Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2020 г. N Ф07-10294/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А56-115449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Ряховский Ю.Н. по доверенности от 20.02.2020
от заинтересованного лица: Демина Д.А. по доверенности от 25.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3969/2020) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2019 по делу N А56-115449/2019, принятое
по заявлению ООО "Белруспродукт"
к Балтийской таможне
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белруспродукт" (ОГРН: 1117746626326, адрес: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 1, эт. 18, оф. 1804; далее - заявитель, Общество, ООО "Белруспродукт") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее - таможенный орган, таможня) от 22.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N N 10216100/270417/0022538, 10216100/080817/0043643, 10216170/261017/0099098, 10216100/190717/0039314, 10216100/120917/0050123, 10216120/121017/0067675, 10216100/140617/0032391, 10216100/260317/0015585, 10216100/141216/0094696 (далее - ДТ).
Решением от 28.12.2019 суд первой инстанции признал незаконными и отменил решения Балтийской таможни от 22.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорных ДТ; взыскал с Балтийской таможни в пользу ООО "Белруспродукт" 45 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Балтийская таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L используются при смешивании с другими кормовыми средствами с целью получения сбалансированного корма для животных и не являются готовым продуктом, не являются кормом или кормовой смесью, не поименованы в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (далее - Перечень в соответствии с ТН ВЭД, Перечень N 2), следовательно не подлежат отнесению к продовольственным товарам, облагаемым ставкой 10% НДС.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Доказательства, приложенные таможенным органом к дополнению к апелляционной жалобе, возвращены апелляционным судом подателю жалобы, поскольку основания, предусмотренные частью 2 статьи 268 АПК РФ, апелляционным судом не установлены, в приобщении дополнительных доказательств к материалам дела таможенному органу отказано. Представленные в обоснование доводов апелляционной жалобы новые доказательства по делу не были предметом исследования в суде первой инстанции, в связи с чем не могут быть приобщены к материалам дела и возвращены судом апелляционной инстанции таможенному органу в судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в рамках внешнеторгового контракта от 11.07.2016 N КБ00000061, заключенного между компанией "WAWASAN AGROLIPIDS SD1N BHD", Малайзия (продавец) и ООО "Белруспродукт", Россия (покупатель) а таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован по ДТ NN 10216100/270417/0022538, 10216170/261017/0099098, 10216100/080817/0043643, 10216100/141216/0094696, 10216100/140617/0032391, 10216100/190717/0039314, 10216100/120917/0050123, 10216120/121017/0067675, 10216100/260317/0015585 - товар "продукт готовый, кормовая добавка "НУТРАКОР" в виде порошка микрогранулированного, состоящая из смеси кальциевых солей жирных кислот, пальмового масла, не содержит ГМО, животных и растительных компонентов, в мешках по 25 кг, предназначена для добавления в корм продуктивным животным: кормовая добавка "НУТРАКОР", товарный знак NUTRACOR, торговый знак, марка НУТРАКОР, модель отсутствует, артикул отсутствует, производитель - "WAWASAN AGROLIPIDS SDN BHD", классификационные коды - 2309 90 960 9; ТН ВЭД, ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, ставка НДС - 10%.
В товарную подсубпозицию 2309 90 960 9 ТН ВЭД включаются продукты, используемые для кормления животных: - прочие - прочие - прочие - прочие - - прочие.
В ходе проведения таможенного контроля обнаружены признаки, указывающие на неправомерное применение ООО "Белуспродукт" ставки НДС в размере 10%.
Балтийской таможней на основании статьи 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности применения ставки НДС в размере 10%.
В соответствии с пунктом 2 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ) Балтийской таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 27.05.2019 N 10216000/210/270519/А000069.
Балтийской таможней 22.07.2019 приняты решения от 22.07.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N N 10216100/270417/0022538, 10216170/261017/0099098, 10216100/080817/0043643, 10216100/141216/0094696, 10216100/140617/0032391, 10216100/190717/0039314, 10216100/120917/0050123, 10216120/121017/0067675, 10216100/260317/0015585, в части изменения ставки НДС в размере 10 % на ставку НДС в размере 20 %, что повлекло увеличение размера подлежащего уплате налога.
Полагая решения Таможни неправомерными, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением. В обоснование заявленных требований, Общество сослалось на то, что кормовая добавка Нутракор является однородным продуктом, состоящим из кормовых средств в связи с чем при ее ввозе в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применяется ставка НДС в размере 10%.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, в редакции, действующей на момент ввоза спорного товара) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом.
По общему правилу, установленному частями 1 и 2 статьи 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары с указанием основных сведений о товарах, в их числе - наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подпункт 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ).
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 74 ТК ТС).
Пунктом 3 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18% процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен список товаров, при реализации которых обложение НДС производится по ставке 10%. В указанный список, наряду с иными, включены зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также ТН ВЭД определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, для использования ставки НДС 10% по продовольственным товарам необходимо указание товара в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ и одновременное наличие в соответствующем перечне кодов видов продовольственных товаров.
При отсутствии такого условия налогообложение производится по ставке 18%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее - Перечень в соответствии с ОКП, Перечень N 1) и Перечень в соответствии с ТН ВЭД (Перечень N 2), который не включал конкретные наименования продовольственных товаров в части кода 2309 90.
Согласно примечанию 1 к Перечню N 2 для целей применения Перечня N 2 следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара. Следовательно, для целей применения таможней налоговой ставки 10% в отношении товаров, позиция которых в соответствии с ТН ВЭД 2309 90 включена в Перечень, необходимо, чтобы наименование ввозимого товара соответствовало наименованию, указанному в Перечне.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня N 2 поименованы "Продукты, используемые для кормления животных - 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)". В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня N 2 поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Из Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденных Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 (Том I. Разделы I - VI. Группы 01-28), следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные: для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм); для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки); или для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок. Готовые продукты, в свою очередь, подразделяются на полноценный корм (пункт пояснений к товарной позиции 2309), кормовые добавки - готовые продукты для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве кормов (пункт (Б) пояснений), и на готовые продукты, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок, описанных выше в пунктах (А) и (Б) (пункт пояснений), в том числе продукты, известные в торговле как "премиксы".
Как указал суд первой инстанции, из буквального содержания Перечня N 2 следует, что критерием отнесения ввезенного товара к продуктам, используемым для кормления животных, является его назначение, то есть продукт должен использоваться для кормления животных. Каких-либо исключений, касающихся способа использования (в чистом виде, путем добавления в другой корм или смешивания с другим кормом), Перечень N 2 не содержит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908" (далее - Постановление N 1487) в Перечень N 2 с 01.04.2019 внесены изменения, согласно которым в него включен код ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".
Таможенный орган указывает на то, что до 01.04.2019 в Перечне N 2 такой товар как "кормовая добавка" отсутствовал, а положения Постановления Правительства РФ от 06.12.2018 N 1487, которым был включен новый товар "кормовая добавка", не имеет обратной силы, следовательно, к ввозимым товарам до 01.04.2019 должна была применяться ставка НДС - 18%.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении правомерно указал на то, что Правительство РФ не дополнило Перечень N 2 новыми видами продуктов, а изложило его в новой редакции, исключающей его неоднозначное толкование, указанным нормативным правовым актом установлено, что кормовые добавки входят в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы". Кормовые добавки одновременно могут являться и (или) зерном, и (или) комбикормом, и (или) кормовыми смесями, и (или) зерновыми отходами. В связи с этим в отношении них должна применяться пониженная налоговая ставка НДС 10%.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление N 1487 не устанавливает условие о распространении ее положений на ранее возникшие правоотношения. Однако этот ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения по существу спора.
Ссылаясь на пункт 2.3 Правил сертификации кормов и кормовых добавок на соответствие установленным требованиям, утвержденных Госстандартом России 23.08.1994, суд отметил, что комбикорма и кормовые смеси вместе с белково-витаминными добавками являются кормами и входят в одну и ту же группу однородной продукции, для которой применяется льгота в виде налоговой ставки 10% по НДС. Кормовые добавки фактически являются продуктами, используемыми для кормления животных, и предназначены для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу.
Суд также руководствовался представленным Обществом заключением специалиста от 23.04.2019, составленным кандидатом сельскохозяйственных наук Акимовым В.Н., согласно которому кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L попадают под определения кормовых смесей. Согласно пунктам 2 и 81 ГОСТа 23153-78 корма - это продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии, кормовая смесь - это набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными.
Кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L содержат в своем составе набор кормовых средств, предназначенных для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии, которые обеспечивают эффективное использование рационов животными, в связи с чем охватываются признаками кормовых смесей, определенных пунктом 81 ГОСТа 23153-78.
Посчитав кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L отвечающими всем условиям данного определения и являющимися одновременно и кормовыми смесями, суд сделал вывод о наличии оснований применения для операций по их ввозу подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ исходя из налоговой ставки 10% НДС.
Кроме того, суд первой инстанции также обоснованно обратил внимание на то, что на протяжении продолжительного периода времени Минсельхоз России и Минфин России неоднократно подтверждали, что в отношении кормовых добавок должна применяться налоговая ставка НДС в размере 10% (письма от 28.10.2016 N ИЛ-25-23/11799, 13.07.2017 N 03-07-03/44559, 07.02.2018 N 03-07/7048, 25.04.2018 N 03-07-07/28111, 28.04.2018 N 03-07-07/29398, 25.06.2018 N 03-07-07/43513).
Отклоняя ссылку таможни на заключения таможенного эксперта от 20.04.2018 N 1246002/0009547, суд счел указанное заключение не относимым доказательством, поскольку в нем изложены результаты исследований товара, не являющихся предметом настоящего дела.
Кроме того, на стр. 9 заключения таможенного эксперта прямо указано на то, что результаты проведенных исследований распространяются только на товары, указанные в ДТ N 10317090/160318/0006077, в отношении которых назначена таможенная экспертиза. Указанные в заключениях товары ввезены и задекларированы в марте 2018 года, тогда же из них отобраны пробы для проведения экспертиз. Рассматриваемые в настоящем деле товары ввезены и задекларированы с декабря 2016 года по сентябрь 2017 года, пробы для проведения экспертиз из них таможня не отбирала. Кроме того, в заключениях таможенного эксперта установлено, что исследованные пробы не являются зерновым отходом, не содержат зерновых отходов и поэтому не соответствуют понятию кормовых смесей по ГОСТам 23153-78 и Р 52812-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Смеси кормовые. Технические условия", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 439-ст (далее - ГОСТ Р 52812-2007).
Указывая на то, что кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L не являются зерновыми отходами и не содержат зерновых отходов, суд первой инстанции обоснованно сослался на раздел 1 ГОСТа Р 52812-2007, согласно которому настоящий стандарт распространяется на кормовые смеси, вырабатываемые из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности. Кормовые смеси используют в рационах сельскохозяйственных животных и птицы. Кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L являются побочными продуктами масложировой промышленности, а не вырабатываются из зерновых отходов, поэтому они соответствуют изложенному определению кормовых смесей из ГОСТа Р 52812-2007.
Суд также счел ошибочным утверждение таможенного эксперта о том, что кормовые смеси должны содержать в себе комплекс веществ, предназначенных для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных в питательных веществах, отметив, что в соответствии с абзацем вторым раздела 1 ГОСТа Р 52812-2007 кормовые смеси используют в рационах сельскохозяйственных животных и птиц. Весь комплекс веществ, предназначенных для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных в питательных веществах, содержит в себе только кормовой рацион животных, а кормовые смеси являются лишь частью кормового рациона. Кормовые смеси - это набор кормов, который позволяет удовлетворить потребности животного в определенных питательных веществах. Они не содержат в своем составе весь комплекс питательных веществ, необходимых для удовлетворения физиологических и продуктивных потребностей сельскохозяйственных животных и птицы. Суточный кормовой рацион зависит от большого числа факторов. Он должен учитывать возраст животного, его вес, находится животное в периоде лактации или нет, до или после отела и многие другие факторы.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А32-41257/2018.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2020 N 308-ЭС20-719 по данному делу указано на то, что кормовая добавка НУТРАКОР фактически является продуктам, используемым для кормления животных, и предназначена для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Доводы таможни со ссылкой на письмо Минфина от 03.12.2019 N 03-07-03/93762, в котором сообщается о необходимости применения к кормовым добавкам до 01.04.2019 ставки НДС в размере 18%, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку на протяжении нескольких лет, предшествовавших данному письму, Минфин России в своих письмах неоднократно указывал о необходимости применения к кормовым добавкам ставки 10% НДС. Спорные ДТ зарегистрированы в период с декабря 2016 года по сентябрь 2017.
Учитывая изложенное, требования Общества правомерно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции, оспариваемые решение и требования таможни признаны недействительными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 декабря 2019 года по делу N А56-115449/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115449/2019
Истец: ООО "БЕЛРУСПРОДУКТ"
Ответчик: Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35598/2021
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10294/20
26.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3969/20
28.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-115449/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-115449/19