20 апреля 2020 г. |
Дело N А56-74868/2019 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Старченкова В.В.,
рассмотрев 20.04.2020 без вызова сторон кассационные жалобы акционерного общества "Петербургская сбытовая компания", Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" и Федеральной службы исполнения наказаний на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А56-74868/2019,
установил:
Акционерное общество "Петербургская сбытовая компания", адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 7, ОГРН 1034700570695, ИНН 4703068472 (далее - Учреждение), о взыскании (с учетом уточнения требований) 86 892 руб. 91 коп. неустойки за несвоевременную оплату электроэнергии, начисленной за период с 19.03.2019 по 18.06.2019. При недостаточности денежных средств у Учреждения Компания просила взыскать неустойку субсидиарно с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, адрес: 119049, Москва, Житная ул., д. 14, ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710 (далее - Служба).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 21.10.2019 иск удовлетворен. Неустойка взыскана с Учреждения и субсидиарно со Службы.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2019 решение от 21.10.2019 изменено: с Учреждения и субсидиарно со Службы в пользу Компании взыскано 37 653 руб. 58 коп. неустойки. В остальной части в иске отказано.
В кассационных жалобах Учреждение и Служба, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят отменить принятые судебные акты и принять новое решение об отказе в иске либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учреждение полагает, что у судов отсутствовали основания для рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства.
В кассационной жалобе Служба ссылается на отсутствие правовых оснований для привлечения ее к субсидиарной ответственности по обязательствам Учреждения, а также полагает взыскиваемую неустойку подлежащей уменьшению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Компания также обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой на постановление от 27.12.2019. Ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, истец просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению Компании, размер неустойки, начисленной за нарушение сроков оплаты электроэнергии по Договору, следует определять в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компанией (гарантирующим поставщиком) и Учреждением (потребителем) заключен договор (контракт) на поставку электроэнергии от 27.02.2019 N 78130000312720/10 (далее - Договор), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 4 Договора. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается потребителем на основании полученных счетов-фактур до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 4.4).
Пунктом 7.2 Договора предусмотрено, что при просрочке оплаты потребитель уплачивает гарантирующему поставщику неустойку в виде пени в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Начисление пени производится за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока оплаты.
Во исполнение условий Договора Компания в период с февраля по апрель 2019 года поставила Учреждению электрическую энергию общей стоимостью 2 424 586 руб. 71 коп.
Ссылаясь на то, что поставленная электрическая энергия потребителем не оплачена, Компания, начислив неустойку на сумму задолженности, направила в адрес Учреждения претензию от 23.05.2019 N 19536/093/1.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и неустойки. Однако поскольку до подачи иска Учреждение произвело оплату поставленной электроэнергии, Компания уточнила требования и просила взыскать лишь 86 892 руб. 91 коп. неустойки. Неустойку Компания рассчитала в соответствии с положениями Закона N 35-ФЗ.
Учреждение отзыв на иск не представило.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 333, 544 ГК РФ, абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и по размеру. Оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что в данном случае с учетом отсылочного характера пункта 7.2 Договора к действующему законодательству и заключении Договора в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при начислении неустойки подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ. В связи с этим суд изменил решение суда первой инстанции и взыскал в пользу Компании 37 653 руб. 58 коп.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Вопреки мнению Учреждения, данный спор относится к категории дел, указанных в пункте 1 части 1 статьи 227 АПК РФ. Поскольку предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судом не установлено, дело правомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании представленных сторонами доказательств.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 положения о Службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Служба осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 13 кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб Учреждения и Службы. Дело правомерно рассмотрено в упрощенном порядке с привлечением Службы в качестве субсидиарного должника.
В то же время кассационная инстанция полагает, что жалоба Компании подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
В настоящем случае в пункте 7.2 Договора стороны определили, что при просрочке оплаты потребитель уплачивает гарантирующему поставщику неустойку в виде пени в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, соглашением сторон предусмотрено применение законной неустойки.
В силу части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с него могут быть взысканы пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени процентной ставки от не уплаченной в срок суммы.
В абзаце 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35 установлено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Поскольку в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 39 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами, вывод апелляционного суда о том, что размер неустойки должен быть определен в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, следует признать ошибочным. Положения Закона N 35-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ.
Указанная позиция по применению законодательства также отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с ответчика по Договору, заключенному в целях удовлетворения государственных нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона N 35-ФЗ. Вопреки выводам апелляционного суда, при проверке расчета неустойки суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из 1/130 процентной ставки, установленной пунктом 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ. Учреждение возражений на иск суду первой инстанции не представило, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней не ссылалось на то, что размер неустойки определен истцом неверно.
В силу статьи 333 ГК РФ суд наделен правом уменьшить неустойку, если установит, что подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
К выводу о наличии или отсутствии оснований для снижения суммы неустойки суд приходит в каждом конкретном случае при оценке имеющихся в деле доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В данном случае суд первой инстанции не нашел оснований для снижения законной неустойки. Неправильного применения норм материального права в данном случае судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что у апелляционного суда не имелось оснований для изменения решения суда первой инстанции, а потому постановление от 27.12.2019 следует отменить с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 21.10.2019.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Арбитражного суда Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А56-74868/2019 отменить.
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2019 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 7, ОГРН 1034700570695, ИНН 4703068472), а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Федеральной службы исполнения наказаний (адрес: 119049, Москва, Житная ул., д. 14, ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710) в пользу акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249) 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Судья
подпись
Копия верна
Судья
Специалист
В.В. Старченкова
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74868/2019
Истец: АО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 8 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2537/20
20.04.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32393/19
27.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32406/19
27.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32393/19
31.10.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32406/19
21.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74868/19