г. Москва |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А41-99699/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 января 2020 года по делу N А41-99699/19, по заявлению Администрации городского округа Пущино к Управлению Росреестра по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Пущино обратилась в Арбитражный суд Московской области о признании незаконными решений Управления Росреестра по Московской области N МО-19/РКФ-385046 от 17.10.2019, N МО-19/РКФ-390505 от 22.10.2019, N МО-19/РКФ-386049 от 18.10.2019; обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости: сооружение дорожного транспорта протяженностью 79 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 5-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ; сооружение дорожного транспорта протяженностью 83 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ; сооружение дорожного транспорта протяженностью 89 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-запада со стоянкой, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители лиц, участвующих в деле, в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Администрация городского округа Пущино обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее-Управление) через официальный интернет сайт со следующими заявлениями на осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости: сооружение дорожного транспорта протяженностью 79 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 5-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр. АБ; сооружение дорожного транспорта протяженностью 83 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр. АБ; сооружение дорожного транспорта протяженностью 89 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-запада со стоянкой, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр. АБ.
По указанному заявлению получены подготовленные Управлением Росреестра уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета: 17.07.2019 государственным регистратором вынесено уведомление N 30-4937977 о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости - сооружение дорожного транспорта протяженностью сооружение дорожного транспорта протяженностью 79 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 5-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр. АБ.
Согласно данного Уведомления, основаниями для приостановления являются нарушения:
1) Из представленных на государственный кадастровый учет документов не представляется возможным установить, является ли объект, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о регистрации;
2) п. 20 Приказа Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", выразившееся в не предоставлении правоустанавливающего документа на спорный объект недвижимости: кадастровые работы проектной документации здания, разрешения на ввод в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 года технического паспорта здания.
Указанное решение обжаловано в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, однако комиссия вынесла решение от 29.08.2019 об отклонении жалобы.
17.10.2019 решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N МО-19/РКФ-385046 отказано в государственном кадастровом учете - сооружение дорожного транспорта протяженностью сооружение дорожного транспорта протяженностью 79 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 5-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ, в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основаниям для данного приостановления.
22.07.2019 государственным регистратором вынесено уведомление N 30-4941185 о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости - сооружение дорожного транспорта протяженностью 83 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр. АБ.
Согласно данного Уведомления, основаниями для приостановления являются нарушения:
1) Из представленных на государственный кадастровый учет документов не представляется возможным установить, является ли объект, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о регистрации;
2.) п. 20 Приказа Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", выразившееся в не предоставлении правоустанавливающего документа на спорный объект недвижимости: кадастровые работы проектной документации здания, разрешения на ввод в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 года технического паспорта здания.
Указанное решение обжаловано в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, однако комиссия вынесла решение от 29.08.2019 об отклонении жалобы.
22.10.2019 решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N МО-19/РКФ-390505 отказано в государственном кадастровом учете - сооружение дорожного транспорта протяженностью 83 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-востока к мусоропроводам, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ, в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основаниям для данного приостановления.
18.07.2019 государственным регистратором вынесено уведомление N 30-4939187 о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости сооружение дорожного транспорта протяженностью 89 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-запада со стоянкой, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ.
Согласно данных Уведомления, основаниями для приостановления являются нарушения:
1) Из представленных на государственный кадастровый учет документов не представляется возможным установить, является ли объект, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о регистрации;
2) п. 20 Приказа Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", выразившееся в не предоставлении правоустанавливающего документа на спорный объект недвижимости: кадастровые работы проектной документации здания, разрешения на ввод в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 года технического паспорта здания.
Указанное решение обжаловано в апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, однако комиссия вынесла решение от 29.08.2019 года об отклонении жалобы.
18.10.2019 решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N МО-19/РКФ-165309 отказано в государственном кадастровом учете - сооружение дорожного транспорта протяженностью 89 м, наименование объекта недвижимости: автомобильная дорога 8-АБ-въезд с ул. Гостиничной с юго-запада со стоянкой, расположенное по адресу: Московская обл., г. Пущино, мкр АБ, расположенное по адресу Московская обл., г. Пущино, в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основаниям для данного приостановления.
Не согласившись с принятыми решениями заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Администрация городского округа Пущино не обладает правоустанавливающими документами на вышеуказанные сооружения дорожного транспорта, расположенные на территории городского округа Пущино Московской области. Обращаясь в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Администрация руководствовалась Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265, а также Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Сооружения дорожного Транспорта находятся на территории городского округа Пущино, а согласно действующего законодательства, органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, и к ним относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего муниципального района. Администрация городского округа Пущино Московской области осуществляет эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт спорных объекта недвижимости - вышеуказанных сооружений дорожного транспорта, расположенных в городском округе Пущино Московской области.
Все 3 сооружения дорожного транспорта входят в реестр объектов муниципальной собственности и включены в состав казны городского округа Пущино на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-3 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и имеют реестровые номера.
Согласно справки архивного сектора от 19.11.2018 N 213, проектная документация, разрешения на строительство и на ввод сооружения в эксплуатацию, акты государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию. Технические паспорта, изготовленные до 01.03.2013 в архив администрации городского округа Пущино, не поступали. Сведения о выдаче данных документов также отсутствуют в главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области согласно письма от 11.12.2018 N 30Исх-30647/.
Согласно ответа ГУП МО "МОБТИ" N 46-01,01-09/1025 от 21.11.2018 года разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, проектные документации, акты государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию, а также иная техническая документация на спорные объекты в архиве БТИ также отсутствуют.
Год завершения строительства указанных 3-х сооружений дорожного транспорта, указаны в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" 1970, что подтверждает то, что все вышеуказанные объекты не являются вновь созданными, были приняты в муниципальную собственность городского округа Пущино на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-3 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Более того, в соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. При этом частями 2 и 3 ст.16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что строительство и реконструкция автомобильных дорог осуществляются на основании проектной документации и разрешения на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, выданных в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Исчерпывающие перечень случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство перечислен в ст. 17 Градостроительного кодекса РФ, в которой отсутствует случаи строительства или реконструкции автомобильных дорог. Таким образом, для строительства и реконструкции автомобильных дорог необходимо получение разрешения на строительство в порядке, предусмотренном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в свою очередь, предусматривающем, что разрешение на строительство выдается только в отношении объектов капитального строительства.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Из правовых позиций, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 9626/08, по применению положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных технических характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов, имеющихся в материалах дела.
При этом, такое сооружение должно иметь самостоятельное хозяйственное назначение (пункт 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 1160/13).
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 18 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с частями 1, б статьи 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования и независимо от значения автомобильной дороги идентификационные номера, присваиваемые в установленном порядке. Таким образом, закон определяет автомобильную дорогу как самостоятельное, имеющее собственные идентификационные признаки, сооружение.
Обязательной составной частью любой автомобильной дороги является земельный участок. Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Исходя из имеющихся сведений, подтверждается, что спорное сооружение является сложным, прочно связано с землей и объективные технические характеристики объекта свидетельствуют о том, что он не может быть перемещен без несоразмерного ущерба его назначению. Соответственно, объект отвечает всем признакам недвижимой вещи применительно к требованиям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учёт которой должен осуществляться в соответствии с Законом о кадастре. Таким образом, отказ регистратора в связи с тем, что объекты, в отношении которых было подано заявление на совершение действий по постановке на кадастровый учет, не являются объектами недвижимого имущества, неправомерен.
Наличие дорожного полотна, не является улучшением свойств земельных участков, на которых находится дорога и их благоустройством. Создание данного объекта имеет иное функциональное значение в виде обеспечения безопасного движения транспортных средств, включает в себя служащие данное цели конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства. Объект недвижимого имущества, неразрывно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится; обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Всеми указанными критериями вышеуказанные линейные объекты обладают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Учитывая изложенное, оспариваемые решения не соответствует требованиям норм действующего законодательства, следовательно, оспариваемые решения нарушают права и законные интересы Заявителя при осуществлении полномочий правообладателя объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.01.2020 по делу N А41-99699/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99699/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУЩИНО
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ