г. Саратов |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А12-36963/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой А.Ф.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Селивановой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 января 2020 года по делу N А12-36963/2019
по исковому заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362)
к Волгоградскому областному отделению общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН 3444047366, ОГРН 1023400005188)
о взыскании долга по арендной плате и неустойки
по встречному исковому заявлению Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"
к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
о взыскании солидарно неосновательного обогащения,
третье лицо Департамент финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675)
при участии в судебном заседании: представителя ВОООО "ВОА" Голикова С.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2020 N 117
УСТАНОВИЛ:
Департамент муниципального имущества администрация Волгограда (далее - ДМИ, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Волгоградскому областному отделению общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - ВОООО "ВОА", ответчик) о взыскании задолженности арендной платы по договору N 8982 от 03.02.2010 за период с 01.07.2018 по 31.07.2019 в сумме 750 286,55 рубля, пени с 11.07.2018 по 31.07.2019 в сумме 15 944,13 рублей.
Впоследствии, ответчиком подано встречное исковое заявление о взыскании с истца и администрации города Волгограда неосновательного обогащения в виде переплаты арендной платы в размере 570 699,09 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2020 в удовлетворении искового заявления ДМИ отказано, встречные исковые требования ВОООО "ВОА" удовлетворены в полном объеме. С ДМИ в пользу ВОООО "ВОА" взыскано неосновательное обогащение в сумме 570 699,09 руб., являющееся переплатой по договору аренды земельного участка N 8982 от 03.02.2010 за период с 01.10.2016 по 31.07.2019, государственную пошлину в сумме 14 414 руб. В удовлетворении встречных исковых требований к администрации города Волгограда отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДМИ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, а в удовлетворении встречных исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает, что до даты вступления в законную силу решения Волгоградского областного суда от 19.02.22018 N 3а-15/2018 расчет должен быть произведен исходя из рыночной стоимости земельного участка.
ВОООО "ВОА" порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ВОООО "ВОА" возражал против доводов апелляционной жалобы, настаивал на законности принятого судебного акта.
Представители иных лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 28.02.2020.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Администрацией Волгограда (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 8982 от 03.02.2010 с кадастровым номером 34:34:030052:6, площадью 8 876 кв.м для эксплуатации открытой стоянки по адресу: г. Волгоград, ул. им. Землячки, сроком на пять лет.
Согласно пункту 2.6 договора арендная плата вносится ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца.
В соответствии с положениями заключенного договора (п. 2.11) сторонами установлено, что размер арендной платы является определяемым, может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями органов государственной власти РФ, Волгоградской области, органов местного самоуправления, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли, базовые ставки арендной платы и льготы.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что ответчик ненадлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства по своевременной оплате арендных платежей, в связи с чем, за период с 01.07.2018 по 31.07.2019 образовалась задолженность в размере 750 286,55 рублей.
На основании пункта 2.12 договора аренды ответчику начислена пеня за период с 11.07.2018 по 31.07.2019 в сумме 15 944,13 рублей.
25.06.2019 истцом в адрес ответчика направлена претензия, которая последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая ДМИ в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятом уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления; изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений, что также отражено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Исковые требования основаны на том, что Арендатор в период с 01.07.2018 по 13.07.2018 оплачивал арендную плату в размере меньшем, чем следовало по расчету Арендодателя, по формуле А = С х Р, где С - рыночная стоимость земельного участка, Р - ключевая ставка ЦБ РФ.
Указанная формула расчета арендной платы была внесена Решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.
В период с 14.07.2018 по 31.07.2019 Арендатор оплачивал арендную плату в размере меньшем, чем следовало по расчету Арендодателя, по формуле А = С х Кмд х Кказ, где, Кмд - коэффициент минимальной доходности утверждаемый ежегодно Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области, Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, который устанавливается нормативным правовым актом администрации Волгограда.
Указанная формула расчета арендной платы была внесена Решением Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048.
Согласно п. 2.1.11. Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов утверждённого Решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" (в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048) до установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов принимаются равными 1.
Кмд за 2018 год установлен Приказом Комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 07.03.2018 N 25н в размере 0,0882.
Кказ не установлен до настоящего времени.
Решением Волгоградского областного суда от 30.03.2018 по делу N За-281/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам ВС РФ от 05.09.2018, признан недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1.11. Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "0б утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" (в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623).
В мотивировочной части решения Волгоградского областного суда от 30.03.2018 по делу N За-281/2018 указано нижеследующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Оспариваемой нормой установлен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов.
В связи с тем, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2004 N 209-0, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а всоответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административным истцом доказательства, свидетельствующие о том, что административным органом определялась доходность земельных участков с учетом их местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, суду не представлены, отчет определения рыночной стоимости права аренды земельных участков отсутствует.
Решением Волгоградского областного суда от 22.03.2019 по делу N За-171/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 08.08.2019, признан недействующим абзац 8 подпункта 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов утверждённого Решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438, в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048, с изменениями, внесенными решением Волгоградского областного суда от 30.03.2018 по делу NЗа-218/2018, следующего содержания: "До установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов принимаются равными 1.".
В мотивировочной части решения Волгоградского областного суда от 22.03.2019 по делу N За-171/2019 указано - в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Оспариваемой нормой установлен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов.
В связи с тем, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности, то расчёт арендной платы должен быть произведён исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 N 424-0, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки её экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Между тем, определённое абзацем восьмым подпункта 2.1.11 Порядка положение о принятии коэффициента категории арендатора, до его установления администрацией Волгоград, равным единице не отвечает принципу экономической обоснованности, какие-либо расчёты в подтверждение своей позиции в дело не представлены.
Допустив без проведения соответствующих расчётов и в отсутствие экономического обоснования возможность фактического установления коэффициента категории арендатора в размере "1", без учёта вида деятельности арендатора, административный ответчик нарушил принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которойотнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
По указанным выше мотивам являются несостоятельными доводы представителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда о том, что установление значения коэффициента категории арендатора земельного участка равному "1" не влияет на размер арендной платы, поскольку, как пояснила представитель, это значение, при условии его расчёта в зависимости от вида деятельности арендатора, может быть и меньше одного, что повлияет на размер арендной платы в сторону уменьшения.
Из указанного следует, что применение формулы А = С х Р нелегитимно, поскольку не соответствует принципу экономической обоснованности.
Также следует, что числовое значение Кказ не устанавливалось, приравнивание Кказ к числовому значению 1 противоречит Принципу экономической обоснованности, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 582.
Следует отметить, что Решением Волгоградского областного суда от 29.01.2019 по делу N За-1/2019, с учетом апелляционного определения Верховного суда Российской Федерации от 13.06.2019 по делу N 16-АПА19-4, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.15 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" в той части, в которой указанные положения позволяют применять предусмотренную пунктом 2.5 настоящего Порядка формулу расчета арендной платы без утверждения в установленном порядке коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливаемого нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 9 Порядка расчета арендной платы.
В рамках рассмотрения дела N 3а-1/2019 Волгоградский областной суд пришел к выводу, что применение А = С х Кмд х 1 не соответствует принципу экономической обоснованности, поскольку нарушается баланс интересов Арендодателя и Арендатора - поскольку учитывается только интересы Арендодателя.
Указанное соотносится и в отношении идентичной формулы содержащейся в п. 2.1.11. Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов утверждённого Решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 в редакции Решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048.
В силу п. 19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части.
Согласно правовой позиции изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627 по делу N А47-6281/2011. Согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
При этом следует учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 N 6171/10, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 9330/09, обращение истца с иском о взыскании долга, исчисленного на основании нормативного акта муниципального органа, признанного незаконным решением суда по другому делу, представляет собой злоупотребление правом, что не допускается статьей 10 Гражданского кодекса.
Указанная позиция изложена Определением Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627 по делу N А47-6281/2011 и Определением Верховного Суда РФ от 17.08.2016 N 306- ЭС16-9734 по делу N А57-6478/2015.
В Определении Верховного суда РФ от 27.04.2015 по делу N А56-58113/2013 дана правовая оценка того, что нормативный акт устанавливающий механизм расчета арендной платы, который решением суда общей юрисдикции признан недействующим с момента вступления решения в законную силу, не должен применяться и за период предшествующий моменту вступления в законную силу решения суда общей юрисдикции.
Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В силу части 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку применение формулы А = С х Кмд х 1, т.е. без установления обоснованного числового значения Кказ с проведенным многофакторного экономического анализа и формулы А = С х Р не соответствует Принципу экономической обоснованности установленного Постановлением Правительства РФ N 582, применение указанных формул нелегитимно.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Таким образом, следует применять Решения Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 в редакции действовавшей до признания недействующими положений нормативного акта Решением Волгоградского областного суда от 22.03.2019 по делу N3а-171/2019 и Решением Волгоградского областного суда от 30.03.2018 по делу NЗа-281/2018.
Из чего следует, что арендную плату следует рассчитывать по формуле А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Кинфл.
Решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" был добавлен п. 1.8. следующего содержания: "Арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае изменения ставок, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативного правового акта об изменении указанных ставок, но не чаще одного раза в год.".
Согласно п. 3 Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623, изменения вступили в силу со дня опубликования, т.е. с 22.04.2017.
Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утвержден уровень инфляции в размере не более 4%.
Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЭ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утвержден уровень инфляции в размере не более 4%.
Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утвержден уровень инфляции в размере не более 4,3%.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030052:6 составляет 28 451 000 рублей.
Коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке в период до 22.04.2017 был установлен решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438, с 22.04.2017 установлен решению Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622Кдп согласно Приложению N1 к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденному решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438, составляет 1,0.
Кдп равен 1 согласно Приложению 2 к решению Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1622 "Значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов".
Коэффициент вида функционального использования земельных участков принимается в размере ставки земельного налога по соответствующему виду разрешенного использования земельного участка, установленной Положением о местных налогах на территории Волгограда, согласно п. 1.3. решения Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 (в редакции до принятия Решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623). Кви равен 0,015 согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Положения о местных налогах на территории Волгограда утвержденного Постановление Волгоградского горсовета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464.
Соответственно, размер годовой арендной платы составляет:
С 01.07.2018 = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Кинфл = 28 451 000 * 0,015 * 1 * 1 * 1,04 * 1,04 = 461 589,02 рублей или 38 465,75 рублей в месяц.
С 01.01.2019 = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Кинфл = 28 451 000 * 0,015 * 1 * 1 * 1,04 * 1,04 * 1,043 =481 437,35 рублей или 40 119,78 рублей в месяц.
Размер обоснованной арендной платы составляет:
За период с 01.07.2018 по 31.12.2018: 461 589,02 / 12 * 6 = 230 794,50 рублей.
За период с 01.01.2019 по 31.07.2019: 40 119,78 * 7 = 280 838,46 рублей.
Всего размер обоснованной арендной платы с 01.07.2018 по 31.07.2019 составляет: 230 794,50 + 280 838,46 = 511 632,96 рублей.
Согласно сведениям предоставленным Департаментом, Ответчиком в указанный период времени оплачено 785 716,70 рублей, что указывает на то, что долг у Ответчика отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ДМИ не имеется.
Как следует из материалов дела, ВОООО "ВОИ" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области со встречным иском к ДМИ о взыскании неосновательно полученной переплаты по арендной плате по договору аренды земельного участка от 03.02.2010 N 8982 за период с 01.10.2016 по 31.07.2019 в сумме 570 699,09 рублей, в связи с неправильным их начислением.
По условиям договора размер арендной платы является определяемым может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями органов государственной власти РФ, Волгоградской области, органов местного самоуправления, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли, базовые ставки арендной платы и льготы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ВОООО "ВОИ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:030052:6 по договору аренды N 8982 от 03.02.2010.
По состоянию на 01.10.2016 у Арендатора имелась переплата в размере 906 102,69 рублей, что не оспаривается Сторонами и было зафиксировано в Расчете поступлений по арендной плате за землю на 30.11.2016.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.10.2018 по делу N А12-27794/2018, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 в удовлетворении требований Арендодателя к Арендатору о взыскании задолженности по договору аренды N 8982 от 03.02.2010 за период с 01.06.2017 по 30.06.2018 было отказано в полном объеме. При это судом установлено, что в указанный период следовало рассчитывать размер арендной платы по формуле А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан хКи.
Арендатор оплачивал арендную плату в размере меньшем, чем следовало по расчету Арендодателя, по формулам А = С х Кмд х Кказ, а также А = С х Р, где, С - рыночная стоимость земельного участка, Р - ключевая ставка ЦБ РФ, Кмд - коэффициент минимальной доходности утверждаемый ежегодно Комитетом экономической политики и развития Волгоградской области, Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, который устанавливается нормативным правовым актом администрации Волгограда.
Всего с 01.10.2016 по 31.07.2019 арендатором произведено платежей на сумму 1 276 057,47 рублей, с учетом переброски на другие договора суммы 634 953 и по зачету на сумму 311 182,83 рублей, исполнены обязательства по оплате на сумму 952 287,30 рублей.
С учетом имевшейся переплаты на 01.10.2016 в размере 906 102,69 рублей, Арендатор исполнил обязательства по оплате арендной платы за период с 01.10.2016 по 31.07.2019 на сумму 952 287,30 + 906 102,69 = 1 858 389,99 рублей.
Из чего следует, что на 31.07.2019 г. у Арендатора имеется переплата в размере 570 699,09 рублей = 1 858 389,99 - 1 287 690,90.
Претензией от 14.10.2019 Арендатор потребовал зачесть данную переплату в счет текущих и будущих платежей.
Письмом от 13.11.2019 N 01-1955/оаопз Арендодатель отказал в удовлетворении претензии, что положило основанием для обращения в арбитражный суд со встречными исковыми требованиями.
Удовлетворяя встречные исковые заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено статьей 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Статьей 614 ГК РФ оговорено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом; порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение, которое приводит к возникновению отдельной разновидности внедоговорного обязательства, регулируемого нормами главы 60 ГК РФ.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Целью обязательств из неосновательного обогащения является восстановление имущественной сферы потерпевшего путем возврата неосновательно полученного или сбереженного за счет него другим лицом (приобретателем) имущества.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и тому подобное.
В постановлении от 29.01.2013 N 11524/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
В статье 1109 ГК РФ приведены основания, при которых имущество и денежные средства не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", положения пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены лишь в тех случаях, когда лицо действовало с намерением одарить другую сторону и с осознанием отсутствия обязательства перед последней.
Данная норма права применяется только в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намеренно при отсутствии каких-либо обязательств со стороны передающего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является платность землепользования, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что решением Волгоградского областного суда от 19.02.2018 по делу N 3а-15/2018 подпункт 1.5.7 пункта 1.5, абзац 4 пункта 1.14, пункт 2.5 постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п в редакции постановления администрации Волгоградской области от 20.03.2017 N 135-п признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с чем, подлежат применению при расчете арендной платы, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утратившим силу с 01.03.2015.
Земельный участок, расположенный по адресу: г.Волгоград, ул. Землячки относится к землям, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, порядок определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения подлежат публичному регулированию и устанавливаются органами государственной власти Волгоградской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное толкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
В связи с этим суд руководствуется данными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснениями о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627).
Согласно расчету ВОООО "ВОА" произвело оплату арендных платежей по договору в большем размере, в результате чего образовалась переплата в размере 570 699,99 руб.
Расчет ВОООО "ВОА" проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан верным. Контррасчета в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
На момент рассмотрения дела, истцом не представлено доказательств уплаты неосновательного обогащения за указанный период.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании неосновательного обогащения с ДМИ в заявленном размере, при этом правомерно отказал в удовлетворении встречных исковых требований к администрации города Волгограда.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2018 по делу N А12-46802/2017.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 января 2020 года по делу N А12-36963/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ф. Котлярова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-36963/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ВОЛГОГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2007/20
17.01.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-36963/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-36963/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-36963/19