дополнительное соглашение от 02.05.2017 о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 31.12.2008 N 193/3-2008-12, по условиям которого внесены изменения в части объема использования лесов и размера арендной платы.
Дополнительное соглашение от 02.05.2017 зарегистрировано в установленном законом порядке 17.05.2017.
В результате заключения указанных дополнительных соглашений среднегодовой объем использования лесов для заготовки ликвидной древесины снижен с 23437 до 11202, а также увеличен размер арендной платы до 1 449 565, 20 рублей по сравнению с первоначальными условиями договора.
Прокурор, полагая, что при заключении дополнительных соглашений нарушены требования части 3 статьи 74.1 ЛК РФ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование заявленных требований Прокурор указал, что нормами Лесного кодекса Российской Федерации установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке и только при наличии установленных частями 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ условий. Прокурор считает, что требования пункта 3 статьи 74.1 ЛК РФ применимы в равной степени к положениям пункта 2 данной нормы, и настаивает на том, что изменение условий договора о размере арендной платы и об объемах заготавливаемой древесины противоречит прямому законодательному запрету на изменение условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, установил, что основанием для заключения дополнительных соглашений послужили результаты выполненных работ по лесоустройству Волховского лесничества, повлекшие внесение изменений в лесохозяйственный регламент Волховского лесничества, а также изменения расчетной лесосеки Волховского лесничества. Суд, констатировав, что указанные обстоятельства применительно к арендуемому лесному участку привели к изменению объемов подлежащих изъятию лесных ресурсов и подпадают под перечень исключений, указанных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для изменения договора аренды по соглашению сторон и отказал в удовлетворении заявленных Прокурором требований.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения Договора), при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ была дополнена словами "за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса".
Впоследствии часть 2 названной статьи была дополнена следующими исключающими случаями - "изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр" (Федеральный закон от 21.07.2014 N 250-ФЗ).
Одновременно статья 74 ЛК РФ была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров; статья 74 изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015 N 206-ФЗ и от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою очередь исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Изменения норм Лесного кодекса Российской Федерации, толкование положений частей 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ в их совокупности и взаимосвязи с иными нормами лесного законодательства Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что наряду с судебным порядком изменения условий договора аренды лесного участка (в случаях, указанных в части 3 названной статьи) действующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса предусматривает также возможность изменения условий такого договора по соглашению сторон (при наличии обстоятельств, перечисленных в части 2).
Прокурор настаивает на том, что любые изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, в том числе при наличии исключений, перечисленных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, возможны только по решению суда.
Суд апелляционной инстанции данные утверждения считает ошибочными на основании следующего.
Перечисленные в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ в качестве исключения объективные обстоятельства не зависят от воли контрагентов по договорам аренды лесного участка; их фиксация регламентирована нормативными правовыми актами; требуют обязательного отражения в государственных реестрах соответствующего учета, что, в свою очередь, свидетельствует об официальном признании наступившего случая (статьи 91 и 92 ЛК РФ). Внесение изменений в договоры аренды лесного участка по соглашению сторон при наличии бесспорных оснований, зафиксированных и отраженных в установленном порядке, направлено на оперативное устранение последствий, вызванных указанными обстоятельствами.
Податель жалобы считает, что внесение изменений в заключенный на торгах договор исключительно в судебном порядке обеспечивает предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков и их использовании, а также обеспечения равноправия участников аукциона.
Суд апелляционной инстанции данную позицию признает несостоятельной, поскольку Прокурор в рамках контроля не лишен возможности проверки наличия (отсутствия) исключений, перечисленных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, и осуществления соответствующего прокурорского реагирования по результатам такой проверки.
В данном случае оценки оснований заключения оспариваемого дополнительного соглашения Прокурором не проводилось.
Что касается доводов о цели обеспечения равноправия участников аукциона, то исключения, перечисленные в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, в равной степени касаются всех хозяйствующих субъектов в сфере использования лесов, не могут быть заранее спрогнозированы и учтены участниками торгов при выборе ценового предложения в ходе их проведения.
Применительно к рассматриваемому случаю Прокурор, кроме того, ссылается на тождественность понятий "существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов)" и "существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка".
Данный довод также подлежит отклонению.
Количественные и качественные характеристики лесного участка согласно части 1 статьи 69.1 ЛК РФ определяются путем таксации лесов, проводимой в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например, преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).
Параметры использования лесов устанавливаются лесохозяйственным регламентом лесничества, которые утверждаются органами власти субъектов Российской Федерации и содержат: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса; возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 данного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов (статья 87 ЛК РФ).
Из анализа правовых норм лесного законодательства, в том числе статей 25, 27, 29 и 87 ЛК РФ, положений Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27.05.2011 N 191, усматривается, что изменение параметров использования лесов может быть вызвано как изменением нормативного регулирования использования лесов, так и причинами объективного (природного) характера изменения леса, например, увеличением возраста древостоя. При этом количественные и качественные характеристики конкретного лесного участка могут остаться неизменными.
Как следует из материалов дела, в характеристики арендуемого лесного участка каких-либо изменений дополнительными соглашениями не вносилось. Спорным дополнительным соглашением от 13.04.2016 внесены изменения в Приложение N 3 к Договору, устанавливающего объемы использования лесов на арендуемом лесном участке.
Следует отметить, что необходимость внесения изменений в договор аренды обусловлена обстоятельством, предусмотренным частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ - проведением в 2010 и 2015 годах работ по таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Волховского лесничества, в том числе на арендуемом лесном участке.
После проведения указанных работ приказами Комитета от 30.12.2010 N 63, от 26.01.2015 N 8 внесены изменения в лесохозяйственный регламент Волховского лесничества.
В соответствии со статьей 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В лесохозяйственном регламенте устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Проведение лесоустройства на лесном участке Волховского лесничества послужило основанием для внесения изменений в лесохозяйственный регламент данного лесничества, в том числе изменения расчетной лесосеки.
Таким образом, произошло существенное изменение параметров использования лесов на арендованном лесном участке, что повлекло необходимость внесения изменений в договор аренды, в части уточнения объемов использования лесов и как следствие этого необходимость перерасчета арендной платы.
В качестве оснований для внесения изменений в договор аренды представлены следующие документы:
- Копия приказа от 26 января 2015 года N 8;
- Копия приказа от 19.12.2008 года N 170;
- Копия книги N 2 распределения ежегодного размера рубок спелых и перестойных насаждений и рубок ухода за лесом по арендаторам и договорам аренды по Волховскому лесничеству на 14 листах
- Книга N 2 распределения ежегодного размера рубок спелых и перестойных насаждений и рубок ухода за лесом по арендаторам и договорам аренды по Волховскому лесничеству (для обозрения);
- Лесохозяйственный регламент Волховского лесничества в электронном виде.
Необходимость внесения изменений в договор аренды обусловлена обстоятельствами, предусмотренными частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ - проведением в 2010 и 2015 годах работ по таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Волховского лесничества, в том числе на арендуемом лесном участке.
После проведения указанных работ приказами Комитета от 30.12.2010 N 63, от 26.01.2015 N 8 внесены изменения в лесохозяйственный регламент Волховского лесничества.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Проведение лесоустройства на лесном участке Волховского лесничество послужило основанием для внесения изменений в лесохозяйственный регламент данного лесничества, в том числе изменения расчетной лесосеки.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности заключения дополнительного соглашения ввиду установления новой расчетной лесосеки по Волховскому лесничеству Ленинградской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела. Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 по делу N А56-103359/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103359/2018
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Первый заместитель прокурора Ленинградской области в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации-Ленинградской области в лице уполномоченного органа- комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Прокуратура Ленинградской области
Ответчик: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, ООО "Промстройтех"