Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 сентября 2020 г. N Ф10-2821/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А62-5706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2020 по делу N А62-5706/2017 (судья Каринская И.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарантия плюс" (Смоленская область, г. Рославль, ОГРН 1056700017538, ИНН 6725011321) к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) о признании недействительным предписания от 23.05.2017 N 0593/52/2017,
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарантия Плюс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление) о признании недействительными предписания от 23.05.2017 N 0593/52/2017.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2020 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что до 01.06.2017 нормативы потребления электрической энергии на общедомовые нужды МКД были утверждены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 23.07.2012 N 260, исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, не включающей в себя общие площади чердаков, подвалов; полагает неправомерным использование обществом в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 при расчетах размера платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества дома показаний общедомового учета электрической энергии.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом N 1043/ИП от 28.04.2017 в период с 02.05.2017 по 23.05.2017 управлением проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой в отношении общества (до переименования ООО "Жилищник 2") было вынесено предписание от 23.05.2017 N 0593/52/2017 об устранении нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которым на общество возложена обязанность в срок до 25.07.2017:
- в соответствии с п. 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) актуализировать и внести необходимые изменения в технический паспорт на многоквартирный дом N 4 по 3-му Красноармейскому переулку в г. Рославле Смоленской области;
- в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ для включения в состав платы за содержание жилого помещения определить нормативный объем электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), по формуле 15 приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), применяя площадь общего имущества МКД согласно значению площади, содержащемуся в техническом паспорте на МКД N 4 по 3-му Красноармейскому переулку в г. Рославле Смоленской области после актуализации данных;
- произвести корректировку (перерасчет) ранее начисленной платы жильцам МКД N 4 по 3-му Красноармейскому переулку г. Рославля Смоленской области за содержание жилого помещения, в части составляющей "электрическая энергия, используемая в целях содержания общего имущества многоквартирного дома", именуемая в платежном документе как "норматив потребления на МОП - электрическая энергия" за период с 01.01.2017 по дату исполнения предписания;
- размер корректировки отразить в платежных документах в месяце, в котором будет исполнено предписание;
- полученный нормативный объем потребления электрической энергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД, включить в структуру платы за содержание жилого помещения до утверждения (пересмотра) Департаментом нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Полагая, что предписание управления нарушает законные права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из материалов дела усматривается, что управление МКД N 4 по 3-му Красноармейскому переулку в г. Рославле Смоленской области осуществляет общество на основании договора управления в соответствии с лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД от 30.04.2015 N 065.
Управлением при проведении внеплановой выездной проверки, согласно акту от 23.05.2017 N 1043/52, установлено, что обществом при выставлении конечным потребителям счетов за электроэнергию в период с января 2017 года при расчете платы за коммунальные услуги по электроснабжению, оказанные в целях содержания общего имущества в МКД, при определении норматива потребления некорректно использовалась площадь помещений МКД с учетом площадей чердака, подвала и иных; по мнению управления, сведения о площадях МКД, имеющиеся в техническом паспорте на дом, не соответствовали реальным площадям.
В соответствии с п. 24 Правил N 491 сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на МКД.
Согласно ч. 5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений МКД, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37, согласно п. 3.33 которой подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.
В соответствии с п. 4 приложения N 2 приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" для помещений в зданиях, сооружениях, возведенных по типовым проектам из сборных конструкций заводского изготовления с типовой планировкой на этажах, допускается производить определение площадей по подвальному, первому и типовому этажу; для последующих этажей площадь принимается по типовому, за исключением помещений, в которых имеются изменения планировки.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, общество не имеет законодательно установленных полномочий на самостоятельное и произвольное определение общей площади помещений МКД, входящих в состав общего имущества МКД, находящихся (находившихся) в его управлении, равно как и не относится к компетенции управления определение таких площадей и внесение соответствующих изменений в техническую документацию.
Согласно пояснениям представителя общества, при производстве расчета платы в спорный период учитывалась площадь подвала по наружному обмеру, площадь чердака при расчетах не учитывалась, так как такого помещения в доме не имеется.
Из представленного в материалы дела технического паспорта на МКД N 4 по 3-му Красноармейскому переулку в г. Рославле Смоленской области следует, что общая площадь подвала (по наружному обмеру) - 1238,2 кв.м., общая площадь лестничных клеток (по внутренним замерам) - 479,5 кв.м., общая площадь подвала (по внутреннему обмеру) - 963,4 кв.м., сведения о наличии чердака отсутствуют.
Факт отсутствия чердачного помещения подтверждается также актом от 10.01.2020, составленным обществом в присутствии собственников жилых помещений N 51, N 29, N 58 (т. 2 л. 90).
Управлением доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что технический паспорт вышеуказанного МКД содержит все необходимые данные для расчета коммунальной услуги за период с 01.01.2017 по 31.05.2017, и обязанности у общества по актуализации данного технического паспорта по состоянию на дату выдачи предписания не возникло.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Согласно ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД применяются с 01.01.2017.
На основании ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений МКД.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в МКД, определяется по формуле 15, приведенной в п. 17 Приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в качестве множителя.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (п. 3, далее - Правила N 306), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Таким образом, в период с 01.01.2017 при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Следовательно, до вступления в силу постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.05.2017 N 44 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области" (до 01.06.2017) первоначальный размер платы за электрическую энергию, на цели содержания общего имущества МКД рассчитывается исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), при этом не превышая нормативный объем, используя утвержденные нормативы на общедомовое потребление по состоянию на 01.11.2016, утвержденные постановлением Департамента N 260.
Материалами дела подтверждается, что общество при расчете норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" на общедомовые нужды использовало формулу N 15, данные об общей площади помещений, относящихся к общему имуществу МКД.
По мнению апелляционной коллегии, суд первой инстанции правомерно признал не соответствующей действующему законодательству позицию управления о необходимости производить расчет нормативного потребления без включения в площадь общего имущества площади чердаков и подвалов, на основании нижеследующего.
Пунктом 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, не являющееся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
При этом, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 13, 19 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД) определялся по формуле 10, одним из показателей которой является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв.м.).
В п. 27 приложения 1 к Правилам N 306 приведено определение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, только в целях расчета нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в МКД учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы этого Кодекса.
Таким образом, вопреки доводу апеллянта, при расчете площади общего имущества учету подлежат все помещения, перечисленные в п. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площади чердаков и подвалов, что подтверждается правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.02.2016 N 64-АПГ15-6, от 01.06.2017 N 85-АПГ17-3, а также в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2018 по делу N А62-5789/2017, от 25.10.2018 по делу N А62-5893/2017.
Также правомерно судом области отклонен довод управления о необходимости предъявления собственникам помещений нормативного ОДН вне зависимости от показаний общедомового прибора учета.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Однако изложенное не означает, что при наличии общедомовых приборов учета их значение не должно учитываться при определении размера оплаты электроэнергии на ОДН.
Как следует из материалов дела, в период с января 2017 года общество производило расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в МКД, с учетом объема потребления электрической энергии, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, но не более установленного норматива потребления коммунальной услуги. Таким образом, предложенный управлением в предписании расчет ОДН (по нормативу вне зависимости от показаний приборов учета) привел бы к увеличению обязанности собственников помещений, что нарушило бы их права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество правомерно в период с 01.01.2017 производило расчет объема электроэнергии на ОДН на основании общедомового прибора учета, но не более установленного норматива.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо заключил, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действовавшего в спорный период законодательства и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апеллянта, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.01.2020 по делу N А62-5706/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5706/2017
Истец: ООО "ГАРАНТИЯ ПЛЮС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2821/20
27.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2203/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5706/17
11.08.2017 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-5706/17