г. Челябинск |
|
14 апреля 2020 г. |
Дело N А47-20039/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 по делу N А47-20039/2019.
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области обратилось (далее - заявитель, Министерство) в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Заргаряна Азата Юриковича (далее - заинтересованное лицо, ИП Заргарян А.Ю.) к административной ответственности по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 N 495-ук "О структуре исполнительных органом государственной власти Оренбургской области" Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области переименовано в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, функции в сфере торговли переданы в Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Определением Арбитражного суда от 21.01.2020 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области на Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство, заявитель).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 в удовлетворении заявления отказано. Алкогольная продукция, указанная в протоколе ареста от 12.12.2019 N 223/обр и находящаяся на ответственном хранении у ИП Заргаряна А.Ю. подлежит изъятию и уничтожению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее также - апеллянт, податель жалобы), обратилось в суд апелляционной инстанции. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на неверные выводы суда первой инстанции о праве органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять только лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции в форме плановых и внеплановых проверок. Кроме того, апеллянт полагает, что министерством не нарушены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в связи с выездом в предприятие розничной торговли и принятием мер по пресечению правонарушения по обороту алкогольной продукции без сопроводительных документов).
Также, Министерство не согласно с выводами суда о том, что распространение действия на индивидуального предпринимателя требований Федерального закона N 171-ФЗ к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, в частности о наличии сопроводительных документов на реализуемую продукцию, является недопустимым и не соответствует сложившейся практике.
Считает, что противоправные действия ИП Заргаряна А.Ю. правильно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что настоящее дело носит безотлагательный характер, с учетом постановления Президиумов Верховного Суда Российской Федерации и Совета Судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821. В связи с чем, подлежит рассмотрению в судебном заседании 14.04.2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Заргарян А.Ю. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09.09.2019 за основным государственным регистрационным номером 319565800067584, имеет ИНН 561109118981.
По телефону горячей линии 03.12.2019 в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от гражданина Л.П.В. поступила информация о розничной реализации в баре "Виноград" по адресу: г.Оренбург, ул.Одесская, дом 45 алкогольной продукции.
Начальником управления по развитию потребительского рынка на имя и.о.заместителя министра Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области подготовлено мотивированное представление о результатах предварительного рассмотрения обращения, согласно которому лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу бара "VinoGrad": г.Оренбург, ул.Одесская, 45 не выдавалась, установить хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по указанному адресу, не представилось возможным, необходимо проведение контрольных мероприятий.
Сотрудниками отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 12.12.2019 на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов торгового объекта (предприятия общественного питания), в котором осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции ИП Заргарян А.Ю. по адресу: г.Оренбург, ул.Ленинградская, дом 16 "А". Осмотр произведен в присутствии ИП Заргаряна А.Ю., по результатам осмотра составлен протокол осмотра помещений, документов, предметов N 223.
В ходе осмотра установлено наличие в баре "VinoGrad" 37 единиц алкогольной продукции на которую не предоставлены товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции в соответствии со ст.ст. 10.2 и 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, в указанном предприятии общественного питания обнаружена следующая алкогольная продукция: в невскрытой таре:
- водка "Царская Оригинальная", емкость 0,5л., крепость 40%, наименование производителя ООО "Группа Ладога", дата розлива 09.09.2019, ФСМ 202 35812323, ФСМ 202 35812293, ФСМ 202 35812300, ФСМ 202 35812297, ФСМ 202 35812304, в количестве 5 единиц;
- водка "Оренбургский пуховый платок", емкость 0,5 л., крепость 40%, наименование производителя ООО "Степные просторы", дата розлива 24.10.2019, ФСМ 402 90910552, ФСМ 402 90910515, ФСМ 402 90910497, ФСМ 402 90910564, в количестве 4 единиц;
- вино фруктовое столовое полусладкое "Шалахо Гранатовое", емкость 0,75 л., крепость 10-12%, наименование производителя ЗАО "Веди-Алко", дата розлива 04.06.2019, в количестве 1 единиц;
- вино столовое полусладкое белое "Шато Виннера Шардоне", емкость 0,75 л., крепость 10-12%, наименование производителя ООО "АПК Мильстрим-Черноморские вина", дата розлива 22.11.2018, ФСМ 104 275381178, в количестве 1 единиц;
- вино столовое полусладкое красное "Саперави Номерное Резерв", емкость 0,75 л., крепость 10-12%, наименование производителя ООО "Фанагория", дата розлива 21.03.2018, ФСМ 104 014695960, в количестве 1 единиц;
- вино столовое полусладкое красное "Фирмаменто", емкость 0,75 л., крепость 10%, наименование производителя ООО "Юта - ин", дата розлива 14.03.2018, ФСМ 071 00989946, в количестве 1 единиц;
- напиток винный газированный "Болле", емкость 0,75 л., крепость 7%, наименование производителя ЗАО "БоскаРус", дата розлива 12.08.2018, ФСМ 105 205682664, ФСМ 105 093226133, в количестве 2 единиц;
- винный напиток газированный "Ламруско Серенада", емкость 0,75 л., крепость 9,5%, наименование производителя ООО "Завод "Северная Венеция", дата розлива 15.01.2018, ФСМ 103 960328246, ФСМ 103 960328260, в количестве 2 единиц;
- напиток винный газированный сладкий "Российское золото", емкость 0,75 л., крепость 6%, наименование производителя ООО "Центр пищевой индустрии "Ариант", дата розлива 28.09.2018, ФСМ 105 125874096, в количестве 1 единиц;
- напиток винный газированный "Лаветти Розе", емкость 0,75 л., крепость 8%, наименование производителя ООО "Союз - Вино", дата розлива 29.11.2013, ФСМ 400 00998611, в количестве 1 единиц;
- российское шампанское полусладкое белое "Фанагория", емкость 0,75 л., крепость 11-13%, наименование производителя ОАО "АПФ- Фанагория", дата розлива 25.01.2017, ФСМ 100 447474454, в количестве 1 единиц;
- вино столовое полусладкое белое "Шато Ле Клер", емкость 0,75 л., крепость 10-12%, наименование производителя ООО "Олимп", дата розлива 24.06.2019, ФСМ 200 96604306, в количестве 1 единиц;
- вино столовое полусладкое белое "Шато Виннера Шардоне", емкость 0,75 л., крепость 10-12%, наименование производителя ООО "АПК Мильстрим-Черноморские вина", дата розлива 22.11.2018, в количестве 1 единиц;
- виски шотландский купажированный "Джони Уокор Рэд Лейбл", емкость 0,7 л., крепость 40%, наименование производителя ООО "Диаджео Брендз Дистрибьюторз", дата розлива 11.01.2019, ФСМ 076 46462656, в количестве 1 единиц;
- напиток спиртной на основе рома "Оакхард Ориджинал", емкость 0,5 л., крепость 35%, наименование производителя ООО "Бакарди Рус", дата розлива 21.08.2016, ФСМ 059 01987258, в количестве 1 единиц;
- армянский коньяк "Арарат Трехлетний", емкость 0,5 л., крепость 40%, наименование производителя ЗАО "П.Р.Русь", дата розлива 06.07.2019, ФСМ 200 16647274, в количестве 1 единиц;
- виски российский купажированный "Блэк Корсар", емкость 0,5 л., крепость 40%, наименование производителя ООО Hi 111 "Виски России", дата розлива 19.05.2018, ФСМ 100 55629074, в количестве 1 единиц;
- ром выдержанный "Бакарди карта бланка", емкость 0,5 л., крепость 40%, наименование производителя ООО "Бакарди Рус", дата розлива 26.06.2018, ФСМ 071 55339994, в количестве 1 единиц; во вскрытой таре:
- виски шотландский купажированный "Джони Уокор Рэд Лейбл", емкость 0,7 л., крепость 40%, наименование производителя ООО "Диаджео Брендз Дистрибьюторз", дата розлива 20.01.2019, ФСМ 076 46920237, остаток примерно 0,5л., в количестве 1 единиц;
- ром выдержанный "Бакарди карта Нэгра", емкость 1,0л., крепость 40%, наименование производителя ООО "Бакарди Рус", дата розлива 20.01.2019, ФСМ 073 13049636, остаток примерно 0,5л., в количестве 1 единиц;
- вермут белый экстра сухой "Чинзано экстра-драй", емкость 1,0 л., крепость 18%, наименование производителя ООО "Кампари Рус", дата розлива 07.10.2013, ФСМ 043 38711448, остаток примерно 0,8л., в количестве 1 единиц;
- винный напиток "Вермут белый сладкий Бьянка Дольчи" "Вермут Бьянка Долче", емкость 1,0 л., крепость 15%, наименование производителя ЗАО "Фирма Вастом", дата розлива 03.06.2013, ФСМ 040 32224979, остаток примерно 0,3л., в количестве 1 единиц;
- вермут розовый сладкий "Чинзано Розе", емкость 1,0 л., крепость 15%, наименование производителя ООО "Кампари Рус", дата розлива 17.07.2012, ФСМ 032 73017677, остаток примерно 0,7л., в количестве 1 единиц;
- настойка горькая "Абсент Фруко Шульц", емкость 0,7 л., емкость 70%, наименование производителя ООО "Группа Ладога", дата розлива 19.01.2017, ФСМ 064 72273690, остаток примерно 0,1л., в количестве 1 единиц;
- виски российский купажированный "Блэк Корсар", емкость 0,5 л., крепость 40%, наименование производителя ООО НЛП "Виски России", дата розлива 19.05.2018, остаток примерно 0,4л., в количестве 1 единиц;
- спиртной напиток "Текила Ольмека Золотая", емкость 1,0 л.,
крепость 38%, наименование производителя ЗАО "П.Р.Русь", дата розлива 11.06.2014, ФСМ 048 20903801, остаток примерно 0,25л., в количестве 1 единиц;
- напиток спиртной "Капитан Морган Пряный Золотой", емкость 0,5 л., крепость 35%, наименование производителя "Диаджео Скотланд Лимитед", дата розлива 21.02.2018, ФСМ 069 82492278, остаток примерно 0,25л., в количестве 1 единиц;
- ликер крепкий "Самбука Мотниелли", емкость 0,5 л., крепость 35%, наименование производителя АО "Родник", дата розлива 08.11.2017, ФСМ 101 349246887, остаток примерно 0,3л., в количестве 1 единиц.
На основании части 2 статьи 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на указанную алкогольную продукцию наложен арест, о чем 12.12.2019 составлен протокол ареста N 223/обр, арестованная алкогольная продукция передана на хранение ИП Заргяряну А.Ю., адресом ответственного хранения определено предприятие общественного питания "VinoGrad": г.Оренбург, ул.Ленинградская, дом 16 "А".
Сотрудниками Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области согласно сведений Единой государственной автоматизированной информационной системы 13.12.2019 установлено, что арестованная алкогольная продукция была приобретена в розницу в г.Оренбурге в ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", ООО "Альфа Оренбург", ООО "Совин А", ООО "ЛЮКРУМ", АО "Тандер", ООО "Лента", ООО "Агроторг".
Извещением от 13.12.2019, полученным под роспись, ИП Заргярян А.Ю. был приглашен 16.12.2019 к 15 часам 00 минут в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области по адресу: г.Оренбург, ул.9 Января, 64, каб. 817 для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 16.12.2019 в отсутствии заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол N 223/1 об административном правонарушении по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении ИП Заргаряна А.Ю. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя события административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию. Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (пункт 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ.
Следовательно, распространение действия на индивидуального предпринимателя требований Федерального закона N 171-ФЗ к осуществлению такой деятельности, в частности о наличии сопроводительных документов на хранимую алкогольную продукцию, является недопустимым.
Такая позиция поддержана в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017 (далее - Обзор судебной практики ВС РФ от 06.12.2017).
В связи с вышеизложенным, привлечение ИП Заргаряна А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ за реализацию предпринимателем алкогольной продукции в отсутствие необходимых сопроводительных документов является незаконным. Индивидуальные предприниматели не являются субъектами административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16, статьей 14.17, статьей 14.17.1 КоАП РФ составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и должностными лицами органов, осуществляющих контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 и п. 64 соответственно).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
Согласно статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относиться, в частности, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, исходя из положений действующего федерального законодательства вопросы организации и проведения государственного контроля (надзора) за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать какие-либо иные, помимо установленных на федеральном уровне, меры контроля (надзора) за качеством и безопасностью алкогольной продукции и не вправе осуществлять такой контроль, кроме как осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Таким образом, региональный контроль в спорном периоде ограничен надзором за розничными хозяйствующими субъектами в части соблюдения лицензионных требований, а также особых требований к розничным продажам алкогольной продукции, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что составление протокола об административном правонарушении N 223/1 от 16.12.2019, которым действия предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, допущено с превышением полномочий.
Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным органом является основанием для отказа арбитражным судом в привлечении к административной ответственности, а в настоящем деле - и для вывода о невозможности переквалификации административного правонарушения по надлежащей статье КоАП РФ судом апелляционной инстанции.
Ввиду нарушения основополагающих норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности иные доводы - отклоняются судом как не имеющие правового значения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 по делу N А47-20039/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-20039/2019
Истец: Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
Ответчик: ИП Заргарян Азат Юрикович
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области