г. Москва |
|
15 апреля 2020 г. |
Дело N А40-208137/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Веклича Б.С., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГОСТИНИЦА "ОСТАНКИНО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2019 г. по делу N А40-208137/19
по иску: АО "МОСВОДОКАНАЛ" (ИНН 7701984274, ОГРН 1127747298250 )
к ООО "ГОСТИНИЦА "ОСТАНКИНО"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Чумиков В.В. по доверенности от 25.12.2019 N (30)01.08-50/20.
от ответчика: Чемовская Л.В. по доверенности от 20.11.2019 б/н.
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСВОДОКАНАЛ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ГОСТИНИЦА "ОСТАНКИНО" о взыскании 1954779 рублей 12 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением Арбитражного суда города Москвы 19.12.2019 г. по делу N А40-208137/19, исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей истца, ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Судом первой инстанции правомерно определено, что 06.02.2001 г. между ММП "Мосводоканал"(правопреемник которой является АО "МОСВОДОКАНАЛ", согласно выписки из ЕГРЮЛ) и ООО "ГОСТИНИЦА "ОСТАНКИНО"(прежнее наименование - ОАО "Гостиница "Останкино") заключен договор N 202092 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию, в соответствии с условиями которого, истец обязуется обеспечивать подачу ответчику питьевой воды и прием от ответчика сточных вод, а ответчик, оплачивать данную питьевую воду и услуги по приему сточных вод в порядке и сроки, установленные договором.
В силу подпункта "а" пункта 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г.N 644 (далее по тексту - Правила N 644), запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4.
Исходя из пп. "б" п. 113 Правил N 644, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В силу п. 118 Правил N 644, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113, 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее по тексту- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В нарушение договорных обязательств и ПравилN 644, ответчик сбрасывает в централизованную систему водоотведения истца сточные воды, содержащие загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения и вещества с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, что подтверждается результатами отбора проб: от 28.03.2018 г., от 26.10.2018 г. и декларацией о составе и свойствах сточных вод на 2018 год.
На основании п.п. 113, 118, 119, 120, 123 Правил N 644, истцом предъявлены ответчику счета: от 31.03.2018 г. N 202092-5, от 30.04.2018 г. N 202092-7, от 31.10.2018 г. N 202092-20 на общую сумму 1954779 рублей 12 копеек, которые ответчиком не оплачены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия об оплате заявленной в иске сумме, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства оплаты заявленной истцом суммы 1954779 рублей 12 копеек- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, судом данная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат материалам дела и установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам.
28.03.2018 и 26.10.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод на анализ из канализационных выпусков ответчика.
Исходя из п.21 Правил N 525, организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Уведомления от 27.03.2018г.N (51.6)01.09и-699/18, от25.10.2018 г.
N (51.6)01.09и-3044/18 заблаговременно направлены по электронной почте, а также, вручены главному инженеру ответчика на руки 28.03.2018 г., 26.10.2018 г.
В силу п. 27 Правил N 525, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб составлены в 2 экземплярах акты отбора проб сточных вод от 28.03.2018 г. N 202092-2, от 26.10.2018 N 202092-5, по форме утвержденной в приложении N 2 к Правилам N 525 (далее по тексту - акты N 1), а так же, акты отбора проб от 28.03.2018 г. N 155027, от 26.10.2018 N 160599 на бланке ЗАО "РОСА", по форме утвержденной ЗАО "РОСА" (далее по тексту - акты N 2).
Акты N 1, составленные по результатам отбора проб, полностью соответствуют форме акта, утвержденного в приложении N 2 к Правилам контроля состава и свойств сточных вод N 525, с указанием всех необходимых реквизитов, а именно: организации, осуществляющей отбор проб; абонента; метода отбора проб; места отбора проб; номеров бутылей; время начала и конца отбора проб; номера пломбы; результата отбора параллельной и резервной пробы; особого мнения.
В силу п. 28 Правил N 525, при не согласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод, абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акты отбора проб N N 1, 2 подписаны представителем ответчика без возражений, замечания и дополнения в акты отбора проб сточных вод, не внесены ответчиком.
Исходя из ч. 5 ст. 30 Закона N 416-ФЗ (в редакции действующей в момент отбора и исследования проб сточных вод), анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Отобранные пробы сточных вод были направлены для анализа в аккредитованную лабораторию ЗАО "РОСА", которая соответствует указанным в законодательстве требованиям, сведения об аккредитации содержатся на сайте Федеральной службы по аккредитации (http://fsa.gov.ru/) и на сайте ЗАО "РОСА" по адресу: http://www.rossalab.ru/about/.
Результаты исследования пробы от 28.03.2018 г. и 26.10.2018 г. зафиксированы в протоколах исследования проб: от 03.04.2018 г. N 155027, от 06.11.2018 N 160599, показали содержание в сочных водах ответчика запрещенного к сбросу вещества трихлорметана (хлороформа) (в концентрации 0,2 мг/л (при нормативе 0,02 мг/л), а также, превышение норматива по азоту и ХПК, что послужило основанием для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Данная информация направлена в адрес ответчика уведомлениями в соответствии с п. 41 Правил N 525.
В силу п. 38 Правил N 525, результаты анализов отобранных проб сточных вод, являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Протоколами исследования пробы: от 03.04.2018 N 155027, от 06.11.2018 г.
N 160599, подтвержден факт сброса в городскую канализацию ответчиком запрещенного вещества трихлорметана (хлороформа) и превышение норматива по азоту и ХПК.
28.03.2018 г., 26.10.2018 г. отбор и последующий анализ проб сточных вод произведен истцом в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 29 Правил N 525, при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Ответчик 28.03.2018 г. воспользовался правом на параллельный отбор отношении азота и ХПК, а по пробе от 26.10.2018 г., ответчик правом на параллельный отбор в отношении вещества трихлорметан не воспользовался.
Исходя из п. 36 Правил N 525, результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения, представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов; если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
Ответчиком 12.04.2018 письмом N 01-15/117 в адрес истца представлены результаты исследования параллельной пробы, указанные в протоколе от 05.04.2018г.NС-246-1
В силу п. 37 Правил N 525, в случае, если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы, и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение одного рабочего дня проводится анализ резервной пробы.
В силу п. 34 Правил N 525, резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.
Исходя из ч. 5 ст. 30 Закона N 416-ФЗ (в редакции действующей в момент отбора проб), анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Ответчик 12.04.2018 г. представил истцу результаты исследования параллельной пробы; протокол исследования составлен по международной аккредитации (Международный аттестат аккредитации N ААС.А.00109).
Результаты исследования, указанные в протоколе от 05.04.2018 г. N С-246-1, не могут использоваться на территории Российской Федерации, что подтверждается разъяснениями Росаккредитации в письме от 27.12.2017 г. N 35884/05-АБ.
Учитывая вышеизложенное, в силу ч. 5 ст. 30 Закона N 416-ФЗ, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март и апрель 2018 начислена на основании результатов исследования основной (контрольной) пробы сточных вод, выполненной ЗАО "РОСА".
Требования к сточным водам регулируются п. 113 Правил N 644, согласно которому, сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В силу пп. "г" п. 36 Правил N 644, организация ВКХ имеет право взимать с абонентов, в том числе, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно п. 123 Правил N 644, в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с пунктом 120 настоящих Правил).
Подробный расчет требований по иску, указан в приложении к счетам: от 31.03.2018 N 202092-5, от 30.04.2018 N 202092-7.
В силу п. 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае не представления декларации, а также, в случаях, предусмотренных п.п. 120, 123(1),130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод; оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
По результатам отбора проб сточных вод от 28.03.2018 г. согласно протоколу исследования проб, в сточных водах ответчика обнаружено превышение максимально допустимых значений по приложению N 5 к Правилам N 644, а именно: азот и ХПК.
В силу п. 123(2) Правил N 644, в случае, если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значение <DKi по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации, вместо указанного значения, используются результаты анализа контрольных проб сточных вод.
Исходя из п.п. 123, 123(2) Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март и апрель 2018года выполнен истцом по результатам пробы сточных вод, с учетом Деклараций на 2018год, только по показателю ХПК.
В пп. "и" п. 35 Правил N 644, определено, что абонент обязан соблюдать, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Исходя из пп. "в" п. 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее по тексту- ВКХ), имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе, контроль за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пп. "г" п. 36 Правил N 644, организация ВКХ имеет право взимать с абонентов, в том числе, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Требования к сточным водам регулируются п. 113 Правил N 644, из которого следует, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а)запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б)значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5.
В силу п. 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Исходя из п. 4 приложения N 4 к Правилам N 644, запрещается сброс трихлорметана (хлороформа) в централизованные системы водоотведения в концентрации, превышающей более чем в 4 раза минимальную предельно допустимую концентрацию, установленную для этих веществ для водных объектов.
Вещество трихлорметан (хлороформ) в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбо- хозяйственного значения" является токсическим веществом, и согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", в отношении данных веществ применяются меры государственного регулирования.
На момент отбора проб сточных вод 26.10.2018 минимальные нормативы качества воды для водных объектов были установлены следующим документом:
- Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 г. N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее по тексту- Приказ N 552), согласно которому, трихлорметан (хлороформ) является токсичным веществом, что является одним из критериев для определения данного вещества в качестве запрещенного к сбросу.
Исходя из Приказа N 552, ЦЦК составляет для трихлорметана (хлороформа) 0,005 мг/л.
Таким образом, значение запрещенной к сбросу в централизованную систему водоотведения концентрации, согласно п. 4 приложения N 4 Правил N 644 составляет: для трихлорметана (хлороформа) составляет 0,005 мг/л. *4 = 0,02 мг/л.
Протоколом исследования пробы от 06.11.2018 N 160599 выявлено
запрещенное к сбросу в централизованную систему водоотведения вещество трихлорметан (хлороформ) в концентрации 0,2 мг/л.
Согласно письму Росрыболовства от 27.07.2017 N У05-1196, река Москва и река Пехорка, в которые после процесса очистки сбрасываются сточные воды, является рыбохозяйственным водоемом высшей и второй категории.
Ответчик осуществляет водоотведение сточных вод через выпуски в городскую канализационную сеть, далее по системе каналов и коллекторов сточные воды поступают на Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения и далее в реку Москва и реку Пехорка, что подтверждается: разрешениями на сброс: от 02.09.2016 г.N 1706637-2016; от 16.04.2015 г. N 55/89 М; от 16.04.2015 N 55/90 М.
В силу п. 120 Правил N 644, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, указанной в данном пункте Правил.
Расчет требований по иску указан в приложении N 6 к исковому заявлению, а подробный расчет, указан в приложении к счету от 31.10.2018 г. N 202092-20.
В силу п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г.N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является уполномоченным органом по разъяснению Правил N 644.
Исходя из письма Минстроя России от 15.02.2018 г. N 5239-ДБ/04, истцом обоснованно применен минимальный норматив качества воды для водных объектов, утв. приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"; при этом, Минстрой России, указывает что с учетом п. 6 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 г. N333, в случае, если водный объект относится как к рыбохозяйственным, так, и к водным объектам хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, при определении соответствия требованиям к качеству воды такого водного объекта, применяются наиболее жесткие нормы качества воды.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе распределены в порядке норм ст. 110 АПК РФ и отнесены на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2019 г. по делу N А40-208137/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ГОСТИНИЦА "ОСТАНКИНО" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208137/2019
Истец: АО "МОСВОДОКАНАЛ"
Ответчик: АО "ГОСТИНИЦА "ОСТАНКИНО"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10642/20
15.04.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8703/20
19.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208137/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208137/19