г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А21-13351/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Андрейко Е.В. по доверенности от 20.05.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2662/2020) ФНС России в лице УФНС России по Калининградской области на определение Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2019 по делу N А21-13351/2017, принятое
по вопросу обоснованности требований кредитора Федеральной налоговой службы и введение наблюдения в ООО "Коммунальные услуги",
установил:
28.12.2018 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - заявитель, уполномоченный орган, ФНС России) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Коммунальные услуги" (ОГРН 1123926018919, ИНН 3912502885) (далее- должник) в связи с наличием у него просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней в размере 3 217 631,06 руб., в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 360 355,99 руб.; по пени 857075,07 руб.; по штрафу 200.00 руб.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2018 заявление заявителя о признании ООО "Коммунальные услуги" несостоятельным (банкротом) принято к производству.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2018 к рассмотрению заявления привлечено Управление Пенсионного фонда РФ в Светлогорском районе Калининградской области.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2018 требование ФНС России к ООО "Коммунальные услуги" в размере 3 217 631,06 руб. признано обоснованным, в отношении ООО "Коммунальные услуги" введено наблюдение, ФНС России включена в реестр требований кредиторов ООО "Коммунальные услуги" с суммой 3217 631,06 руб. с очередностью удовлетворения в следующем порядке: с суммой 2 360 355,99 руб. во вторую очередь; с суммой 857 275,07 руб. в третью очередь, при этом сумма 857 275.07 руб. учитываемой отдельно, временным управляющим утверждена Олейник Елена Владимировна, член Союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2018 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.05.2019 ООО "Коммунальные услуги" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утверждена Олейник Елена Владимировна, член Союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2019 конкурсным управляющим в ООО "Коммунальные услуги" утвержден Лавриненко Сергей Владимирович, член Ассоциация "Саморегулируемая организация Арбитражных управляющих "Меркурий".
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2019 определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 в части признания требований ФНС России в размере 3 217 631,06 руб. обоснованными отменено, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области. В остальной части определение Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу N А21-13351/2017 оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2019 в реестр требований кредиторов ООО "Коммунальные услуги" требование Федеральной налоговой службы в размере 6 838,47 руб. включено во вторую очередь, в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным определением, ФНС России, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое определение, признать требование в размере 3 217 631,06 руб. обоснованным, и включить в реестр требований кредиторов ООО "Коммунальные услуги" в размере 3 217 631,06 руб., в том числе: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 360 355,99 руб.; по пени 857075,07 руб.; по штрафу 200.00 руб. с очередностью удовлетворения во вторую очередь.
По мнению заявителя, вывод арбитражного суда первой инстанции об утрате ФНС России возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания основан на неправильном применении норм материального права. Так, при соблюдении последовательности действий и сроков, установленных в статья 19, 20 и 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", не утрачивается возможность взыскания указанных недоимок и задолженностей в связи с истечение установленного срока. Меры принудительного взыскания с ООО "Коммунальные услуги" были предприняты Управлением Пенсионного фонда в Светлогорском районе Калининградской области в полном объеме (т.4, л.д. 1-123). Доказательств утраты ФНС России пропуска процессуальных сроков взыскания задолженности в рамках дела о банкротстве в материалы дела не представлено. При этом должник не воспользовался предоставленным процессуальным правом на обжалование ненормативных правовых актов УПФР в Светлогорском районе Калининградской области (требования, решения, постановления и справки от 07.12.2018).
Согласно отзыву на апелляционную жалобу представителя участников должника, последний полагает обжалуемое определение законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, при правильной оценки всех представленным в материалы дела доказательств, просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
12.03.2020 в судебном заседании представителя участников должника возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
После отмены постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2019 по делу N А21-13351/2017 определения Арбитражного суда Калининградской области от 03.10.2018 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 в части признания требования ФНС России в размере 3 217 631,06 руб. обоснованными и включения его в реестр требований кредиторов ООО "Коммунальные услуги", первоначально заявленного как основание для введения процедуры банкротства, арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), регламентирующими рассмотрение требования кредитора о включении в реестр требований кредиторов должника.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве) проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Поскольку требование рассматривается в деле о банкротстве (несостоятельности), во избежание создания искусственной задолженности в реестре требований кредиторов суд должен осуществлять проверку, следуя принципу установления достаточных доказательств наличия или отсутствия фактических отношений. Целью такой проверки является установление обоснованности долга, возникшего из договора, и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также самого должника.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Задолженность в размере 3 217 631 рубль 06 копеек перед уполномоченным органом обоснована заявителем следующими документами:
- расчетами задолженности, расчетами пени, ведомостями уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; требованиями об уплате недоимки по страховым взносам N 21 от 29.04.2014, N 87 от 01.06.2011, N 11 от 26.03.2012, N 45 от 07.03.2013, N 04901314 ТН 0004246 от 24.01.2014; N 04901312ТН0012683 от 21.03.2012, N 04901340071968 от 16.08.2012, N04901340092776 от 15.11.2012, N 04901312ТН0096155 от 26.11.2012, N 04901340012867 от 12.02.2013, N 04901340047856 от 14.05.2013, N 04901340066795 от 12.08.2013 г., N04901340085779 от 12.11.2013 г., N04901340023039 от 26.02.2014, N 0490134007393 от 30.05.2014, N 0490S11600773217 от 14.06.2016, N 049S01160115343 от 27.09.2016;
- решением Арбитражного суда Калининградской области от 3.12.2010 по делу N А21-7860/2010, решениями о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика N 8 от 26.07.2011, N 7 от 23.04.2012, N 04901312ВД 0031395 от 20.09.2012, N 04901313ВД 0008807 от 26.03.2013, N 04901313ВД0020856 от 19.06.2013, N 04901313ВД0027936 от 02.09.2013, N 04901313ВД0036973 от 6.12.2013, N04901314ВД0009930 от 21.04.2014, N 04901314ВД0019278 от 27.06.2014, N049S02160045710 от 5.09.2016, N 049S02160073455 от 19.12.2016;
- постановлениями о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика N 43 от 11.06.2013, N 049013140013426 от 20.08.2014, N 04901312СП0019491 от 15.11.2012, N 04901390020138 от 05.12.2012, N 04901390015156 от 19.08.2013, N 04901390015560 от 20.08.2013., N04901390014465 от 12.08.2013 г., N04901390014467 от 12.08.2013, N 04901390017844 от 15.10.2013, N 04901390010122 от 27.06.2014, N 04901390010123 от 27.06.2014, N 04901390011295 от 17.04.2014, N 049S04160028349 от 21.12.2016, N 049S04160028192 от 21.12.2016;
- постановлениями судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 15.03.2011, от 14.08.2013, от 02.04.2013, от 18.06.2014, от 29.10.2013, от 11.08.2014, постановлением о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 21.06.2013, постановлением СПП об обращении взыскании на денежные средства от 12.08.2013, постановлениями УПФ в Светлогорском районе о замене выбывшей стороны правопреемником от 29.08.2013 N 1, от 29.08.2013 N 2; копиями реестров почтовых отправлений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 27.12.2017 ООО "Коммунальные услуги" является правопреемником МУП "Коммунальных услуг" муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск".
Согласно части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (введена в действие статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как: образование их по состоянию на 01.01.2017; передача данных о них налоговым органам от ПФР и ФСС; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки ПФР и ФСС с 01.01.2017 за периоды, истекшие до 01.01.2017; истечение срока взыскания недоимки до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
Согласно пункту 10 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (в редакции Федерального закона N 436-ФЗ) применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ утвержден Порядок признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи. Из указанного Порядка усматривается, что решение о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам и их списании принимается уполномоченным органом самостоятельно без соответствующего обращения в налоговый орган должника.
Суд первой инстанции установил и следует из материалов дела, что по предъявленному уполномоченным органом требованию, за исключением задолженности в размере 6 838 рублей 47 копеек, пропущен предельных трехлетний срок, предусмотренный в пункте 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку недоимка по страховым взносам и задолженность по соответствующим пеням и штрафам образовалась до 01.01.2017.
Правовую позицию относительно сроков истечения исковой давности по каждому документу, представленному в материалы дела уполномоченным органом, должник аргументировано изложил в итоговой редакции таблиц мотивированных пояснений (том 8, л.д. 156, 159, приложения N N 9-10 к правовой позиции должника от 26.03.2019, том 8, л.д. 135-137, приложения NN 1-2 к отзыву представителя участников должника ООО "Коммунальные услуги" Смагиной Д.Е. от 07.10.2019).
Указанные пояснения оценены судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возражения представителя участников признаны обоснованными.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не представил доказательств возможности предъявления требований по истечению предельного трехлетнего срок, предусмотренного пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, пропущенный срок уполномоченный орган не отрицает.
Кроме того, уполномоченным органом не представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства надлежащей передачи документации в отношении задолженности от ПФР в адрес уполномоченного органа в соответствии с приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@, в том числе наличия акта приема-передачи данных по недоимкам (пени, штрафам) от ПФР в уполномоченный орган.
Суд первой инстанции критически оценил представленное уполномоченным органом письмо заявителя N 09-11/11243 от 17.04.2017 в адрес Службы судебных приставов Светлогорского района Калининградской области, согласно которому на 17.04.2017 сумма задолженности ООО "Коммунальные услуги" составляла 282 838 рублей 03 копеки (при включении в указанную сумму задолженность за 2012-2013 гг).
Каких-либо пояснений относительного того, каким образом за 8 месяцев до обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом сумма задолженности увеличилась до 3 217 631 рубля, уполномоченный орган не представил.
Доводы уполномоченного органа о том, что при соблюдении последовательности действий и сроков предъявления требований к должнику и принятии всех мер принудительного взыскания он не утрачивается возможность взыскания указанных недоимок и задолженностей, отклоняется апелляционным судом как основанным на ошибочном толковании норм материального права, равно как и довод уполномоченного органа о возможности оспаривания нарушения сроков уполномоченным органом исключительно в рамках судебного оспаривания требования, решения или постановления в связи с истечение установленного срока.
Нарушений норм процессуального права арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении требования уполномоченного органа апелляционным судом не установлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения в реестр кредиторов задолженности ООО "Коммунальные услуги", образовавшейся по состоянию на 01.01.2017 (за исключение задолженности в размере 6 838 рублей 47 копеек), которая является безнадежной и подлежит списанию.
В части включения арбитражным судом первой инстанции в реестр требований кредиторов ООО "Коммунальные услуги" задолженности в размере 6838 рублей 47 копеек во вторую очередь реестра требований кредиторов уполномоченным органом не оспаривается.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое определение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 16.12.2019 по делу N А21-13351/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13351/2017
Должник: ООО "Коммунальные услуги"
Кредитор: МИФНС N 10 по К/О, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: А/у Олейник Е.В., ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Светлогорском районе К/О межрайонное, Межрайонная ИФНС России N 10 по Калининградской области, НП СРО "СЕМТЭК", ОАО "Янтарьэнергосбыт", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УФНС РФ по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11495/2021
24.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3419/2021
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10646/20
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6588/20
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6511/20
26.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7860/20
23.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2662/20
19.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2822/20
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
14.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17426/19
30.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9550/19
15.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17828/19
20.06.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8116/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
22.04.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
11.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30531/18
10.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5360/19
29.01.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
10.01.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
03.10.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17
30.08.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13351/17