город Омск |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А81-11372/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3693/2020) общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Рост нефти и газа" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.02.2020 по делу N А81-11372/2019 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Рост нефти и газа" (ИНН 8904038997, ОГРН 1028900623344) к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, при участии в деле в качестве третьих лиц, - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Департамента имущественных Администрации города Новый Уренгой об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Корпорация Рост нефти и газа" (далее - заявитель, ООО "Корпорация Рост нефти и газа", должник, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отдел), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФССП по ЯНАО), в котором просило:
- освободить ООО "Корпорация Рост нефти и газа" от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 1854/18/89017-ИП от 25.04.2018, возбужденного на основании исполнительного листа ФС N020805577;
- освободить ООО "Корпорация Рост нефти и газа" от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 1848/18/89017-ИП от 25.04.2018, возбужденного на основании исполнительного листа ФС N 020805391;
- освободить ООО "Корпорация Рост нефти и газа" от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 3421/17/89017-ИП от 14.12.2017, возбужденного на основании исполнительного листа ФС N 020802743;
- освободить ООО "Корпорация Рост нефти и газа" от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 1629/18/89017-ИП от 03.04.2018, возбужденного на основании исполнительного листа ФС N 020804757.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, а также Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.02.2020 по делу N А81-11372/2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Корпорация Рост нефти и газа" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судебному приставу-исполнителю надлежало после принятия постановлений апелляционного суда об изменении способа и порядка исполнения судебных актов изменить предмет исполнения в исполнительных производствах N 26147/15/89017-ИП, N 26258/15/89017-ИП, N 26255/15/89017-ИП, возложив обязанность по исполнению требований исполнительного документа на взыскателя, а также вынести постановление о взыскании расходов на совершение исполнительных действий в соответствии со статьями 116, 107 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон N 229-ФЗ) и произвести предварительное взыскание расходов для совершения необходимых исполнительных действий.
По мнению ООО "Корпорация Рост нефти и газа", выдача нового исполнительного листа при изменении способа и порядка исполнения судебного акта не предусмотрена; ранее по исполнительным листам неимущественного характера Общество уже привлекалось к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, который оплачен Обществом; заявитель указывает, что не может нести ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
От Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой поступил отзыв на жалобу, согласно которому Департамент полагает её не подлежащей удовлетворению. Просительная часть отзыва содержит ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Департамента.
От УФССП по ЯНАО поступили возражения на жалобу, согласно которым просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Просительная часть возражений содержит ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя УФССП по ЯНАО.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к ООО "Корпорация Роснефтегаз" об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и сносе самовольных построек.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 по делу N А81-4944/2010, исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района удовлетворены в полном объёме.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист АС N 003130992 от 01.07.2011. Судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа серии АС N 003130992 по делу N А81-4944/2010, 06.12.2011 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство N 34880/11/07/89, в рамках которого решение суда от 22.03.2011 до настоящего времени не исполнено.
24.02.2012 вынесено постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
12.05.2012 взысканный исполнительский сбор в указанном размере оплачен добровольно.
От Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района поступило заявление об изменении способа исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 по делу N А81-4944/2010.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2017 изменён способ исполнения указанного судебного акта. Департаменту имущественных отношений Администрации Пуровского района предоставлено право самостоятельно исполнить решение суда по указанному исполнительному документу с отнесением расходов на ООО "Корпорация Рост нефти и газа". В остальной части требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенным определением суда, Департамент имущественных отношений Администрации Пуровского района в апелляционной жалобе просил его отменить в части отказа в удовлетворении требований Департамента о предварительном взыскании с должника денежных средств в размере 3 131 455 руб. 12 коп., необходимых для исполнения решения суда по указанному делу, разрешить вопрос по существу.
Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4944/2010 от 02.03.2018 определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2017 об изменении способа и порядка исполнения судебного акта по делу N А81-4944/2010 в части отказа во взыскании денежных средств отменено, разрешен вопрос по существу. С ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района взысканы денежные средства в сумме 3 131 455 руб. 12 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек: здание "Заправка-Операторная", склад, операторная, емкости РВС, возведенные на земельном участке, площадью 1,8 га, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровский район, п.Уренгой, в северной части промышленной зоны поселка, на расстоянии 60 метров от здания РММ.
На основании указанного выше постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда, 30.03.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020805577.
25.04.2018 на основании исполнительного листа ФС N 020805577 возбуждено исполнительное производство N 1854/18/89017-ИП, о взыскании с ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района денежных средств в сумме 3 131 455 руб. 12 коп., необходимых для выполнения работ по сносу самовольных построек: здание "Заправка-Операторная", склад, операторная, емкости РВС, возведенные на земельном участке, площадью 1,8 га, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровский район, п.Уренгой, в северной части промышленной зоны поселка, на расстоянии 60 метров от здания РММ.
В ходе принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФФСП России по ЯНАО 20.08.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 219 201 руб. 86 коп.
Кроме того, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к ООО "Корпорация Рост нефти и газа" (далее также - ООО "Корпорация Роснефтегаз") о признании недвижимого имущества самовольной постройкой, ее сносе, освобождении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.05.2012 по делу N А81-1310/2012 исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой удовлетворены в полном объёме.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист АС N 004137217 от 04.10.2012 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа серии АС N 004137217 по делу N А81-1310/2012, 01.11.2012 в отношении заявителя возбуждено исполнительное производство N 36566/12/07/89, в рамках которого решение суда от 02.05.2012 до настоящего времени не исполнено.
19.11.2012 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 руб. Взысканный исполнительский сбор в указанном размере заявителем оплачен добровольно.
От Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой поступило заявление об изменении способа исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.05.2012 по делу N А81-1310/2012.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2017 изменён способ исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.05.2012 по делу N А81-1310/2012.
Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой предоставлено право самостоятельно исполнить указанное решение суда с отнесением расходов на ООО "Корпорация Рост нефти и газа". В остальной части требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенным определением суда, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой в апелляционной жалобе просил его отменить в части отказа в удовлетворении требований Департамента о предварительном взыскании с должника денежных средств в размере 4 4035 781 руб. 40 коп., необходимых для исполнения решения суда по указанному делу.
Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу А81- 1310/2012 от 27.02.2018 определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2017 об изменении способа исполнения судебного акта по делу N А81-1310/2012 в части отказа во взыскании денежных средств отменено, разрешен вопрос по существу. С ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой взысканы денежные средства в сумме 44 035 781 руб. 40 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек: 17 емкостей для хранения ГСМ, объемом 5 000 куб.м., расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, р-н Коротчаево, южнее производственной базы ООО "Корпорация Роснефтегаз" (кадастровый номер смежного земельного участка 89:11:08 02 01:0024).
На основании указанного выше постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда, 27.03.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020805391.
25.04.2018 на основании исполнительного листа ФС N 020805391 возбуждено исполнительное производство N 1848/18/89017-ИП о взыскании с ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой денежных средств в сумме 44 035 781 руб. 40 коп., необходимых для выполнения работ по сносу самовольных построек: 17 емкостей для хранения ГСМ, объемом 5 000 куб.м., расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, р-н Коротчаево, южнее производственной базы ООО "Корпорация Роснефтегаз" (кадастровый номер смежного земельного участка 89:11:08 02 01:0024).
В ходе принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем МОСП по ОНИ УФФСП России по ЯНАО 20.08.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 3 082 504 руб. 70 коп.
Помимо этого, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к ООО "Корпорация Рост нефти и газа" о признании самовольными постройками объектов недвижимого имущества и обязании осуществить их снос.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2012 по делу N А81-1937/2012, исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой удовлетворены в полном объёме.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист АС N 005078135 от 25.06.2013, судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа серии АС N 005078135 по делу NА81-1937/2012, 30.07.2013 в отношении Общества возбуждено исполнительное производство N19252/13/07/89, в рамках которого решение суда от 27.07.2012 до настоящего времени не исполнено. 07.11.2014 вынесено постановление о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Взысканный исполнительский сбор в указанном размере Обществом оплачен добровольно.
От Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой поступило заявление об изменении способа исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2012 по делу N А81-1937/2012.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2017 изменён способ исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2012 по делу N А81-1937/2012.
Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой предоставлено право самостоятельно исполнить указанное решение суда. Для исполнения данного решения взыскать с ООО "Корпорация Рост нефти и газа" денежные средства в размере 10 528 995 руб. 88 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек, расположенных на берегу р.Рво-Яха, в 7 км. от жилой застройки Северной части города Новый Уренгой, на земельном участке с кадастровым номером 89:04:011011: одноэтажное здание, обшитое сайдингом, с мансардой; дом охраны; 4 гостевых домика; ангар для животных; вагонгараж; незавершенный строительством ромбообразной формы 3-х этажный кирпичный дом без крыши; 2 деревянных двухэтажных дома без окон с поврежденными крышами; 2 каркаса незавершенных объектов из металлоконструкций; 2 свайных поля с обвязкой из металлоконструкций.
На основании указанного выше Определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, 13.12.2017 выдан исполнительный лист ФС N 020802743.
14.12.2017 на основании исполнительного листа ФС N 020802743 возбуждено исполнительное производство N 3421/17/89017-ИП, о взыскании с ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой денежных средств в сумме 10 528 995 руб. 88 коп., необходимых для выполнения работ по сносу самовольных построек, расположенных на берегу р.Кво-Яха, в 7 км. от жилой застройки Северной части города Новый Уренгой, на земельном участке с кадастровым номером 89:04:011011: одноэтажное здание, обшитое сайдингом, с мансардой; дом охраны; 4 гостевых домика; ангар для животных; вагон-гараж; незавершенный строительством ромбообразной формы 3-х этажный кирпичный дом без крыши; 2 деревянных двухэтажных дома без окон с поврежденными крышами; 2 каркаса незавершенных объектов из металлоконструкций; 2 свайных ноля с обвязкой из металлоконструкций.
В ходе принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФФСП России по ЯНАО 12.01.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 737 029 руб. 71 коп.
Кроме того, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к ООО "Корпорация Рост нефти и газа" о признании недвижимого имущества самовольными постройками и их сносе.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2014 по делу N А81-4998/2013, исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой удовлетворены в полном объёме.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист АС N 005498642 от 10.12.2014 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа серии АС N 005498642 по делу N А81-4998/2013, 27.01.2015 в отношении Общества возбуждено исполнительное производство N 3703/15/89007-ИП, в рамках которого решение суда от 21.08.2014 до настоящего времени не исполнено.
23.07.2015 вынесено постановление о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Взысканный исполнительский сбор в указанном размере Обществом оплачен добровольно.
От Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой поступило заявление об изменении способа исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2014 по делу N А81-4998/2013.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2017 изменён способ исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2014 по делу N А81-4998/2013.
Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой предоставлено право самостоятельно исполнить указанное решение суда с отнесением расходов на ООО "Корпорация Рост нефти и газа". В остальной части требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенным определением суда, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой в апелляционной жалобе просил его отменить в части отказа в удовлетворении требований Департамента о предварительном взыскании с должника денежных средств в размере 9 336 085 руб. 67 коп., необходимых для исполнения решения суда по указанному делу
Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4998/2013 от 13.02.2018, определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2017 об изменении способа исполнения судебного акта по делу N А81-4998/2013 в части отказа во взыскании денежных средств отменено, разрешен вопрос по существу. С ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой взысканы денежные средства в сумме 9 336 085 руб. 67 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек: два общежития с подведенными коммуникациями; здание котельной; здание гаража; здание насосной, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 89:11:080201:0024, по адресу: г. Новый Уренгой, р-п Коротчаево; трасса газопровода с распределительным пунктом, расположенные за границами отведенного земельного участка на землях муниципального образования от земельного участка, занятого емкостным парком, расположенного южнее земельного участка с кадастровым номером 89:11:080201:0024.
На основании указанного выше постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда, 05.03.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020804757.
03.04.2018 на основании исполнительного листа ФС N 020804757 возбуждено исполнительное производство N 1629/18/89017-ИП, о взыскании с ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой денежных средств в сумме 9 336 085 руб. 67 коп., необходимых для выполнения работ по сносу самовольных построек: два общежития с подведенными коммуникациями; здание котельной; здание гаража; здание насосной, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 89:11:080201:0024, по адресу: г. Новый Уренгой, р-н Коротчаево; трасса газопровода с распределительным пунктом, расположенные за границами отведенного земельного участка на землях муниципального образования от земельного участка, занятого емкостным парком, расположенного южнее земельного участка с кадастровым номером 89:1 1:080201:0024.
В ходе принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем MOCII но ОИП УФФСП России но ЯНАО 20.08.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 653 526 руб.
Не соглашаясь с вынесенными постановлениями о взыскании с него исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об освобождении его от уплаты исполнительских сборов, взыскиваемых с него в ходе исполнительных производств N 1854/18/89017-ИП, N 1848/18/89017-ИП, N 3421/17/89017-ИП, N 1629/18/89017-ИП.
17.02.2020 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее по тексту - Федеральный закон N 118-ФЗ), Федеральным законом N 229-ФЗ и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Федеральный закон N 229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Статья 2 Федерального закона N 229-ФЗ определяет, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьями 12, 14 Федерального закона N 118-ФЗ предусмотрены права и обязанности судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, в частности, обязанность по принятию мер к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также обязательность требований судебного пристава-исполнителя для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что федеральный законодатель вправе установить специальную норму, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, налагается взыскание в виде штрафных санкций.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть санкцию, возлагающую на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающую в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законодательством денежное выражение (часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ), взыскивается принудительно (часть 6 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ), оформляется постановлением уполномоченного должностного лица (часть 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ), взимается в случае совершения правонарушения (часть 1 статьи 105, часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ), а также зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исполнительский сбор, являясь штрафной санкцией административного характера, должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В соответствии с положениями статей 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
По смыслу статей 105, 112 Закона об исполнительном производстве взыскание исполнительского сбора возможно только при условии виновных действий должника в неисполнении судебного акта.
Таким образом, из содержания положений статей 105, 112 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что одним из необходимых условий для применения в отношении должника вышеупомянутой санкции является установление с его стороны виновных действий (бездействия) по неисполнению требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Как было выше сказано, в рамках дел N N А81-4944/2010, А81-1310/2012, А81-1937/2012, А81-4998/2013 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района обращался в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковыми заявлениями к ООО "Корпорация Роснефтегаз" об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и сносе самовольных построек.
Решениями Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по указанным делам требования истца удовлетворены в полном объеме, выданы исполнительные листы АС N 003130992 от 01.07.2011, АС N 004137217 от 04.10.2012, АС N 005078135 от 25.06.2013, АС N 005498642 от 10.12.2014, возбуждены исполнительные производства.
В дальнейшем Департамент имущественных отношений Администрации Пуровского района обратился в арбитражный суд с заявлением об изменении способа исполнения решений Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делам N N А81-4944/2010, А81-1310/2012, А81-1937/2012, А81-4998/2013.
В рамках дела N А81-4944/2010 постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2017 об изменении способа и порядка исполнения судебного акта по делу N А81-4944/2010 в части отказа во взыскании денежных средств отменено, разрешен вопрос по существу. С ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации Пуровского района взысканы денежные средства в сумме 3 131 455 руб. 12 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек: здание "Заправка-Операторная", склад, операторная, емкости РВС, возведенные на земельном участке, площадью 1,8 га, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровский район, п.Уренгой, в северной части промышленной зоны поселка, на расстоянии 60 метров от здания РММ.
На основании указанного выше постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда, 30.03.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020805577 возбуждено исполнительное производство N 1854/18/89017-ИП.
В рамках дела N А81-1310/2012 постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу А81- 1310/2012 от 27.02.2018 определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2017 об изменении способа исполнения судебного акта по делу N А81-1310/2012 в части отказа во взыскании денежных средств отменено, разрешен вопрос по существу. С ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой взысканы денежные средства в сумме 44 035 781 руб. 40 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек: 17 емкостей для хранения ГСМ, объемом 5 000 куб.м., расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, р-н Коротчаево, южнее производственной базы ООО "Корпорация Роснефтегаз" (кадастровый номер смежного земельного участка 89:11:08 02 01:0024).
На основании указанного выше постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда, 27.03.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020805391, возбуждено исполнительное производство N 1848/18/89017-ИП.
В рамках дела N А81-1937/2012 определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2017 изменён способ исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2012. Департаменту имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой предоставлено право самостоятельно исполнить указанное решение суда. Для исполнения данного решения определено взыскать с ООО "Корпорация Рост нефти и газа" денежные средства в размере 10 528 995 руб. 88 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек, расположенных на берегу р.Рво-Яха, в 7 км. от жилой застройки Северной части города Новый Уренгой, на земельном участке с кадастровым номером 89:04:011011: одноэтажное здание, обшитое сайдингом, с мансардой; дом охраны; 4 гостевых домика; ангар для животных; вагонгараж; незавершенный строительством ромбообразной формы 3-х этажный кирпичный дом без крыши; 2 деревянных двухэтажных дома без окон с поврежденными крышами; 2 каркаса незавершенных объектов из металлоконструкций; 2 свайных поля с обвязкой из металлоконструкций.
На основании указанного выше определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, 13.12.2017 выдан исполнительный лист ФС N 020802743, возбуждено исполнительное производство N 3421/17/89017-ИП.
В рамках дела N А81-4998/2013 постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4998/2013 от 13.02.2018, определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2017 об изменении способа исполнения судебного акта по делу N А81-4998/2013 в части отказа во взыскании денежных средств отменено, разрешен вопрос по существу. С ООО "Корпорация Рост нефти и газа" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой взысканы денежные средства в сумме 9 336 085 руб. 67 коп., необходимые для выполнения работ по сносу самовольных построек: два общежития с подведенными коммуникациями; здание котельной; здание гаража; здание насосной, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 89:11:080201:0024, по адресу: г. Новый Уренгой, р-п Коротчаево; трасса газопровода с распределительным пунктом, расположенные за границами отведенного земельного участка на землях муниципального образования от земельного участка, занятого емкостным парком, расположенного южнее земельного участка с кадастровым номером 89:11:080201:0024.
На основании указанного выше постановления Восьмого Арбитражного апелляционного суда, 05.03.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020804757, возбуждено исполнительное производство N 1629/18/89017-ИП.
В апелляционной жалобе Общество не оспаривает обстоятельств своевременности получения постановлений о возбуждении исполнительных производств N 26147/15/89017-ИП, N 26258/15/89017-ИП, N 26255/15/89017-ИП, однако, полагает, что выдача нового исполнительного листа при изменении способа и порядка исполнения судебного акта не предусмотрена; ранее по исполнительным листам неимущественного характера Общество уже привлекалось к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, который оплачен Обществом, в связи с чем считает, что заявитель не может нести ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции признает доводы Общества несостоятельными, поскольку ранее выданные исполнительные листы (до изменения способа исполнения судебных актов) являлись исполнительными листами неимущественного характера, в соответствии с которыми предусматривались исполнительские действия, определенные в статьях 68, 105, 107 Федерального закона N 229-ФЗ.
Выданные в рамках исполнительных производств N 26147/15/89017-ИП, N 26258/15/89017-ИП, N 26255/15/89017-ИП исполнительные листы (после изменения способа исполнения судебных актов) являлись исполнительными листами имущественного характера, содержали указание на взыскание с должника денежных средств в пользу Департамента.
Ранее выданные исполнительные листы (не исполненные Обществом) предполагали совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительских действий, в силу чего утверждение Общества о несении ответственности дважды за одно и тоже административное правонарушение является необоснованным.
Утверждение подателя жалобы о том, что судебному приставу-исполнителю надлежало после принятия постановлений апелляционного суда об изменении способа и порядка исполнения судебных актов изменить предмет исполнения в исполнительных производствах N 26147/15/89017-ИП, N 26258/15/89017-ИП, N 26255/15/89017-ИП и возложить обязанность по исполнению требований исполнительного документа на взыскателя, не расценивается судебной коллегией в качестве обоснованного, так как фактически направлено на переоценку судебных актом, принятых судом апелляционной инстанции по изменению способа исполнения решений по делам NN А81-4944/2010, А81-1310/2012, А81-1937/2012, А81-4998/2013.
Ссылки подателя жалобы на положения подпункта 3 пункта 5 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как верно указано судом первой инстанции, при толковании подпункта 3 пункта 5 статьи 112 Закона об исполнительном производстве необходимо учитывать, что исполнительский сбор не взыскивается в случае возбуждения исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.
В данном же случае исполнительский сбор обоснованно взыскивается судебным приставом-исполнителем за неисполнение в установленный срок требования исполнительных документов, а именно исполнительных листов, выданных арбитражным судом по вышеуказанным арбитражным делам.
В данном деле судебный пристав не выносил постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий.
Денежные средства были взысканы с должника - Общества в пользу взыскателей - Департаментов именно арбитражным судом.
В рассматриваемом деле судом установлено, что исполнительные производства были возбуждены на основании отдельно выданных исполнительных документов - исполнительных листов арбитражного суда и подлежали самостоятельному исполнению.
Каких-либо оснований для освобождения Общества от уплаты исполнительских сборов по исполнительным производствам N N 1854/18/89017-ИП, 1848/18/89017-ИП, 3421/17/89017-ИП, 1629/18/89017-ИП, судебная коллегия не усматривает.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворений требований Общества.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Рост нефти и газа" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.02.2020 по делу N А81-11372/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11372/2019
Истец: ООО "КОРПОРАЦИЯ РОСТ НЕФТИ И ГАЗА"
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, департамент имущественных отношений Администрации Пуровского района, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкий автономный округ, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой