г. Москва |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А40-153505/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей В.Р. Валиева, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 января 2020 года
по делу N А40-153505/19, принятое судьей Куклиной Л.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
(ОГРН: 1037835069986; юр.адрес: 107046, г.Санкт-Петербург, Петроградская наб., 18А)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании 3 461 862 рублей 60 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: представитель не явился, извещен
от ответчика: Валиуллин Р.М. по доверенности от 11.12.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 3 479 200 рублей убытков на основании ст.ст. 15, 309, 393, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.01.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 16.03.2020 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в рамках договора перевозки в период июль-декабрь 2018 года в соответствии с Положением о системе технического обслуживания вагоны, указанные в расчёте претензионных требований истца, переведены в нерабочий парк, и направлены для проведения планового ремонта в адреса вагоноремонтных предприятий: ООО "Трансвагонмаш", ООО "Вологодский ВРЗ", ООО "НВК", ООО "ВРК-Купино", ООО "КВРЗ "Новотранс", ООО "БВРЗ", с которыми у ООО "Трансойл" заключены договоры на проведение плановых видов ремонта вагонов.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте РФ" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно п.1 Приложения 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Нормативы периодичности производства плановых ремонтов установлены в соответствии с "Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных к обращению на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении", утвержденным на 47 заседании Совета по железнодорожному транспорту стран-участников СНГ.
В связи с требованиями Положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО "РЖД" после плановых видов ремонта N 787-2015 ПКБ ЦВ, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 08.06.2016 N 1097р с изменениями и дополнениями, утверждёнными распоряжением ОАО "РЖД" от 24.07.2017 N1448р, по прибытии вагонов к месту назначения, при приёме вагонов от Перевозчика (ОАО "РЖД") и до их постановки на ремонтные позиции Подрядчики производили осмотр вагонов на предмет наличия всех узлов и деталей, отсутствие повреждений.
При выявлении Подрядчиками вагонов с отсутствующими (разоборудованными) узлами и деталями, руководствуясь Правилами составления актов, утверждёнными Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года N 45 "Об утверждении правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", в момент приема вагонов от Перевозчика, совместно с Перевозчиком оформлялись акты общей формы (ГУ-23), с указанием в актах наименований отсутствующих (разоборудованных) деталей/узлов, повреждений вагонов, даты и времени их обнаружения.
По условиям заключённых договоров подряда при проведении планового ремонта вагона с отсутствующими (разоборудованными) узлами и деталями Подрядчики производили также работы по установке узлов и деталей вследствие его разукомплектования.
Спорные вагоны в период с июля по декабрь 2018 года прибывали в адреса вагоноремонтных предприятий с повреждениями (разоборудованием тормоза), что подтверждается актами формы ГУ-23, часть из которых подписана Перевозчиком, от подписания оставшейся части представитель перевозчика отказался, о чем имеется соответствующая отметка в актах.
В результате поведения работ по восстановлению ручных тормозов в условиях вагоноремонтных предприятий ООО "Трансойл" понесло расходы в размере 3 461 862 рублей 60 копеек.
Объём и оплата работ, проводимых в отношении вагонов, прибывших в плановый ремонт с повреждениями (разоборудованием тормоза) подтверждается прилагаемыми документами (договоры на плановый ремонт вагонов, дополнительные соглашения, дефектные ведомости, ВУ-36, расчётно-дефектные ведомости, квитанции о приеме груза, железнодорожные накладные, платёжные поручения).
В соответствии со ст. 25 "Устав железнодорожного транспорта российской Федерации" подтверждением заключения договора перевозки и принятия груза к перевозке является железнодорожная накладная. С момента принятия груза к перевозке железная дорога несет ответственность за его сохранность.
Согласно ст. 105 УЖТ РФ "при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам вагонов, перевозчик обязан отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов". Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцам вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утрат.
Согласно пункту 1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения ущерба предусматривает возмещение причиненных убытков.
Истец указывает, что ОАО "РЖД" как лицо ответственное за сохранность деталей вагонов должно возместить убытки, связанные с разоборудованием вагона в пути следования.
Претензия N 775-юд от 23.04.2019, направленная в адрес ответчика с требованием возместить убытки, оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд за взыскание денежных средств в размере 3 461 862 рублей 60 копеек.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из доказанности факта возникновения на стороне истца убытков по вине ответчика, суд первой инстанции правомерно приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Так, в соответствии с п.73 Правил приема грузов к перевозке, утвержденные Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила) при приеме порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанной нормы (п. 73 Правил) следует, что при приёме вагонов к перевозке, независимо от того следуют данные вагоны в ремонт или в адрес иного грузополучателя, перевозчиком производится осмотр их технического состояния.
Исходя из буквального толкования, п. 74 Правил, не исключает обязанность перевозчика по осмотру технического состояния вагона.
Согласно представленным в материалы дела квитанциям о приёме груза к перевозке вагоны следовали в адрес вагоноремонтных компаний для проведения планового ремонта вагонов.
Спорные вагоны следовали в ремонт не по причине технической неисправности, а в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со ст. 20 УЖТ РФ при приемке вагона к перевозке перевозчик обязан проверять его коммерческую пригодность, техническую исправность вагона и нести ответственность как за сохранность и техническое состояние вагона, так и перевозимого груза. При обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы.
Акты общей формы до принятия вагонов к перевозке перевозчиком также не составлялись.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные вагоны были переданы перевозчику в технически исправном состоянии.
В соответствии со ст. 105 Устава при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров
По части требований ответчик подписал акты формы ГУ-23, в которых зафиксировано отсутствие стояночного тормоза, по остальным вагонам были составлены акты об отказе перевозчика от подписи.
Данные акты были составлены при осмотре вагонов, после их отцепки в деповской ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п. 3.5 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС 4 России N 45 от 18.06.2003, по оформлению акта общей формы в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
Согласно п. 3.5 Правил акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Представитель грузоотправителя, грузополучателя, а также иных лиц вправе лишь подписать такие акты, но не вправе принудить ОАО "РЖД" к их составлению. Указанные обстоятельства объясняют отсутствие в материалах дела актов о повреждении вагона формы ВУ-25.
ОАО "РЖД" не исполнило своей обязанности по оформлению актов общей формы и уведомлению ООО "Трансойл", как владельца вагонов об отсутствии запасных частей вагонов. На уведомления вагоноремонтных предприятий ответчик не отреагировал, в связи с чем были составлены акты об отказе перевозчика от подписи.
Документов, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.
Исходя из вышеуказанного, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2020 года по делу N А40-153505/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153505/2019
Истец: ООО "ТРАНСОЙЛ"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9180/20
17.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11852/20
17.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-153505/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-153505/19