Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 августа 2020 г. N Ф02-3522/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
13 мая 2020 г. |
Дело N А19-28053/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2020 года по делу N А19-28053/2019 по заявлению ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (ОГРН 1023802256763, ИНН 3821001539, адрес: 666034, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ШЕЛЕХОВ, УЛИЦА ЛЕНИНА, ДОМ 24) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ТИМИРЯЗЕВА, 35) о признании незаконным в части решения N 386 от 23.08.2019 г.,
(суд первой инстанции - Е.И. Верзаков),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - заявитель, ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, фонд) о признании незаконным решение Филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2019 г. N 386 в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 345 383,67 руб. (Медведева С.С., Петрина А.А., Бобкина С.В.); взыскать с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу учреждения судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решение Филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2019 г. N 386 признано незаконным в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 345 383,67 руб. (Медведева С.С., Петрина А.А., Бобкина С.В.). Взыскано с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В обосновании суд первой инстанции указал, что заявителем были представлены необходимые документы в подтверждение реальности возникновения трудовых отношений, данные документы фондом не опровергнуты, поэтому то обстоятельство, что сотрудники были приняты на работу за непродолжительное время до возникновения у указанных лиц права на отпуск по беременности и родам, не свидетельствует в рассматриваемом случае о направленности действий учреждения на необоснованное получение средств фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.01.2020 г. по делу N А19-28053/2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что факты свидетельствуют о злоупотреблении ОГБУЗ "Шелеховская РБ" правом, как работодателя на заключение трудового договора накануне наступления страхового случая, а также о создании искусственной ситуации с целью необоснованного получения денежных средств за счет средств Фонда.
На апелляционную жалобу поступил отзыв учреждения, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
10 апреля 2020 года судебное заседание было отложено на 07 мая 2020 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.03.2020, 08.05.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, направили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 15.07.2019 г., составлен акт выездной проверки от 15.07.2019 г. N 386 осс/р.
По результатам проверки Фондом социального страхования принято решение N 386 от 23.08.2019 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Фонд социального страхования пришел к выводу о нарушении учреждением положений Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Гражданского кодекса Российской Федерации, что выразилось в создании искусственной ситуации по трудоустройству с целью получения неправомерного возмещения за счет средств Фонда социального страхования.
Заявитель, полагая, что решение Фонда социального страхования от 23.08.2019 г. N 386 является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Согласно статье 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом в силу пункта 1.1 статьи 7 названного Федерального закона страховым случаем признаются, в частности, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определяет Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу статьи 2 названного Федерального закона застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи).
Статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которым территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
Таким образом, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются: наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно оспариваемому решению Фондом социального страхования не приняты к зачету расходы ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" по выплате страхового обеспечения в отношении Медведевой С.С., Петриной А.А., Бобкиной С.В.
Медведева С.С. принята в отдел юридической и кадровой работы на должность архивариуса на основании трудового договора от 03.11.2016 г. N 2488. Согласно приказу о приеме на работу от 03.11.2016 г. N 663-л/с Медведевой С.С. установлен должностной оклад в размере 3043 руб. Согласно табелю учета рабочего времени Медведева С.С. осуществляла свои должностные обязанности в период с 07.11.2016 г. по 09.11.2016 г.
Медведевой С.С. представлен отпуск по беременности и родам с 10.11.2016 г. -29.03.2017 г. В апреле 2017 г. на основании заявления и листка нетрудоспособности N 237467131794 Медведевой С.С. представлено продолжение отпуска по беременности и родам за период с 30.03.2017 г. по 14.04.2017 г. На основании заявления Медведевой С.С. составлен приказ от 05.04.2017 г. N 156-л/с о представлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет на период с 15.04.2017 г. по 19.01.2020 г.
ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" выплатило Медведевой С.С. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком в общей сумме 119 496,66 руб. (которая не принята Фондом).
Патрина А.А. принята в стоматологическое отделение на должность уборщика производственных и служебных помещений на основное место работы на 0,5 ставки согласно трудовому договору от 05.06.2017 г. N 3145. Согласно приказу о приеме на работу от 05.06.2017 г. N 276-л/с Патриной А.А. установлен должностной оклад в размере 3188 руб. Согласно табелю учета рабочего времени Патрина А.А. осуществляла свои должностные обязанности в период с 05.06.2017 г. по 25.07.2017 г.
Право на отпуск по беременности и родам возникло у Патриной А.А. с 26.07.2017 г. В сентябре 2017 года на основании заявления и листка нетрудоспособности N 253598279168 Патриной АА. представлено продолжение отпуска по беременности и родам за период с 13.12.2017 г. по 28.12.2017 г. На основании заявления Патриной АА. составлен приказ от 19.12.2017 г. N 854-л/с о представлении отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет на период с 29.12.2017 г. по 06.09.2020 г.
Учреждением произведена выплата пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет в общей сумме 97 601,77 руб.
Бобкина С.В. принята в педиатрическое отделение на должность уборщика производственных и служебных помещений на основное место работы на полную ставку согласно трудовому договору от 19.03.2019 г. N 114. Согласно приказу о приеме на работу от 19.03.2019 г. N 131-л/с Бобкиной С.В. установлен должностной оклад в размере 7000 руб. Согласно табелю учета рабочего времени Бобкина С.В. осуществляла свои должностные обязанности в период с 19.03.2019 г. по 25.03.2019 г.
На основании заявления и листка нетрудоспособности N 910005422256 право на отпуск по беременности и родам возникло у Бобкиной С.В. с 23.03.2019 г.
ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" произвело Бобкиной С.В. выплату пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия при рождении детей в общей сумме 128 285,24 руб.
Как полагает Фонд социального страхования, Медведева С.С. была принята на должность архивариуса за 3 дня до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам. При этом в организации отсутствовала производственная необходимость для принятия на работу Медведевой С.С., так как до нее обязанность архивариуса выполнял 1 работник согласно штатному расписанию. На время отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком Медведевой С.С. с 10.11.2016 г. по 04.06.2018 г. ставка архивариуса была свободна.
В отношении Патриной А.А. Фонд социального страхования отметил, что Патрина А.А. принята на должность уборщика производственных и служебных помещений за 1 месяц 21 день до ухода в отпуск по беременности и родам, т.е. непосредственно перед наступлением страхового случая. При этом до трудоустройства в ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" Патрина А.А. трудового стажа не имела.
Фонд социального страхования указал, что Бобкина С.В. принята на работу в ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" на должность уборщика производственных и служебных помещений за 5 дней до ухода в отпуск по беременности и родам, т.е. непосредственно перед наступлением страхового случая. До трудоустройства в ОГБУЗ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РБ" Бобкина С.В. работала у ИП Шандаровой И.В с 21.06.2017 г. по 01.02.2019 г., откуда уволилась за 1 месяц 24 дня до наступления страхового случая.
По мнению Фонда социального страхования, указанные факты свидетельствуют о злоупотреблении учреждением правом как работодателя на заключение трудового договора накануне наступления страхового случая, а также о создании искусственной ситуации с целью необоснованного возмещения Фондом социального страхования средств на выплату пособий.
Отклоняя выводы фонда, суд первой инстанции обоснованно учел, что в подтверждение наличия реальных трудовых отношений с Медведевой С.С., Петриной А.А., Бобкиной С.В. учреждением материалы дела представлены следующие доказательства: копии трудовых договоров, должностной инструкции архивариуса, расчетные листки, копии табеля учета рабочего времени, должностной инструкции Патриной А.А., должностной инструкции Бобкиной С.В., карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов. Указанные документы были также представлены учреждением в ходе выездной проверки.
Из представленных документов следует, что в учреждении имелись вакансии на должность уборщика производственных и служебных помещений, а также на должность архивариуса. Согласно данным документам Медведева С.С. осуществляла подготовку дел для передачи их в архивный отдел Администрации Шелеховского муниципального района, а также по формированию архива учреждения. Как пояснил заявитель, после ухода Медведевой С.С. в декретный отпуск на должность архивариуса не удавалось принять сотрудника, поскольку специфика работы архивариуса, низкий размер заработной платы и временный характер работы не является привлекательным для соискателей.
При этом нормы законодательства о страховании не ставят факт выплаты пособия в зависимость от степени трудового участия лица, претендующего на выплату пособий.
Апелляционный суд также отмечает, что существенное значение для выводов о создании искусственной ситуации имеет проверка реальности осуществления трудовой функции, однако фонд, несмотря на наличие всех необходимых документов, такой проверки не производил, в решении фонда в ответ на доводы возражений просто указано, что заявителем формально соблюдена процедура оформления трудовых отношений, и представленные документы не являются доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей (т.1 л.д.17), следовательно, факт реального осуществления трудовой деятельности фондом не опровергнут, не приведены обстоятельства, которые опровергали бы возможность ведения указанными работницами трудовой деятельности.
Поэтому апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что то обстоятельство, что сотрудники были приняты на работу за непродолжительное время до возникновения у указанных лиц права на отпуск по беременности и родам, не свидетельствует в рассматриваемом случае о направленности действий учреждения на необоснованное получение средств фонда. Факт наступления страховых случаев документально подтвержден, при этом претензий к порядку начисления пособия, его размеру и документам, представленным в обоснование наступления страхового случая, у Фонда не имеется. Наличие реальных трудовых отношений подтверждается представленными заявителем в ходе проверки документами.
Также суд первой инстанции правильно учел, что согласно статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет влечет уголовную ответственность по статье 145 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что указанные в решении Фонда социального страхования обстоятельства не могут служить основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выводы Фонда носят предположительный характер, при этом сам факт наступления страхового случая не оспаривается, факт осуществления реальной трудовой деятельности суд считает подтвержденным, поэтому оснований для выводов о создании искусственной ситуации для необоснованного получения выплат за счет фонда не усматривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ШЕЛЕХОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" о признании незаконным решение Филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.08.2019 г. N 386 в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 345 383,67 руб. законны, обоснованы, документально подтверждены, а заявление подлежит удовлетворению.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2020 года по делу N А19-28053/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28053/2019
Истец: ОГБУ здравоохранения "Шелеховская районная больница"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1