Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2020 г. N Ф08-6508/20 настоящее постановление отменено
г. Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2020 г. |
Дело N А32-49585/2019 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-49585/2019
по заявлению акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" (ИНН 2315007476, ОГРН 1022302387172)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - заявитель, АО "НСРЗ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - административный орган, таможня) N 10317000-322/2019 от 24.09.2019 о привлечении к административной ответственности предусмотренной ст. 16.15 КоАП РФ виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для применения положений статьи 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НСРЗ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ДО-2 N 10317110/030718/0038560, в которой указана ДТ N 10317090/020718/0014541 оформлена в соответствии с установленными требованиями.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение оставить без изменения. Указывает, что постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-322/2019 является законным.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.06.2018 в порт Новороссийск прибыл т/х "Чиркин", на борту которого, в том числе прибыл товар - "виноград (РТ-9515, РТ-12677, РТ-11095)" в количестве 6474 грузовых мест весом брутто 69 800 кг.
27.06.2018 вышеуказанный товар выгружен с борта судна и помещен на временное хранение на территорию постоянной зоны таможенного контроля АО "Новороссийский судоремонтный завод".
27.06.2018 инженером-экспедитором АО "Новороссийский судоремонтный завод" Голеневой М.В. в ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни посредством электронного представления сведений предоставлена отчетность, формируемая при принятии товаров на временное хранение, по форме ДО-1, которая 27.06.2018 в 19 час. 59 мин. принята и зарегистрирована в таможенном органе с присвоением регистрационного номера N 10317110/270618/0024130.
В соответствии с ДО-1 N 10317110/270618/0024130 27.06.2018 в 19 час. 30 мин. на территорию иного места временного хранения - ЗТК АО "Новороссийский судоремонтный завод" помещен товар, прибывший в порт Новороссийск на т/х "Чиркин" - "виноград (РТ-9515, РТ-12677, РТ-11095)" в количестве 6474 грузовых мест, весом брутто 69 800 кг.
02.07.2018, с целью помещения вышеуказанного товара - "виноград свежий" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто с учетом поддонов 23 300 кг под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", в ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни подана ДТN 10317090/020718/0014541.
В соответствии с отметкой, проставленной на ДТ N 10317090/020718/0014541, а также в соответствии со сведениями, содержащимися в электронной базе "АЮД" и служебной записке Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни от 26.09.2018 исх. N 36-26/3600, выпуск вышеуказанного товара, декларируемого по ДТ N 10317090/020718/0014541, в соответствии с заявленной таможенной процедурой должностным лицом таможенного органа (ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни) осуществлен 03.07.2018 в 17 час. 15 мин.
02.07.2018 в 23 час. 00 мин. вышеуказанный товар - "виноград" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто 23300 кг выдан с территории иного места временного хранения - ЗТК АО "НСРЗ" на основании ДТ N 10317090/020718/0014541, что подтверждается транспортной накладной от 02.07.2018, тальманским листом N 27, учетным листом от 02.07.2018 N 2710.2.2/5.
03.07.2018 инженером-экспедитором АО "НСРЗ" Голеневой М.В. в ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни посредством электронного представления сведений предоставлена отчетность, формируемая при выдаче товара с территории иного места временного хранения, по форме ДО-2, которая 03.07.2018 в 08 час. 56 мин. принята и зарегистрирована в таможенном органе с присвоением регистрационного номера N 10317110/030718/0038560.
В соответствии с ДО-2 N 10317110/030718/0038560 вышеуказанный товар - "виноград (РТ-9515, РТ-12677, РТ-11095)" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто 23300 кг выдан с территории иного места временного хранения - ЗТК АО "НСРЗ" 02.07.2018 в 23 час. 00 мин. При этом, в графе 17 ДО-2 N 10317110/030718/0038560 "вид, дата и номер документа, по которому разрешена выдача товара со склада" документом, на основании которого разрешена выдача вышеуказанного товара с территории иного места временного хранения ЗТК АО "НСРЗ" указана ДТ N 10317090/020718/0014541 от 02.07.2018.
Таким образом, ДТ N 10317090/020718/0014541, на момент выдачи товара с территории иного места временного хранения товаров - ПЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018 в 23 час. 00 мин.) еще не являлась документом, на основании которого разрешена выдача товара с территории ЗТК, так как фактически товар по данной ДТ помещен под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления 03.07.2018 в 17 час. 15 мин.
23.09.2019 должностным лицом таможенного органа в отсутствие надлежаще уведомленного законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-322/2019 по ст. 16.15 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого 24.09.2019 должностным лицом таможенного органа было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-322/2019, согласно которому общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, АО "НСРЗ" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно диспозиции статьи 16.15 КоАП РФ деяние, выразившееся в представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, является административным правонарушением, которое влечет административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, в данном случае, является установленный таможенным законодательством порядок предоставления в таможенный орган отчетности по форме ДО-2, формируемой при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров).
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ выражается, в данном случае, в предоставлении в таможенный орган отчетности по форме ДО-2 (ДО-2 N 10317110/030718/0038560), содержащей недостоверные сведения, а именно: содержащей недостоверные сведения о документе, по которому разрешена выдача товара со склада - с территории иного места временного хранения ЗТК АО "НСРЗ" (в графе 17 ДО-2 указана ДТ N 10317090/020718/0014541, которая на момент выдачи товара с территории ЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018 в 23 час. 00 мин.) являлась недействительным документом, так как, по состоянию на 02.07.2018 23 час. 00 мин. (время выдачи товара с территории ЗТК), ДТ еще не имела юридической силы, так как фактически товар по данной ДТ помещен под таможенную процедуру 03.07.2018 в 17 час. 15 мин, а не 02.07.2018).
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ являются лица, на которых лежит обязанность по предоставлению в таможенный орган отчетности по форме ДО-2, содержащей достоверные сведения.
В данном случае, таким лицом является владелец иного места временного хранения - АО "НСРЗ".
В соответствии со ст. 98 ТК ЕАЭС, временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со ст. 99 ТК ЕАЭС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 90 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.
В соответствии с ч. 4 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", лица, хранящие иностранные товары, в числе прочих отнесены к субъектам, на которые возложена обязанность представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях.
Согласно ч. 5.1 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 - ФЗ, предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные ч. 4 и ч. 5 ст. 200 Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии с частями 4 - 8 статьи 177 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5.1 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ предусмотрено, что отчетность владельцев складов временного хранения и лиц, осуществляющих временное хранение товаров в иных местах временного хранения, представляется в таможенный орган исключительно в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, организации, главного бухгалтера либо лица, им уполномоченного.
Согласно ч. 13 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, лица, хранящие иностранные товары, за исключением уполномоченных экономических операторов, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Порядок представления таможенным органам отчетности, указанной в ч. 13 ст. 177 Федерального закона, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно ч. 5 ст. 92 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьей 13 Федерального закона.
В соответствии с п. 30 приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем. и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:
ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;
ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения;
ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Довод общества о том, что ДО-2 N 10317110/030718/0038560, в которой указана ДТ N 10317090/020718/0014541, оформлена в соответствии с установленными требованиями, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в результате проверки документов и сведений, указываемых в представляемых АО "НСРЗ" документах отчета по форме ДО-2, установлено, что отчетность по форме ДО-2 N 10317110/030718/0038560 содержит недостоверные сведения о документе, по которому разрешена выдача товара со склада - с территории иного места временного хранения ЗТК АО "НСРЗ (в графе 17 ДО-2 указана ДТ N 10317090/020718/0014541, так как на момент выдачи с территории ЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018) товар не помещен под таможенную процедуру и фактически находился под таможенным контролем на временном хранении на территории ЗТК АО "НСРЗ" (фактически данный товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой 03.07.2018 в 17 час. 15 мин.).
Обществом были нарушены ч. 5 ст. 198, ст. 177, ч. 5 ст. 200 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п.п. 6 п. 1 ст. 90, ч. 5 ст. 92 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 30 приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688.
Факт совершения АО "НСРЗ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России, подтверждается следующими документами, приобщенными к материалам дела об АП N 10317000-322/2019 в качестве доказательств:
- приказом Новороссийской таможни от 21.12.2017 N 1181 "О создании постоянной зоны таможенного контроля на территории АО "Новороссийский судоремонтный завод", в соответствии с которым в 2018 году на территории АО "НСРЗ" по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, б/н, создана постоянная зона таможенного контроля;
- заявлением о получении разрешения на временное хранение товаров АО "НСРЗ" рег. N 10317/211217/00006/6, в соответствии с которым АО "НСРЗ" получено разрешение Новороссийской таможни на временное хранение товаров в 2018 году по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сухумское шоссе, б/н до 21.12.2018 и согласно которому АО "НСРЗ", в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688 является иным местом временного хранения товаров в 2018 году;
- ДО-1 N 10317110/270618/0024130, представленной в ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни инженером-экспедитором АО "НСРЗ" Голеневой М.В. 27.06.2018 в 19 час. 59 мин., согласно которой 27.06.2018 на территорию иного места временного хранения - ПЗТК АО "НСРЗ" помещен товар, прибывший в порт Новороссийск на т/х "Чиркин" - "виноград (РТ-9515, РТ-12677, РТ-11095)" в количестве 6 474 грузовых мест, весом брутто 69800 кг;
- декларацией на товары - ДТ N 10317090/020718/0014541, поданной 02.07.2018 по электронным каналам связи в ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни, с целью помещения товара - "виноград свежий" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто с учетом поддонов 23300 кг под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", согласно которой выпуск данного товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой должностным лицом таможенного органа (ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни) осуществлен 03.07.2018 в 17 час. 15 мин., то есть после фактической выдачи данного товара, находящегося под таможенным контролем на временном хранении, с территории ПЗТК АО "НСРЗ";
- сведениями, содержащимися в электронной базе "АЮД", согласно которым выпуск товара - "виноград свежий", декларируемого по ДТ N 10317090/020718/0014541, в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" должностным лицом таможенного органа (ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни) осуществлен 03.07.2018 в 17 час. 15 мин., то есть после фактической выдачи данного товара, находящегося под таможенным контролем на временном хранении, с территории ПЗТК АО "НСРЗ";
- служебной запиской Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможне от 26.09.2018 исх. N 36-26/3600, в соответствии с которой выпуск товара, декларируемого по ДТ N 10317090/020718/0014541, в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления должностным лицом таможенного органа (ОТОиТК Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни) осуществлен 03.07.2018 в 17 час. 15 мин., то есть после фактической выдачи данного товара, находящегося под таможенным контролем на временном хранении, с территории ПЗТК АО "НСРЗ";
- копией ДТ N 10317090/020718/0014541, предоставленной АО "НСРЗ" в Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни, на основании которой АО "НСРЗ" осуществлена выдача товара с территории ЗТК АО "НСРЗ", с проставленным штампом таможенного органа, в соответствии с которой выпуск товара - "виноград" в соответствии с заявленной таможенной процедурой должностным лицом таможенного органа осуществлен 02.07.2018;
- транспортной накладной от 02.07.2018, тальманским листом N 27, учетным листом от 02.07.2018 N 2710.2.2/5, в соответствии с которыми товар - "виноград" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто 23300 кг, декларируемый по ДТ N 10317090/020718/0014541 выдан с территории иного места временного хранения - ПЗТК АО "НСРЗ" 02.07.2018 в 23 час. 00 мин., то есть до выпуска товара должностным лицом таможенного органа в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
- скрин-фотографией списка входящей корреспонденции, поступившей в ООО "ЛК Транзит-Сервис", в соответствии с которой копия ДТ N 10317090/020718/0014541, содержащая недостоверную отметку о выпуске товара 02.07.2018, поступила от ООО "Руслогистик" по электронной почте 02.07.2018;
- ДО-2 N 10317110/030718/0038560, представленной в ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни инженером-экспедитором АО "НСРЗ" Голеневой М.В. 03.07.2018 в 08 час. 56 мин. посредством электронного представления сведений, согласно которой вышеуказанный товар - "виноград (РТ-9515, РТ-12677, РТ-11095)" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто 23300 кг. выдан с территории иного места временного хранения - ЗТК АО "НСРЗ" 02.07.2018 в 23 час. 00 мин. При этом, в графе 17 ДО-2 N 10317110/030718/0038560 "вид, дата и номер документа, по которому разрешена выдача товара со склада" документом, на основании которого разрешена выдача вышеуказанного товара с территории иного места временного хранения ЗТК АО "НСРЗ" указана ДТ N 10317090/020718/0014541 от 02.07.2018, которая на момент выдачи товара с территории ЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018 в 23 час. 00 мин.) являлась недействительным документом, поскольку еще не имела юридической силы и еще не являлась документом, на основании которого разрешена выдача товара с территории ЗТК, так как фактически товар по данной ДТ помещен под таможенную процедуру 03.07.2018, а не 02.07.2018. Примечанием к ст. 16.1 КоАП России предусмотрено, что для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы;
- служебной запиской Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни от 22.01.2019 исх. N 36-27/0197, согласно которой по техническим причинам подтверждение информационного уведомления о выпуске товаров по ДТ N 10317090/020718/0014541 ("CMN.13014 (Уведомление о принятии решения о выдаче товаров с СВХ") от 03.07.2018 г., направляемое по электронным каналам связи ЕАИС "Аист-М" в адрес владельца СВХ - АО "НСРЗ" не поступило. Согласно сообщению системы: "Системе не известен идентификатор участника ВЭД (Participiant ID), выданный складу, действующему на основании разрешительного документа 10317/211217/00006/6;
- письмами Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни от 07.04.2016 исх. N 35-25/1998, от 04.05.2017 исх. N 35-26/1303, от 30.08.2018 исх. N 3391, которыми до сведения АО "Новороссийский судоремонтный завод" доведены требования письма ФТС России от 05.04.2016 исх. N 01-11/15705, в соответствии с которыми с пунктом 25 Порядка предусмотрена возможность выдачи и вывоза товаров из места хранения на основании разнарядки на отгрузку импортных грузов (далее - разнарядка);
- приобщенными к материалам дела письменными объяснениями генерального директора АО "НСРЗ" И.В. Зеленина (письмо от 06.05.2019 исх. N НСРЗ/06/07-2079);
- протоколом об административном правонарушении от 23.08.2019 по делу об АП N 10317000-322/2019.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО "Новороссийский судоремонтный завод" выражается в том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно: АО "НСРЗ" имело возможность удостовериться в том, что товар - "виноград" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто 23300 кг, декларируемый по ДТ N 10317090/020718/0014541, на момент выдачи с территории ЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018) не помещен под таможенную процедуру и фактически находился под таможенным контролем на временном хранении на территории ЗТК АО "НСРЗ" (фактически данный товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой 03.07.2018 в 17 час. 15 мин.).
Однако, при выдаче товара - "виноград (РТ-9515, РТ-12677, РТ-11095)" в количестве 2160 грузовых мест, весом брутто 23300 кг с территории иного места временного хранения - ПЗТК АО "НСРЗ" 02.07.2018 в 23 час. 00 мин.
АО "Новороссийский судоремонтный завод" (АО "НСРЗ") - лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, информация о факте оформления таможенной декларации, оформленной в целях помещения товаров под таможенную процедуру от таможенного органа (Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни) в порядке, установленном пунктом 26 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688, как того требуют, помимо прочего и положения письма ФТС России от 05.04.2016 исх. N 01-11/15705, неоднократно доводившиеся до сведения АО "НСРЗ" письмами Новороссийского юго-восточного таможенного поста от 07.04.2016 исх. N 35-25/1998, от 04.05.2017 исх. N 35-26/1303, от 30.08.2018 исх. N 35-27/3391, получена не была.
При этом, АО "НСРЗ", не получив информации от таможенного органа о факте оформления товара в таможенном отношении, также в таможенный орган -ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни при выдаче товара с ЗТК не была предоставлена разнарядка на отгрузку импортных грузов (не обеспечена предоставление иным заинтересованным лицом / не получена копия от заинтересованного лица). Между тем, на разнарядке на отгрузку импортных грузов должностным лицом таможенного поста, в соответствии с пунктом 25 Порядка, проставляется отметка "Вывоз разрешен" и проставляется номер документа, по которому товар помещен под таможенную процедуру, дополнительно подтверждая факт помещения товара под таможенную процедуру (выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
Непринятие вышеперечисленных мер, предусмотренных п.п. 24, 25 Порядка, утвержденного приказом ФТС от 29.12.2012 N 2688, послужило основанием для выдачи вышеуказанного товара, находящегося под таможенным контролем на временном хранении на территории ПЗТК АО "НСРЗ", без разрешения таможенного органа и до момента выпуска товара таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В случае принятия АО "НСРЗ" вышеперечисленных мер, общество имело возможность соблюсти требования таможенного законодательства в части выдачи вышеуказанного товара после выпуска товара таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой по ДТ N 10317090/020718/0014541, после того как ДТ стала иметь юридическую силу и стала являться документом, по которому разрешена выдача товара с территории иного места временного хранения ЗТК АО "НСРЗ", тем самым, обеспечив указание в ДО-2 достоверных сведений, а именно: достоверного документа, являющегося основанием для выдачи товара с ЗТК, имеющего юридическую силу.
Однако, АО "НСРЗ" данные мероприятия проведены не были, что повлекло за собой предоставление в таможенный орган (ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста) отчетности по форме ДО-2 (ДО-2 N 10317110/030718/0038560), содержащей недостоверные сведения, что является нарушением ч. 5 ст. 198, ст. 177, ч. 5 ст. 200 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п.п. 6 п. 1 ст. 90, ч. 5 ст. 92 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 30 приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688 (в графе 17 ДО-2 указана ДТ N 10317090/020718/0014541, которая на момент выдачи товара с территории ЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018 в 23 час. 00 мин.) являлась недействительным документом, так как, по состоянию на 02.07.2018 23 час. 00 мин. (время выдачи товара с территории ЗТК), ДТ еще не имела юридической силы, так как фактически товар по данной ДТ помещен под таможенную процедуру 03.07.2018 в 17 час. 15 мин, а не 02.07.2018).
Доводы, изложенные в письме АО "НСРЗ" от 06.05.2019 исх. N НСРЗ/06/07-2078 о том, что наличие разнарядки при выдаче товара с территории ЗТК не требуется согласно письму Новороссийской таможни N 35-27/3391 от 30.08.2018 и письму Новороссийской таможни N 35-26/1303 от 04.05.2017 не соответствуют действительности, так как в вышеуказанных письмах указано, что наличие разнарядки не требуется только в случае получения информации от таможенного органа о факте оформления товара в таможенном отношении (в данном случае, такая информация от таможенного органа в АО "НСРЗ" не поступала).
Таким образом, акционерное общество "Новороссийский судоремонтный завод", представив в таможенный орган (Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни) отчетность по форме ДО-2 N 10317110/030718/0038560, содержащую недостоверные сведения, а именно: недостоверные сведения о документе, послужившем основанием для выдачи товара с территории иного места временного хранения - ПЗТК АО "НСРЗ" (в графе 17 ДО-2 указана ДТ N 10317090/020718/0014541, которая на момент выдачи товара с территории ЗТК АО "НСРЗ" (02.07.2018 в 23 час. 00 мин.) являлась недействительным документом, так как, по состоянию на 02.07.2018 23 час. 00 мин. (время выдачи товара с территории ЗТК), ДТ еще не имела юридической силы, так как фактически товар по данной ДТ помещен под таможенную процедуру 03.07.2018 в 17 час. 15 мин, а не 02.07.2018), виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 10317000-322/2019 в совокупности.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
Правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-49585/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49585/2019
Истец: АО "НОВОРОССИЙСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8889/2021
25.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49585/19
29.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6508/20
18.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4978/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49585/19