г. Пермь |
|
24 марта 2020 г. |
Дело N А60-19366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.,
судей Зарифуллиной Л.М., Мармазовой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Асфальтобетонный завод "Палашеры" (далее - ООО "АБЗ "Палашеры", кредитор) (ИНН 6685107507, ОГРН 1165958099856)
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 декабря 2019 года
об отказе в удовлетворении заявления ООО "АБЗ "Палашеры" о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 2 302 000 руб.,
вынесенное судьей Боровиком А.В. в рамках дела N А60-19366/2019
о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Стрела" (далее - ООО "Холдинг Стрела", должник) (ОГРН 1169658015834, ИНН 6685107507),
установил:
08.04.2019 в Арбитражный суд Свердловской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "УралСпецТехника" (ИНН 6685133930, ОГРН 1176658054320) о признании ООО "Холдинг Стрела" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2019 указанное заявление принято к производству, возбуждено дело о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2019 ООО "Холдинг Стрела" признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 01.01.2020. Конкурсным управляющим утверждена Касьянова Лариса Анатольевна (ИНН 862100875218, адрес для направления корреспонденции: 620000, г.Екатеринбург, пр. Ленина, 39, а/я 620), член Ассоциацией "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
02.09.2019 в Арбитражный суд Свердловской заявление ООО "АБЗ "Палашеры" о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 2 302 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2019 (резолютивная часть определения объявлена 19.12.2019) отказано в удовлетворении заявления ООО "АБЗ "Палашеры" о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 2 302 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, кредитор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в связи имеющимися в материалах дела платежными документами, подтверждающими факт получения должником денежных средств, претензионной переписки, из которой усматривается факт неисполнения должником принятых на себя обязательств, признание должником долга в полном объеме.
Конкурсный управляющий должника Завьялов Виктор Александрович, утвержденный определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2020, направил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 05.12.2018 между ООО "Холдинг Стрела" (исполнитель) и ООО "АБЗ "Палашеры" (заказчик) заключен договор оказания услуг по организации перевозки грузов N 0501-18, в соответствие с которым исполнитель принимает на себя обязательства по организации перевозки грузов (щебень) заказчика автомобильным транспортом.
ООО "АБЗ "Палашеры" в заявлении указало, что в течение действия вышеуказанного договора оно производило оплату услуг, однако исполнитель услуги не оказал. 21.01.2019 между сторонами подписано Соглашение о расторжении договора оказания услуг по организации перевозки грузов N 0501-18 от 05.12.2018, по условиям которого исполнитель обязуется вернуть уплаченные заказчиком денежные средства по договору, однако исполнитель возврат денежных средств не произвел.
Полагая, что должник неосновательно приобрел денежные средства в размере 2 302 000 рублей, кредитор обратился с настоящим требованием.
Суд первой инстанции принял вышеуказанное определение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены (изменения) обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все денежные требования к нему могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, при этом указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований, и в случае направления в суд данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
В силу статей 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
Целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Между тем, факт отсутствия у кредитора первичной документации, подтверждающей наличие между сторонами договорных отношений и основания перечисления денежных средств, не является бесспорным доказательством безосновательного перечисления денежных средств должнику. Указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о том, что соответствующие документы отсутствовали в момент совершения спорных платежей.
Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, суду на основании статьи 65 АПК РФ необходимо сделать вывод о возложении бремени доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) на должника.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае из представленных кредитором платежных поручений усматривается, что основанием платежей являлись конкретные правоотношения. Доказательств того, что правоотношения, указанные в качестве оснований спорных платежей, не являются такими основаниями, а денежные средства были перечислены ошибочно, кредитор не представил (статья 65 АПК РФ).
При этом выводы суда первой инстанции относительно распределения бремени доказывания по настоящему спору о взыскании неосновательного обогащения соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12.
Кром того, нахождение должника в статусе банкротящегося лица с высокой степенью вероятности свидетельствует о том, что денежных средств для погашения долга перед всеми кредиторами недостаточно. Поэтому в случае признания каждого нового требования обоснованным доля удовлетворения требований этих кредиторов снижается, в связи с чем они объективно заинтересованы, чтобы в реестр включалась только реально существующая задолженность.
Публично-правовой характер процедуры банкротства и цели данной процедуры должны быть направлены на обеспечение баланса интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, в связи с чем, права указанных лиц подлежат равным образом судебной защите, в условиях необходимости дачи оценки соответствующим возражениям. В свою очередь, действия кредиторов и самого должника не должны быть направлены на причинение вреда и ущемление интересов иных лиц, в том числе и добросовестных кредиторов, исходя из необходимости недопущения злоупотребление правом в угоду каким-либо частноправовым интересам.
Этим объясняется установление в делах о банкротстве повышенного стандарта доказывания при рассмотрении заявления кредитора о включении в реестр требований кредитора должника, то есть установление обязанности суда проводить более тщательную проверку обоснованности требований по сравнению с обычным общеисковым гражданским процессом. На практике это означает, что суды должны проверять не только формальное соблюдение внешних атрибутов документов, которыми кредиторы подтверждают обоснованность своих требований, но и оценивать разумные доводы и доказательства (в том числе косвенные как в отдельности, так и в совокупности), указывающие на пороки сделок, цепочек сделок (мнимость, притворность и т.п.) или иных источников формирования задолженности.
Более того, исходя из сложившейся судебной практики при рассмотрении требований в ситуации включения в реестр аффилированного кредитора выработаны критерии распределения бремени доказывания: при представлении доказательств общности экономических интересов (аффилированности) должника с участником процесса (в частности, с лицом, заявившем о включении требований в реестр, либо с ответчиком по требованию о признании сделки недействительной) и заявлении возражений относительно наличия и размера задолженности должника перед аффилированным кредитором, - на последнего переходит бремя по опровержению соответствующего обстоятельства. В частности, судом на такое лицо может быть возложена обязанность раскрыть разумные экономические мотивы совершения сделки либо мотивы поведения в процессе исполнения уже заключенного соглашения (правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 306-ЭС16-20056 (6)).
В связи с этим основанием к включению требования в реестр является представление кредитором доказательств, ясно и убедительно подтверждающих наличие и размер задолженности перед ним и опровергающих возражения заинтересованных лиц об отсутствии долга (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
В данном случае суд первой инстанции обоснованно критически отнесся к представленным кредитором документам, так как платежи совершены со ссылкой на "оплата по счету _ за услуги". Какой-либо ссылки на договор оказания услуг по организации перевозки грузов N 0501-18 от 05.12.2018 назначение платежа не содержит. Кроме того, ссылка в назначении платежа на оплату "за услуги" противоречит назначению платежей в представленных счетах на оплату (л. д. 44-46), в которых указано "предварительная оплата по договору поставки_". При этом наличие переписки сторон в данном случае не подтверждает те обстоятельства, на которые ссылается кредитор.
Оценив фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно критически отнесся к представленным заявителем документам, не ограничиваясь при этом только формальной проверкой внешних атрибутов документов, и правомерно отказал во включении спорного требования в реестр требований кредиторов должника.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, определение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2019 года по делу N А60-19366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Л.М. Зарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19366/2019
Должник: ООО "ХОЛДИНГ СТРЕЛА"
Кредитор: Дейцев Сергей Львович, ООО "АЛЬДЕРА", ООО "АРТСТРОЙСЕРВИС", ООО "АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД "ПАЛАШЕРЫ", ООО "ВИСПЕР", ООО "КВИНТА-ТЕХСЕРВИС", ООО "УРАЛСТРОЙСЕРВИС", ООО ТЕХСЕРВИС, ООО УРАЛСПЕЦТЕХНИКА, Уйбина Елена Леонидовна
Третье лицо: Курлыкин Виталий Викторович, ООО "ПЕРЕСТРОЙКА", ООО "СПЕЦТРАНСКОМ", АССОЦИАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ЦЕНТР ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА", Дейцев Сергей Львович, Завьялов Виктор Александрович, Касьянова Лариса Анатольевна, ООО "АЛЬДЕРА", ООО "АРТСТРОЙСЕРВИС", ООО "ВИСПЕР", ООО "КВИНТА-ТЕХСЕРВИС", ООО "УРАЛСТРОЙСЕРВИС", Скурихин Кирилл Анатольевич, Уйбина Елена Леонидовна
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-772/20
27.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-772/20
22.05.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-772/20
24.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-772/20
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19366/19
18.07.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19366/19
08.07.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19366/19