г. Пермь |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А60-69126/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца, МУП "ВОДОКАНАЛ": Голубкова А.А. (доверенность от 30.12.2019, диплом), Позногова И.С. (доверенность от 30.12.2019, паспорт, диплом), от ответчика, ООО УК "ДОБРЫЙ ДОМ": Мурашова А.А. (доверенность от 01.01.2020, паспорт, диплом) - явка в Арбитражный суд Уральского округа,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании посредством организации видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Уральского округа апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью УК "Добрый дом", на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 января 2020 года по делу N А60-69126/2019
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962)
к обществу с ограниченной ответственностью УК "Добрый дом" (ИНН 6671082034, ОГРН 1176658123289)
о взыскании задолженности, пеней,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ЕМУП "Водоканал", Организация ВКХ, истец), с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью УК "Добрый дом" (далее - ООО УК "Добрый дом", ответчик) 863607 руб. 24 коп. из которых: 752586 руб. 72 коп. - долг, 111020 руб. 52 коп. - пени на основании пункта 65 договора в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день оплаты от суммы долга за каждый день просрочки с продолжением их начисления с 23.01.2020 до даты фактического исполнения решения суда, а также 26601 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28 января 2020 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что при вынесении судебного акта судом не учтены процедурные ошибки (нарушение процедуры отбора и анализа проб сточных вод, а также их документального оформления) и расчетные ошибки (нарушение порядка расчета платы за превышение ПДК загрязняющих веществ при сбросе в системы канализации). Указал на то, организации ВКХ не всегда внимательно относятся к порядку уведомления абонентов о проведении отбора проб сточных вод и оформлению результатов таких проб. В то время как подобное процедурное нарушение является основанием для отказа суда в удовлетворении исковых требований. Так, арбитражный суд отказал Водоканалу во взыскании платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения города Рязани за май 2014 года по причине нарушения процедуры уведомления абонента по телефону (Постановление АСЦО от 07.07.2015 по делу N А54-3967/2014). Аналогичный вывод был сделан судом при уведомлении абонента по телефону и электронной почте по окончании рабочего дня (Постановление АСДО от 10.05.2016 по делу N А51-23 711/2015). Кроме того, по результатам отбора проб сточных вод на месте произведенного отбора организация ВКХ составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по утвержденной форме (п. 27 Правил N 525). В акте должны быть указаны не только время и место отбора проб сточных вод у абонента, но и данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты), что дает возможность достоверно идентифицировать колодец, из которого брались пробы. Также пробы сточных вод подлежат анализу в лаборатории организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод. При проведении анализа проб сточных вод в неаккредитованной лаборатории суд отказывает во взыскании платы за превышение ДК загрязняющих веществ. Также заявитель полагает, что имеют место расчетные ошибки, связанные с нарушением организацией ВКХ порядка расчета размера платы за превышение ПДК загрязняющих веществ при сбросе в системы канализации. При расчетах платы организация ВКХ должна руководствоваться региональным нормативным актом, определяющим порядок расчета платы. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб, при превышении нормативов ДК загрязняющих веществ расчет повышенной платы может охватывать только строго определенный период времени. Такой период в региональном законодательстве, составляет не более трех месяцев от обнаружения нарушения. Соответственно, при расчете платы свыше указанного в нормативном акте периода (в частности, свыше 3-х месяцев) организация ВКХ обязана сделать перерасчет. В связи с тем, что данные документы отсутствуют в материалах дела оснований для взыскания платы за превышение ДК загрязняющих веществ нет. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
От истца поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон на доводах изложенных, соответственно, а апелляционной жалобы и письменном отзыве, настаивали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом и ООО УК "Добрый Дом" заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2004/п от 16.05.2018.
Пунктом 12 (подп. "р") договора установлена обязанность истца осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; пунктом 13 (подп. "д") договора установлено право истца взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 14 договора абонент обязан производить оплату в порядке, в сроки и в размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и, в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту (подп. "е"), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения (подп. "т").
Приложением N 5 к договору установлены сведения об узлах учета и местах отбора проб (контрольные колодцы).
В соответствии с приложением N 8 договора, в целях обеспечения режима безаварийной работы централизованной системы водоотведения, установлены нормативные показатели общих свойств сточных вод (таб. N 1) и допустимые концентрации загрязняющих веществ (таб. N 2).
Пункт 11 договора устанавливает, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате услуг водоснабжения и водоотведения общей стоимостью 557815 руб. 57 коп. (объем определен на основании приборов учета), а также в период с 01.05.2019 по 31.07.2019 по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, на общую сумму 718297 руб. 20 коп., и оставление без удовлетворения претензионных требований, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании суммы долга и пени. В суде первой инстанции истцом исковые требования уточнены, истец просил с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ, взыскать 752586 руб. 72 коп. задолженности, 111020 руб. 52 коп. пени.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Согласно статьям 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения, связанные с нормированием и контролем приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 766), а также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в части не утратившей силу; далее - Правила N 167), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Из пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 61 Правил N 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства, взимание платы за их превышение направлены на предотвращение негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов, а также на возмещение ущерба, причиняемого окружающей среде.
Постановлением N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод предусмотрены пунктами 64, 65, 67 Правил N 167.
Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, установлен Правилами N 525.
Пунктом 22 Правил N 525 предусмотрено, что отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В пунктах с 18 по 23 Правил N 525 указано, что отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения. Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований (пункты 24, 25 Правил N 525).
В силу пункта 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Согласно пункту 38 Правил N 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что факт и размер превышения ответчиком концентраций загрязняющих веществ в сброшенных им сточных водах подтвержден: расчетами платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод; уведомлениями, актами отбора проб сточных вод, протоколами лабораторных исследований.
Факт поступления сточных вод переданных ответчиком в централизованную систему водоотведения, результаты отбора проб сточных вод и исходные данные, положенные в основу расчета платы за превышение установленных нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами, ответчиком не опровергнуты (статья 9 АПК РФ). Доказательств оплаты спорных услуг ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку доказательств погашения долга не представлено, иск в данной части удовлетворен судом верно (статья 779 ГК РФ).
Общие требования к отбору проб предусмотрены ГОСТ 31861-2012, который введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
Согласно пункту 6.3 ГОСТ 31861-2012, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
В настоящем случае представленные истцом акты отбора проб по форме соответствуют требованиям ГОСТ 31861-2012.
Следует отметить, что пункт о расположении и наименовании места отбора проб координатами и любой другой информацией о местонахождении не предписывает истцу указывать в акте географические координаты контрольных колодцев. Координатами являются сведения о местах отбора проб сточных вод, в том числе схема и наименование расположения мест отбора проб сточных вод (указаны в приложении N 5 к договору N 2004/4). Кроме того, обеспечение идентификации мест отбора вменяется ответчику согласно подпункту "д" пункта 20 Правил N 525.
Вопреки доводам жалобы, отбор проб воды был осуществлен 08.04.2019 и 15.07.2019 ЕМУП "Водоканал" в присутствии представителя ответчика.
Следует отметить, что пробы отобраны, о чем составлены и подписаны без возражений и замечаний ответчиком акты отбора проб с учетом требований ранее приведенных нормативно-правовых актов.
Кроме того, уведомление абонента о предстоящих отборах проб было надлежащим. Так, уведомление было осуществлено путем направления телефонограмм: 08.04.2019 в 10 час. 51 мин. (телефонограмму принял директор ответчика), 15.07.2019 в 10 час. 11 мин (телефонограмму принял помощник управляющего в лице Балуева В.И.).
По результатам анализа проб сточных вод выявлено превышение установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что нашло отражение в протоколах лабораторных исследований N 881 от 16.04.2019, N 1947 от 24.07.2019
Доводы об отсутствии аккредитации Центральной Лаборатории МУП "Водоканал" подлежат отклонению.
Центральная Лаборатория МУП "Водоканал" является аккредитованной испытательной лабораторией. Аккредитация подтверждает, что испытательная лаборатория соблюдает установленные правила (критерии аккредитации), обеспечивающие достоверность результата исследований (аттестат аккредитации NRA RU 21 A311), в рамках которого Центральная лаборатория имеет безоговорочное право проводить лабораторные испытания различных типов вод.
Основания для вывода о неверности расчетов, отсутствуют. Иное в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства Свердловской области от 02.07.20115 N 571-ПП "Об осуществлении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в ЦСВ населенных пунктов Свердловской области" объем сточных вод, отведенных абонентом с превышением установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, независимо от даты отбора проб до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3-х календарных месяцев.
Таким образом, истец правомерно начислил плату за оказанные услуги с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ: за май, июнь, на основании акта обора проб от 08.04.2019; за июль 2019 года - на основании акта отбора проб от 15.07.2019.
Учитывая, что факт просрочки исполнения обязательства установлен судом, требование о взыскании 111020 руб. 52 коп. - пени на основании пункта 65 договора в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на
день оплаты от суммы долга за каждый день просрочки с 09.02.20219 по 22.01.2020 с продолжением их начисления с 23.01.2020 до даты фактического
исполнения решения суда, также обоснованно (ст. 330 ГК РФ).
Ссылки на судебную практику не принимаются, учитывая, что приведенные судебные акты ответчиком не являются преюдициальными, при этом, судами при рассмотрении указанных ответчиком дел, были установлены иные факты и исследованы иные обстоятельства.
Иных доводов, влекущих отмену (изменение) судебного акта, не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции по существу спора и не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2020 года по делу N А60-69126/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69126/2019
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО УК "ДОБРЫЙ ДОМ"