Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2020 г. N Ф08-5438/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2020 г. |
дело N А32-43047/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного Лечебно-профилактического учреждения "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу N А32-43047/2019 по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к федеральному бюджетному Лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы об аннулировании лицензии
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, управление) обратилось в суд с заявлением к Федеральному бюджетному Лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы (далее - заинтересованное лицо, учреждение) об аннулировании лицензии N -23-001952, выданную 26.06.2019 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апеллянт ссылается на невозможность аннулирования лицензии при отсутствии подтверждения неисполнения им требований об устранении грубых нарушений лицензионных требований. Кроме того, учреждение полагает, что указанные в пунктах 2, 7, 10 искового заявления допущенные ответчиком нарушения нормативных актов в сфере перевозок, не являющиеся одновременно нарушениями утвержденных Правил лицензирования перевозок пассажиров и иных лиц автобусами, даже если такие нарушения имели бы место в действительности, не являются нарушениями лицензионных требований и не могут служит основанием для аннулирования лицензии; ряд вменяемых нарушений, указанные в пунктах 2, 5, 7, 9 и 10 искового заявления, фактически не совершались. Кроме того, ответчиком были предоставлены доказательства того, что фактически допущенные им нарушения лицензионных требований (не являющиеся при этом грубыми), указанные в пунктах 1, 3, 4,6, 8 искового заявления, несмотря на отсутствие предписания лицензирующего органа, на момент подачи искового заявления устранены добровольно. В постановлении Анапского городского суда от 16.10.2019 по делу N 5-3153/2019 сделан вывод об отсутствии доказательств причинения указанными нарушениями лицензионных требований вреда жизни и здоровью граждан.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктами 6.2, 6.3.1 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 февраля 2013 г. N АК-140фс, решением Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.06.2019 г. N 23.3916-лиц федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы" (353456, Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, проспект Пионерский, д. 45, ОГРН: 1022300513388, ИНН: 2301040924) (далее - Лицензиат) предоставлена лицензия на осуществление деятельности но перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от 26.06.2019 N АК-23-001952.
19.08.2019 в Межрегиональное управление поступило письмо Анапской межрайонной прокуратуры исх. от 09.08.2019 г. N 7-04-2019/9423 (далее - письмо) с предложением рассмотреть возможность аннулирования лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами ФБЛПУ "Санаторий "Эллада" ФНС России".
В указанном письме изложены факты, свидетельствующие о массовых нарушениях Лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность по перевозкам пассажиров и багажа, в том числе требований подпунктов д), н) пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", несоблюдение которых является грубыми нарушениями лицензионных требований.
Так, в соответствии с поручением Анапской межрайонной прокуратуры (вх. peг. N 7-11-2019/9358 от 08.08.2019 года) о привлечении к проверке специалистов Межрегионального управления, старшим государственным инспектором Прониным С.А. и государственным инспектором Алексеевым Р.В. проведена проверка соблюдении обязательных требований законодательства РФ в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом ФБЛПУ "Санаторий "Эллада" ФНС России в связи с дорожно-транспортным пришествием в г. Новороссийске 07.08.2019.
В ходе проверки изучена документация Лицензиата по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом и установлено следующее:
1. На предприятии не соблюдается порядок заполнения путевых листов. В путевых листах не заполнена графа фактической даты и времени выезда и возвращения в гараж транспортного средства. Нарушены: п. 6 (4) приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; пп. г п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Ответственный диспетчер Дианов A.M.
2. На предприятии отсутствуют результаты предварительного медицинского осмотра водителей при приеме на работу. Нарушены: п. 12 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7, ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ; п. 6 приказа Минтранса России от 11 марта 2016 г. N 59 "Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
3. Автобусы предприятия не подключены к системе ГЛОНАСС. Нарушены: пп. д п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", п. 1г постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
4. На предприятии отсутствует план по БДД на 2019 г. Нарушены: пп. л п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"; п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7. Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
5. Отсутствует график технического обслуживания. Нарушены: Нарушены требования пп. е п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"; п. 27 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7; п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
6. Документы, подтверждающие проведение анализа причин ДТП, отсутствуют. Нарушены: пп. л п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"; п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7; п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
7. Документы о стажировке водителя Полякова Р.Н. не представлены: Нарушены: п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приложение 2 п. 1.3 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7; п. 13 приказа Минтранса России от 11 марта 2016 г. N 59 "Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
8. Медицинский осмотр водителей не проводится. На момент проверки журнал предрейсового медосмотра водителей был изъят следственными органами. Однако в нем уже был проставлен предрейсовый медицинский осмотр водителей с результатами на 08.08.2019 г. за время от 06.20 до 07.50 без подписей самих водителей. Нарушены: п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях"; пп. н п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"; п. 5, п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7; п. 4, п. 6 приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров". Ответственный дежурная медицинская сестра.
9. Не проводятся инструктажи водителей. Нарушены: п. 16.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 г. N 287; п. 19, п. 20, п. 21 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. N 7; пп. л п. 7 постановления Правительства РФ от 27.02.2019 г. N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
10. Данные тахографов хранятся менее года. Нарушены: Приложение 3 п. 13 (6, 10) приказа Минтранса России от 13.02.2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства". Ответственный начальник транспортного отдела Козерюк A.M.
Полагая, что Федеральным бюджетным Лечебно-профилактическим учреждением "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы допущены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности, повлекшие за собой последствия, установленные пунктом 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратиться в суд с исковым заявлением.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
Согласно п. п. "е", "д", "л" п. 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств; допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата, анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения".
Согласно ст. 3 Закона одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу положений ч.ч. 1, 2 Закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в том числе обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В соответствии с пунктом 6 указанного нормативного документа сведения о транспортном средстве включают: код региона в государственном регистрационном знаке транспортного средства; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка, профессиональный отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (п. 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 16.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 г. N 287, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь: разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение; анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению; осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России; разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе; информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий; устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения; контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями; контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров; организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях; контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей; организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников; организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно Приложению 3 п. 13 (6, 10) приказа Минтранса России от 13.02.2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", транспортные предприятия хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных предприятия в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки.
Из представленных в материалы дела представления Анапского межрайонного прокурора от 09..08.2019, N 7-01-2019/9429 и Справки старшего государственного инспектора Новороссийского отдела АТ и АДН МУГАДН по КК и РА от 09.08.2019 по результатам проверки Федерального бюджетного Лечебно-профилактическому учреждению "Санаторий "Эллада" Федеральной налоговой службы, следует.
Анапской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ КК "Центр занятости населения г. Анапа", межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка соблюдения ФБЛПУ "Санаторий Эллада" ФНС России трудового законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным пришествием в г. Новороссийске 07.08.2019, с участием автобуса марки "Hyundai UNIVERSE SPACE LUXURY" государственный регистрационный знак М457НМ123, под управлением водителя санатория Полякова Р.Н., в результате которого погибло 3 человека и пострадало 40 человек.
ФБЛПУ "Санаторий Эллада" имеет лицензию АК 23-001952 от 26.06.2019, выданную Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Приказом директора ФБЛПУ "Санаторий Эллада" от 11.01.2011 N 9-лс Поляков Р.Н. принят на работу водителем автомобиля 4 разряда.
Так, изучением представленной копии журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров водителей ФБЛПУ "Санаторий Эллада" ФНС России установлено, что в 5 часов 40 минут 07 августа 2019 медицинской сестрой Чухурфутовой И. А. проведен предрейсовый медицинский осмотр водителю автобуса Полякову Р.Н.
Вместе с тем, по результатам изучения прокуратурой записей с камеры видеонаблюдения установлено, что 07.08.2019 в период времени с 03 часов 00 минут до 07 часов 30 минут водитель автобуса "Hyundai UNIVERSE SPACE LUXURY" Поляков Р.Н. медицинский кабинет санатория не посещал, осмотр врачом фактически не проводился.
При этом медицинской сестрой ФБЛПУ "Санаторий "Эллада" Низовцевой Н.В. в журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров внесены заведомо ложные сведения о прохождении в период с 05 час. 00 мин. до 07 час. 50 мин. 08.08.2019 водителями учреждения соответствующих осмотров, предоставляющих право выпуска в рейс. В указанное время журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров был изъят следователем СО по г. Новороссийск СУ СК по Краснодарскому краю.
Из представленных для обозрения сводных ведомостей специальной оценки условий труда, карт специальной оценки условий труда рабочих мест транспортного отдела от 17.11.2016 г. следует, что в нарушение требований статьи 15 п. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О специальной оценке условий труда" работники транспортного отдела (водители) ФБЛПУ "Санаторий Эллада" Дианов A.M., Мельник А.В., Поляков Р.Н., Садловский Ю.Л с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда не ознакомлены, в том числе по состоянию на 08.08.2019.
Из служебной записки от 18.06.2018 года, контракта от 10.09.2018 года на сумму 89 518 рублей, контракта ль 09.11.2018 на сумму 216 327 рублей 70 копеек следует, что средства индивидуальной защиты приобретены в полном объеме. При обозрении личных карточек учета средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) следует, что водителям транспортного отдела Кацуба Э.И., Садловскому Ю.Л. и другим выданы только костюм х/б. Сведения о выдаче водителям перчаток с полимерным покрытием, перчаток с точечным покрытием по установленным нормам в личных карточках выдачи СИЗ отсутствуют. Личная карточка учета выдачи СИЗ не Полякову Р.Н. представлена.
Таким образом, в нарушение требований статья 221 ТК РФ обеспечение работников средствами индивидуальной защиты" водителя ФБЛПУ "Санаторий Эллада" средствами индивидуальной защиты установленным нормам в полном объеме не обеспечены.
Изучением табеля учета рабочего времени за июль 2019 года; представленных графиков рабочего времени работников транспортного отдела на 2019 год, журнала регистрации предрейсовых, предсменных осмотре учета рабочего времени водителей Асанова Э.И., Надточий А.В., Сухова C.В., Шуплецова А.А. С применением тахографов "CARDS" следует, что нарушение требований ст. 91 ТК РФ точный учет рабочего времени фактически отработанный водителями транспортного отдела не ведется.
В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ, лица, виновные нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, привлекаются к установленной законом ответственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатами хозяйственной деятельности.
Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфер перевозки пассажиров автомобильным транспортом ФБЛПУ "Санатория "Эллада" ФНС России, по результатам которой выявлены нарушения требований приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" Постановления Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 "О лицензирована деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами): Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1998 N 196-ФЗ, правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузовым автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7 приказа Минтранса России от 11.03.2016 N 59 "Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городской наземного электрического транспорта", приказа Минтранса России о 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контрых работы тахографов, установленных на транспортные средства".
В частности, на предприятии не соблюдается порядок заполнения путевых листов. В путевых листах не заполнена графа фактической даты времени выезда и возвращения в гараж транспортного средства. Автобусы ФБЛПУ "Санаторий "Эллада" ФНС России не подключены к системе ГЛОНАСС. На момент проверки отсутствует план по безопасности дорожного движения на 2019 год, график технического обслуживания транспортных средств, документы, подтверждающие проведение анализ причин ДТП, результаты предварительного медицинского осмотра водителей при приеме на работу. Документы о стажировке водителя Полякова Р.Н. не представлены. Не проводятся инструктажи водителей. Данные тахографоны хранятся менее года.
По факту выявленных нарушений ФБЛПУ "Санаторий "Эллада" ФНС России на основании протокола об административном правонарушении Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 061900757 от 30.08.2019 привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
Аннулирование лицензии (разрешения) является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.
Согласно статье 49 ГК РФ аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.
В рассматриваемом случае имеет место существенное нарушение требований законодательства в сфере перевозок, которое не только нарушает права потребителей данной услуги, но и причинило вред жизни и здоровью потребителей данной услуги, а также имуществу граждан и организаций, в связи с чем данная мера является соразмерной допущенным нарушениям, необходимой и обоснованной.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения заявления Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 по делу N А32-43047/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43047/2019
Истец: Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Ответчик: ФБЛПУ "Санаторий Эллада" ФНС, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРИЙ "ЭЛЛАДА" ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ"