г. Москва |
|
16 марта 2020 г. |
Дело N А40-167152/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 июля 2019 по делу N А40-167152/18 (120-1985), принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению Департамента образования города Москвы
к Частному учреждению дополнительного профессионального образования Учебный центр "Автошкола "Светофор"
об аннулировании лицензии
при участии:
от заявителя: Мотасов СИ. по дов. от 28.01.2020;
от ответчика: Ларина Е.А. по дов. от 26.08.2019;
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования города Москвы (далее департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об аннулировании бессрочной лицензии на осуществления образовательной деятельности от 12.02.2016 г. рег. N 037121 серия 77Л01 рег. N 0007932, выданной Частному учреждению дополнительного профессионального образования Учебный центр "Автошкола "Светофор" (далее ЧУ ДПО УЦ "АВТОШКОЛА "СВЕТОФОР", учебный центр).
Решением от 22.07.2019 заявленные требования удовлетворены, суд установил обстоятельства, которые являются основанием для аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на неполное выяснение обстоятельств по делу, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 08.10.2018 г. производство по делу N А40-167152/18-120-1985 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда по делу N А40-196508/18-153-1543 по заявлению ЧУ ДПО УЦ "Автошкола "Светофор" к Департаменту образования города Москвы о признании недействительными приказа Департамента образования города Москвы от 20.06.2018 N 553Л "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности ЧУ ДПО УЦ "Автошкола "Светофор" и акта проверки от 20.06.2018 г. N 2018-240/ВД-Н-ИП.
В удовлетворении требований Частного учреждения дополнительного профессионального образования Учебный центр "Автошкола "Светофор" было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 г. решение Арбитражного суда по делу от 20.12.2018 N А40-196508/18-153-1543 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Департамент образования города Москвы в соответствии с Положением о Департаменте образования города Москвы (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП, является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия по предметам ведения Российской Федерации и полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования, переданные в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области образования, лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации, подтверждением документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях (пункт 4.3 Положения).
Согласно ст.93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что федеральный государственный надзор в сфере образования осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
В соответствии с ч.3 ст.93 Федерального закона N 273-ФЗ под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и ч.6 ст.93 Федерального закона N 273-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такие нарушения, предписание об их устранении с указанием сроков их устранения. Указанный срок их устранения не может превышать 6 месяцев.
В случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично.
В соответствии с ч.8 ст.93 Федерального закона N 273-ФЗ до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
Кроме того, в соответствии с ч.8 ст.19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных чч. 2-10 ст.19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", определено, что лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным закона N 99-ФЗ и ст.93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона N 294-ФЗ, п.8 ст.93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения с указанием сроков их устранения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Ч. 10 ст.19 Федерального закона N 99-ФЗ определены основания для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 20 настоящего Федерального закона;
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Также в соответствии с п.1 ч.2 ст.19 Федерального закона N 294-ФЗ истечение срока исполнения предписания является основанием для проведения внеплановой выездной проверки.
В случае неисполнения указанного предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.20, ч.2 ст.20 Федерального закона N 99-ФЗ в случае вынесения судом решения о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубых нарушений лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторного предписания организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензирующий орган также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания.
В соответствии с ч.11 ст.20 Федерального закона N 99-ФЗ, ч.8 ст.93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленные нарушения, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Суд достоверно установил, что Частное учреждение дополнительного профессионального образования Учебный центр "Автошкола "Светофор" осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности от 12 февраля 2016 г. peг. N 037121 серия 77Л01 peг. N 0007932 (далее - лицензия), выданной Департаментом образования города Москвы. В соответствии с лицензией учебный центр реализует образовательные программы профессионального обучения.
В соответствии с планом проведения плановых проверок Департамента на 2017 год и на основании распоряжений Департамента от 29 сентября 2017 г. N 1748РП "О проведении плановой выездной проверки Частного учреждения дополнительного профессионального образования Учебного центра "Автошкола "Светофор" и распоряжения Департамента от 10 октября 2017 г. N 1812РП "О внесении изменений в распоряжение Департамента образования города Москвы от 29 сентября 2017 г. N 1748РП" в период 11 и 17 октября 2017 года проведена плановая выездная проверка (далее - плановая проверка) с целью федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
По результатам плановой проверки Учебного центра выявлены нарушения федерального законодательства, которые указаны в акте проверки от 17 октября 2017 г. N 2017-492/ПВ-Н.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона N 294-ФЗ, ч.6 ст.93 Федерального закона N273-ФЗ Учебному центру выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 17 октября 2017 г. N2017-492/ПВ-Н со сроком исполнения до 31 января 2018 г., составлен протоколы об административных правонарушениях в отношении должностного и юридического лиц от 17 октября 2017 г. NN2017-492/ПВ-Н-Ю, 2017-492/ПВ-Н-Д и направлены на рассмотрение в мировой суд согласно территориальной подведомственности.
В срок установленный предписанием от 17 октября 2017 г. N 2017-492/ПВ-Н юридическое лицо Учебный центр представил отчет об исполнении предписания.
На основании распоряжения Департамента от 05 февраля 2018 г. N 154РНК "О проведении внеплановой документарной проверки Частного учреждения дополнительного профессионального образования Учебного центра "Автошкола "Светофор" в период 15 февраля, 19 февраля и 27 февраля 2018 г. проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании от 17 октября 2017 г. N 2017-492/ПВ-Н в отношении Учебного центра.
По результатам внеплановой проверки ЧУ ДПО УЦ "Автошкола "Светофор" установлено неисполнение предписания 17 октября 2017 г. N 2017-492/ПВ-Н (акт проверки от 27 февраля 2018 г. N 2018-50/ВД-Н-ИП,), выдано повторное предписание от 27 февраля 2018 г. N 2018-50/ВД-Н-ИП в части устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства об образовании со сроком исполнения до 23 мая 2018 г. и издан приказ Департамента от 27 февраля 2018 г. 09 УГНК "О запрете приема в Частное учреждение дополнительного профессионального образования Учебный Цент "Автошкола "Светофор".
Кроме того, составлен протокол об административном правонарушении от 27 февраля 2018 г. N 2018-50/ВД-Н-ИП в отношении юридического лица ЧУ ДПО УЦ "Автошкола "Светофор" по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ по факту неисполнения в установленный срок выданного предписания и материал направлен на рассмотрение в мировой суд согласно территориальной подведомственности. Постановлением мирового судьи судебного участка N 314 района Марьина роща г.Москвы Неревяткина О.Ю. от 26 апреля 2018 г. по делу N 5-111/18, юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения.
В срок, установленный повторным предписанием от 27 февраля 2018 г. N 2018-50/ВД-Н-ИП юридическое лицо ЧУ ДПО УЦ "Автошкола "Светофор" представило отчет об исполнении предписания.
На основании распоряжения Департамента от 31 мая 2018 г. N 879РНК "О проведении внеплановой документарной проверки Частного учреждения дополнительного профессионального образования Учебного центра "Автошкола "Светофор" в период 7 июня, 14 июня и 20 июня 2018 г. проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения повторного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании от 27 февраля 2018 г. N2018-50/ВД-Н-ИП (далее - внеплановая проверка) в отношении ЧУ ДПО УЦ "Автошкола "Светофор", в результате которой установлен факт неисполнения повторного предписания от 27 февраля 2018 г. N2018-50/ВД-Н-ИП (акт проверки от 20 июня 2018 г. N 2018-240/ВД-Н-ИП).
В соответствии с ч.8 ст.93 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и на основании постановления мирового судьи судебного участка N 314 района Марьина роща г. Москвы Неревяткина О.Ю. от 26 апреля 2018 г. по делу N5-111/18 о привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании, акта проверки от 20 июня 2018 г. N2018-240/ВД-Н-ИП и Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N447-ПП издан приказ Департамента от 20 июня 2018 г. N553Л "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Частного учреждения дополнительного профессионального образования Учебного центра "Автошкола "Светофор" до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы.
Суд обоснованно исходил из того, что указанные факты свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязательных требований повторного предписания органа государственного контроля (надзора) в сфере образования в части устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства об образовании
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц; наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
При этом доказательства объективных и независящих от воли лица обстоятельств, воспрепятствовавших соблюдению обязательных требований нормативных правовых актов, в деле отсутствуют и ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства являются основанием для аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности от от 12.02.2016 г. рег. N 037121 серия 77Л01 рег. N 0007932.
Аннулирование лицензии в настоящем случае является адекватной и соразмерной мерой для защиты интересов, как Российской Федерации, так и прав лиц, проходящих обучение в образовательном учреждении.
Апелляционный суд считает необоснованным довод ответчика о неуведомлении его о времени и месте судебного заседания, поскольку почтовое извещение о времени и месте судебного заседания направлено судом в его адрес 01.08.2018 г. и получено учебным центром 13.08.2018 г.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2019 по делу N А40-167152/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167152/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "АВТОШКОЛА "СВЕТОФОР"