г. Саратов |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А57-3459/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.? .
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей А. Ю. Самохваловой, В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарёмсудебного заседания
К.Д. Ястребовым,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" Бессоновой Марины Анатольевны, по доверенности от 22.12.2023 N 01-18-9505,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Кронверк Сити", Кондратьевой Ольги Николаевны, по доверенности от 17.07.2023 N 20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2023 года по делу N А57-3459/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кронверк Сити", г. Саратов (ИНН 6450104025, ОГРН 1186451023725)
к Администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6451112822, ОГРН 1026402497857),
Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280),
Комитету по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511),
Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246)
о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове; в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме N 150/156 по ул. Огородная в г. Саратове; в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Артезианскому проезду в г. Саратове, за период с 01.03.2021 г. по 31.08.2023 г. в размере 1 519 599 руб. 67 коп., о взыскании в доход бюджета государственную пошлину в размере 15 746 руб. 53 коп.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Кронверк Сити" (далее по тексту ООО "Кронверк Сити", истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ) к администрации Заводского района МО "Город Саратов" (далее по тексту Администрация Заводского района МО "Город Саратов", ответчик) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества за жилые помещения N N 7,11, 13, 14,17,18, 19, 28, 31, 33, 39, 40, 43, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 59,60, 61, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70,71, 72, 73, 74, 75, 76,77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 126, 127, 128, 130, 131,132,133,134,135,136,137,138,139,140,141,142,143,145,146,147,148,149,150,151,152, 153, 155,156,157,158,159,161,162,164,165,166,167,168,170,171,172,173,174,175,176,177, 178, 179,180,181,182,184,185,186,187,188,189,190,191,192,193,195,196,197,198,199,200, 201, 202, 203,204, 205, 206, 207, 208, 209,210, 211, 212, 213, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233,234, расположенные в многоквартирном доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове; за жилые помещения NN 2, 3, 5, 9, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 32, 35, 37, 39, 40, 41, 46, 50, 54, 56, 62, 66, 68, 69, 70, 72, 77, 78, 80, 86, 87, 89, 92, 97, 101, 104, 110, 113, 114, 115, 117, 121, 126, 128, 129, 133, 138, 139, 141, 151, 156,164, 168,173, 175, 177, 181, 185, 187, 188, 193, 196, 197, 204, 206, 208, 210, 211, 214, 216, 220, 224, 225, 230, 231, 234, расположенные в многоквартирном доме N 150/156 по ул. Огородная в г. Саратове; за жилые помещения NN 3, 5, 7, 8, 9,10, 14, 17, 19, 20, 26, 28, 30, 31, 33, 35, 39, 43, 48, 54, 56, 57, 58, 62, 63, 65,68, 73, 78, 79, 81, 83, 88, 89, 93, 98,101, 110, 116,119,126,127,129,133,134,140,144,153, 156, 158, расположенные в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Артезианскому проезду в г. Саратове, за период с 01.04.2021 г. по 30.12.2022 г. в 1 304 176 руб. 15 коп.; о взыскании с администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту администрации МО "Город Саратов", ответчик) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества за жилые помещения в доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове: NN 7,17, 18, 39,40, 43, 54, 97, 101, 120, 175, 196 за период 01.03.2021 - 31.03.2021; за жилые помещения в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Артезианскому пр-ду в г. Саратове NN 5, 7, 8, 9, 10, 17, 19, 20, 26, 28, 30, 31, 39, 43, 48, 54, 56, 57, 65, 78, 83, 88, 89, 93, 98, 101, 110, 116, 119, 127, 133, 134, 140, 144, 153, 158, за период с 01.03.2021 по 23.06.2021 в размере 4 897 руб. 25 коп.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2023 года по делу N А57-3459/2023 исковые требования удовлетворены частично.
С муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Заводского района МО "Город Саратов" в пользу ООО "Кронверк Сити" взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества в жилых помещениях N N 7,11, 13, 14,17,18, 19, 28, 31, 33, 39, 40, 43, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 59,60, 61, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70,71, 72, 73, 74, 75, 76,77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 95, 96, 97, 98, 99, 100,101,102,103,104, 105, 106,107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 14 А57-3459/2023 120, 121, 122, 123, 124, 126, 127, 128, 130, 131,132,133,134,135,136,137,138,139, 140, 141, 142,143,145, 146, 147, 148, 149, 150,151,152, 153, 155, 156, 157, 158,159,161,162, 164, 165, 166, 167, 168, 170, 171,172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192,193,195,196,197,198,199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206,207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, расположенных в многоквартирном доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове; в жилых помещениях NN 2, 3, 5, 9, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 32, 35, 37, 39, 40, 41, 46, 50, 54, 56, 62, 66, 68, 69, 70, 72, 77, 78, 80, 86, 87, 89, 92, 97, 101, 104, 110, 113, 114, 115, 117, 121, 126, 128, 129, 133, 138, 139, 141, 151, 156,164, 168,173, 175, 177, 181, 185, 187, 188, 193, 196, 197, 204, 206, 208, 210, 211, 214, 216, 220, 224, 225, 230, 231, 234, расположенных в многоквартирном доме N 150/156 по ул. Огородная в г. Саратове; в жилых помещениях NN 3, 5, 7, 8, 9,10, 14, 17, 19, 20, 26, 28, 30, 31, 33, 35, 39, 43, 48, 54, 56, 57, 58, 62, 63, 65,68, 73, 78, 79, 81, 83, 88, 89, 93, 98,101, 110, 116,119,126,127,129,133,134,140,144,153, 156, 158, расположенных в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Артезианскому пр-ду в г. Саратове, за период с 01.04.2021 по 30.12.2022 в 1 304 176 руб. 15 коп.
Также с муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в лице в лице Комитета по управлению имуществом г. Саратова в пользу ООО "Кронверк Сити" взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества в жилых помещениях в доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове: NN 7,17, 18, 39,40, 43, 54, 97, 101, 120, 175, 196 за период 01.03.2021 - 31.03.2021; в жилых помещениях многоквартирного дома N 8 по 3-ему Артезианскому пр-ду в г. Саратове NN 5, 7, 8, 9, 10, 17, 19, 20, 26, 28, 30, 31, 39, 43, 48, 54, 56, 57, 65, 78, 83, 88, 89, 93, 98, 101, 110, 116, 119, 127, 133, 134, 140, 144, 153, 158, за период с 01.03.2021 по 23.06.2021 в размере 4 897 руб. 25 коп.
В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2024 года по делу N А57-3459/2023 исправлены опечатки, допущенные при изготовлении резолютивной части решения от 08.12.2023 г. и резолютивной части полного текста решения суда от 15.12.2023 г.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что нормы Жилищного кодекса РФ не содержат положений об обязанности собственника государственного или муниципального жилищного фонда возмещать управляющей компании задолженность нанимателей муниципальных жилых помещений по внесению платы за эти помещения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие заключение договора между истцом и администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов" по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества по спорным жилым помещениям.
Кроме того, судом не учтено, что платежные документы по спорным квартирам в адрес ответчика в нарушение требований ст. 155 ЖК РФ не поступали.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "Кронверк Сити" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Кронверк Сити" просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, в связи с необоснованностью содержащихся в ней доводов.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (пункт 10 раздела "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Судебная коллегия по гражданским делам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года N 1 (2015)).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Кронверк Сити" осуществляет функции управления многоквартирными домами, расположенными по следующим адресам: г. Саратов, ул. Огородная, д. 187, д. 150/156; г. Саратов, 3-й Артезианский пр-д, д. 8, что подтверждается договорами управления многоквартирными домами от 26.08.2022 и от 29.08.2022.
В данных многоквартирных домах расположены жилые помещения (квартиры), находящиеся в собственности МО "Город Саратов", держателем данных жилых помещений на основании Распоряжений председателя КУИ г. Саратова является Администрация Заводского района г. Саратова.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что в период с 01.03.2021 по 31.08.2023 данный ответчик не оплатил стоимость оказанных услуг и работ по управлению многоквартирным домом, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в размере 1 304 176 руб. 15 коп.
Также истец указал, что в период с 01.03.2021 по 31.03.2021 вышеуказанные квартиры являлись собственностью МО " Город Саратов", но держателем данных квартир Администрация Заводского района не являлась, вследствие чего истец просил суд взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "Кронверк Сити" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества за жилые помещения в доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове: NN 7,17, 18, 39,40, 43, 54, 97, 101, 120, 175, 196 за период 01.03.2021 - 31.03.2021; за жилые помещения в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Артезианскому пр-ду в г. Саратове NN 5, 7, 8, 9, 10, 17, 19, 20, 26, 28, 30, 31, 39, 43, 48, 54, 56, 57, 65, 78, 83, 88, 89, 93, 98, 101, 110, 116, 119, 127, 133, 134, 140, 144, 153, 158, за период с 01.03.2021 по 23.06.2021 в размере 4 897 руб. 25 коп.
В связи с наличием задолженности по оплате стоимости оказанных услуг и работ по управлению многоквартирным домом, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и взносов на капитальный ремонт истец направил ответчику претензию об оплате образовавшейся задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), статьями 153, 154, 155 158, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установив, что лицами, обязанными по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества в жилых помещениях, являются Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов" и муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по управлению имуществом г. Саратова, и в отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, повторно рассматривая спор, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Из части 1 статьи 155 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
Однако в случае недостижения сторонами соглашения (отсутствии договора), закрепляющих обязанность по содержанию общего имущества дома, в частности, услуг, указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), разъяснено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (пункт 16 Правил содержания общего имущества).
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные и капитальные услуги.
Пунктом 12 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Исходя из пункта 12 Правил содержания общего имущества и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации.
Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил содержания общего имущества).
Согласно представленному расчету, истец просит взыскать с администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" неосновательное обогащение в виде стоимости оказанных услуг и работ по управлению многоквартирным домом, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в жилых помещениях N N 7,11, 13, 14,17,18, 19, 28, 31, 33, 39, 40, 43, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 59,60, 61, 62, 63, 64, 66, 68, 69, 70- 85, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 95, 96, 97, 98, 99, 100 - 124,126,127,128,130 -143, 145-153, 155,156,157,158,159,161,162,164,165,166,167,168,170 -182, 184 -193, 195 -213, 215 - 234, расположенных в многоквартирном доме N 187 по ул. Огородная в г. Саратове; в жилых помещениях NN 2, 3, 5, 9, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 32, 35, 37, 39, 40, 41, 46, 50, 54, 56, 62, 66, 68, 69, 70, 72, 77, 78, 80, 86, 87, 89, 92, 97, 101, 104, 110, 113, 114, 115, 117, 121, 126, 128, 129, 133, 138, 139, 141, 151, 156,164, 168,173, 175, 177, 181, 185, 187, 188, 193, 196, 197, 204, 206, 208, 210, 211, 214, 216, 220, 224, 225, 230, 231, 234, расположенных в многоквартирном доме N 150/156 по ул. Огородная в г. Саратове; в жилых помещениях NN 3, 5, 7, 8, 9,10, 14, 17, 19, 20, 26, 28, 30, 31, 33, 35, 39, 43, 48, 54, 56, 57, 58, 62, 63, 65,68, 73, 78, 79, 81, 83, 88, 89, 93, 98,101, 110, 116,119,126,127,129,133,134,140,144,153, 156, 158, расположенных в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Артезианскому пр.-ду в г. Саратове, за период с 01.04.2021 г. по 30.12.2022 г. в 1 304 176 руб. 15 коп.
В соответствии с п. 4.2 договоров управления многоквартирным домом от 26.08.2022 г. и 29.08.2022 г. (далее Договоры) размер платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в рамках Договора устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме определен в Приложении N 1 к Договору.
Размер платы, установленный в Приложении N 1 к Договору может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 4.3 Договоров размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании дома общедомовыми приборами учета в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, а при отсутствии квартирных и (или) общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление N 354 от 06.05.2011 г.).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается как произведение установленных тарифов на объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета или использование неповеренных приборов учета, объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, определяемом Правительством РФ.
При определении размера платы за коммунальные услуги применяются тарифы, которые утверждены в соответствии и в порядке с действующим законодательством РФ. В соответствии с п. 4.4 Договоров оплата за помещение и коммунальные услуги вносятся ежемесячно на основании платежных документов, предоставляемых Управляющей организацией не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным, истекшим).
В случае, если Собственник не получил либо утратил платежный документ на оплату, то Собственник обязан в течение 10 (десяти) дней обратиться в Управляющую организацию для его получения.
В соответствии с приложением N 1 к договору управления многоквартирным домом N 187 по ул. Огородная г. Саратова от 26.08.2022 г. тариф за услугу по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме составляет 22,45; тарифы за коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества, составляют: 1) за электроснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 2,56, 2) за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,03, 3) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,22, 4) водоотведение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,01.
В соответствии с приложением N 1 к договору управления многоквартирным домом N 150/156 по ул. Огородная г. Саратова от 29.08.2022 г. тариф за услугу по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме составляет 22,45; тарифы за коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества, составляют: 1) за электроснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 2,456, 2) за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,0554, 3) водоотведение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,0578.
В соответствии с приложением N 1 к договору управления многоквартирным домом N 8 по 3-ему Артезианскому пр-ду г. Саратова от 26.08.2022 г. тариф за услугу по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме составляет 19,95; тарифы за коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества, составляют: 1) за электроснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 2,70, 2) за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме -0,02, 3) за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,20, 4) водоотведение на общедомовые нужды в многоквартирном доме - 0,01.
Арбитражным судом первой инстанции проверен расчет задолженности, который является верным и правильным. Апеллянтом верность расчета задолженности не оспаривается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
Согласно пункту 14 Постановления N 13 при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статьей 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 246.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением. К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
С учетом вышеизложенного указание в резолютивной части судебного акта о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования является недопустимым.
Таким образом, для определения надлежащего ответчика по делу необходимо установить орган, которому переданы полномочия собственника по управлению спорным имуществом (орган, являющийся держателем объектов имущественной части муниципальной казны).
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании пункта 3.1. Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246, муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (подпункт 3.1.1).
Аналогичная норма закреплена в статье 215 ГК РФ.
Согласно пункту 9.4. Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии со статьей 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
На основании Положения о держателях объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 мая 2009 года N 241, держателями (наймодателями) муниципального жилищного фонда города Саратова являются районные администрации, в данном случае администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункту 9.1. Положения о муниципальной казне расходы на содержание объектов имущественной части муниципальной казны, не находящихся в пользовании третьих лиц, финансируются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" и осуществляются соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования "Город Саратов" (держателями объектов имущественной части муниципальной казны).
В соответствии с Положением об администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Заводского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является - муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" в части исковых требований о взыскании задолженности по ЖКУ за период с 01.04.2021 г. по 30.12.2022 г. в сумме 1 304 176,15 руб.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов" в соответствующие периоды не вносилась. Суду доказательств об обратном, не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования к администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов".
Доводы жалобы о том, что нормы Жилищного кодекса РФ не содержат положений об обязанности собственника государственного или муниципального жилищного фонда возмещать управляющей компании задолженность нанимателей муниципальных жилых помещений по внесению платы за эти помещения, апелляционным судом отклоняются, поскольку ответчиком не представлено доказательств передачи спорных квартир в собственность, по договорам социального найма и т.д.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств подтверждающих заключение договора между истцом и администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов" по оплате жилищно-коммунальных услуг и за содержание общего имущества по спорным жилым помещениям, апелляционным судом не принимаются в силу следующего.
Собственник помещения в здании обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения (статья 158 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по содержанию общего имущества в здании лежит на его собственнике или ином законном владельце, которому принадлежит доля в праве собственности на имущество в таком здании, следовательно, в силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.
Отсутствие соответствующего договора собственника помещения с управляющей организацией не свидетельствует о том, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома (п. 4 раздела III Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Таким образом, ответчик, являясь собственником спорных помещений в многоквартирных домах, в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий десяти дней.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2023 года по делу N А57-3459/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
А. Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3459/2023
Истец: ООО "КРОНВЕРК СИТИ"
Ответчик: Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Арбитражный суд Саратовской области