Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2020 г. N Ф07-4128/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2020 г. |
Дело N А56-90300/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей Г.В. Лебедева, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько, после перерыва - помощником судьи Е.М. Куренковой,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Учреждения представителя Барбашина А.В. (до перерыва доверенность от 01.11.2019, после перерыва - доверенность то 31.12.2019),
от Общества представитель не явился,
от Предприятия представитель не явился,
от Комитета представитель не явился,
апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-90300/2019 (судья А.О. Вареникова), по иску:
Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" (191124, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1177847189190, ИНН 7840066803)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" (196143, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе., д. 3, лит. А, пом. 11-Н; ОГРН 1117847028639, ИНН 7810814850),
третьи лица: открытое акционерное общество "Садово-Парковое Предприятие Пушкинское" (196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 1; ОГРН 1107847142897, ИНН 7820321438),
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (191023, Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 9 А; ОГРН 1099847031570, ИНН 7840424142),
о взыскании задолженности по договору аренды, пеней, расторжении договора и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 1 092 981 руб. 63 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.07.2015 по 31.12.2018, 1 034 949 руб. 03 коп. пеней за период с 11.07.2015 по 25.12.2018, расторжении договора аренды от 09.02.2011 N 18/ЗК-02377 и выселении Общества с занимаемого участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, уч. 1 (северо-восточнее пересечения Петербургского шоссе и Детскосельского бульвара).
Определением от 16.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Садово-Парковое предприятие "Пушкинское" (далее - Предприятие) и Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением от 28.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что действующее законодательство не содержит положений, исключающих возможность использования Обществом спорного участка для целей, установленных договором аренды; спорный земельный участок не включен в зону зеленых насаждений общего пользования.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, в период с 2012 по 2018 годы ответчик неоднократно обращался в Предприятие для согласования своих действий по размещению павильона общественного питания на арендуемом земельном участке, Комитетом действия Предприятия признаны правомерными; спорный земельный участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, где запрещается повреждение и уничтожение зеленых насаждений, в связи с чем спорный земельный участок не предназначен для размещения павильонов общественного питания (кафе).
В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие также полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указывает, что арендуемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, является благоустроенной территорией с посадками молодых деревьев и размещением цветника и находится в ведении Комитета; в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена; в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, предоставляемой ответчиком, подъездных путей к проектируемому павильону не предусмотрено, в то время как постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 на территориях земельных насаждений запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории, а также запрещаются движение и стоянка механических транспортных средств, за исключением движения по автомобильным дорогам, а также транспортных средств, предназначенных для обслуживания территорий зеленых насаждений.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. 26.05.2020.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Жуковой Ириной Анатольевной (арендатор) 09.02.2011 заключен договор N 18/ЗК-02377 (далее - Договор) аренды земельного участка площадью 150 кв. м с кадастровым номером 78:42:18130:1018, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, участок 1, Зона 7 (северо-восточнее пересечения Петербургского шоссе и Детскосельского бульвара) (далее - Участок).
Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 09.02.2011.
Согласно пункту 1.2 Договора Участок предоставляется для размещения павильона общественного питания. Изменение цели использования Участка не допускается.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора Участок расположен вне границ территории объекта культурного наследия народов Российской Федерации. На участке имеется: зона охраняемого природного ландшафта - 150 кв. м, охранная зона газораспределительной сети - 60 кв. м, охранная зона водопроводных сетей - 100 кв. м.
Арендатор не вправе без согласия арендодателя возводить на Участке здания, сооружения и иные объекты недвижимого имущества (пункт 2.3 Договора).
В соответствии с положениями пункта 4.3.2 арендатор приступает к использованию Участка после получения необходимых разрешений в установленном порядке.
Согласно пункту 3.1 Договора в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2015 N 2 он вступает в силу с момента государственной регистрации и действует до 26.02.2020.
В соответствии с пунктом 3.4 Договора в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2015 N 2 величина годовой арендной платы (Агод) за пользование Участком составляет 225 000 руб.
Плата за аренду Участка в квартал (Акварт) составляет 56 250 руб.
Согласно положениям пункта 3.6 Договора в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, регулирующих исчисление размера арендной платы, а также вида деятельности арендатора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке; новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в Договор; момент получения арендатором уведомления определяется в любом случае не позднее пяти дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в Договоре.
В связи с изменением размера базовых ставок арендной платы арендодатель письмом от 30.11.2015 N 16793-ув./15 уведомил арендатора об изменении арендной платы с 01.12.2015; согласно указанному уведомлению арендная плата при условии, что коэффициент динамики рынка недвижимости (Кд) равен 1,2 составляет в I и IV кварталах 61 454 руб. 10 коп, во II и III кварталах - 102 423 руб. 48 коп.
Размер денежных средств, подлежащих доплате за декабрь 2015 года, определяется арендатором самостоятельно и подлежит внесению в срок до 31.01.2016 (пункт 2 уведомления от 30.11.2015 N 16793-ув./15).
В силу положений пункта 3.5 Договора арендатор самостоятельно рассчитывает текущую сумму платы (Атек), подлежащей перечислению арендодателю по формуле:
Атек = Акварт * Кд
Согласно пункту 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - постановление N 1379) коэффициент динамики рынка недвижимости (Кд), применяемый при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, по отношению к ставке арендной платы, установленной Положением, составляет в 2015 году с 01.04.2015 по 31.12.2015 - 1,2, в 2016 году - 1,2, в 2017 году - 1,2, в 2018 году с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1,2, с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1,24.
В силу пункта 3.7 Договора в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2015 N 2 арендатор перечисляет арендную плату не позднее 10-го числа первого месяца оплачиваемого квартала. За первый квартал календарного года арендная плата вносится до 31 января.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2015 N 2 в случае нарушения арендатором пунктов 3.4, 3.7 Договора начисляются пени в размере 0,15 % с просроченной суммы арендных платежей за каждый день просрочки.
Согласно положениям 6.1 Договора он прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. В случае, если до окончания срока действия Договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении Договора, он считается продленным на неопределенный срок.
Договор может быть расторгнут по требованию арендодателя по решению суда в том числе при неиспользовании арендатором Участка в соответствии с целями, указанными в пункте 1.2 Договора, в течение одного года с даты вступления Договора в силу (пункт 6.3.2 Договора); при возникновении задолженности по внесению арендной платы в течение трех месяцев независимо от ее последующего внесения (пункт 6.3.3 Договора).
На основании дополнительного соглашения от 23.08.2011 N 1 права и обязанности арендатора по Договору перешли к Обществу.
Учреждение, ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором условий Договора и наличие задолженности по арендной плате в размере 1 092 981 руб. 63 коп. за период с 01.07.2015 по 31.12.2018 и пеням в размере 1 034 949 руб. 03 коп., 12.02.2019 направило Обществу претензию от 25.12.2018 N 6998-пр./18 с требованием об оплате указанной задолженности в течение пятнадцати календарных дней с даты отправки претензии; Обществу предложено в течение тридцати календарных дней с даты отправки претензии подписать соглашение о расторжении Договора и обеспечить освобождение Участка, передав его по акту приема-передачи.
Впоследствии Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате, пеней, расторжении Договора и выселении.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав на то, что невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу статьей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы.
В силу положений пункта 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с условиями пункта 1.2 Договора Участок предоставляется для размещения павильона общественного питания.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Общество указывает на невозможность использования Участка по целевому назначению по обстоятельствам, не зависящим от арендатора.
В обоснование указанных обстоятельств ответчик ссылается на письмо Предприятия от 04.03.2013 N 85, согласно которому Участок примыкает к территории зеленых насаждений общего пользования и является территорией зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, предлагаемый проект размещения временного павильона общественного павильона предполагает снос деревьев ценных пород, что запрещено положениями действующего законодательства; на письмо Предприятия от 20.10.2017 N 621, в соответствии с которым представленной Обществом Предприятию схемой планировочной организации Участка не предусмотрены подъездные пути к проектируемому павильону общественного питания, в связи с чем при строительстве и эксплуатации павильона будут использоваться дорожки из набивного покрытия и газоны, находящиеся на территории зеленых насаждений, что противоречит правилам охраны и использования территорий зеленых насаждений, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8; а также на письмо Комитета от 01.08.2015 N 01-13-3210/15, согласно которому Участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта, а также на территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, в связи с чем у Комитета отсутствуют основания для согласования размещения павильона.
В соответствии пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 396-88) территории зеленых насаждений в Санкт-Петербурге подразделяются на территории зеленых насаждений общего пользования, территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территории зеленых насаждений ограниченного пользования, территории защитных лесов, территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 территории зеленых насаждений, перечисленные в пункте 1 статьи 2 указанного закона, включены в состав зеленого фонда Санкт-Петербурга. На территориях, входящих в состав зеленого фонда Санкт-Петербурга, хозяйственная и иная деятельность ограничивается или запрещается в соответствии с законодательством об охране окружающей среды (пункт 2 статьи 2 Закона N 396-88).
В соответствии со статьей 4 Закона N 396-88 охране подлежат все территории зеленых насаждений, включенные в состав зеленого фонда Санкт-Петербурга. Хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга. Ответственность за противоправное повреждение и уничтожение зеленых насаждений предусматривается в соответствии с положениями действующего законодательства.
В силу статьи 17 Закона N 396-88 на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 396-88 к территории земельных насаждений, выполняющих специальные функции, относятся в том числе зеленые насаждения в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Арендуемый Обществом участок относится к территории зеленых насаждений, выполняющим специальные функции (в части уличного озеленения), что подтверждается также письмом Комитета от 01.08.2015 N 01-13-3210/05, распоряжениями Комитета от 13.09.2016 N 248-р, 30.08.2017 N 250-р.
В соответствии с Законом N 396-88 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил на территориях зеленых насаждений запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и нарушающая возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей; в соответствии с пунктом 3 Правил на территориях зеленых насаждений в том числе запрещено самовольно рубить, сажать и пересаживать деревья и кустарники; запрещаются движение и стоянка механических транспортных средств, за исключением движения по автомобильным дорогам, а также транспортных средств, предназначенных для обслуживания территорий зеленых насаждений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на предоставленном Обществу Участке исключена возможность реализации тех целей, для которых был предоставлен Участок, то есть строительство и эксплуатация павильона общественного питания.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон N 820-7) территория, границы которой проходят от восточной границы земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015103:48 в юго-восточном направлении вдоль оси Петербургского шоссе; далее на восток вдоль оси Детскосельского бульвара, после чего в северном направлении вдоль восточной границы земельного участка с кадастровым номером 78:42:0018130:12 до левого берега реки Кузьминки; далее 9 м в том же направлении, после чего в западном направлении в створе земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015105:2; далее в северном и северо-западном направлениях вдоль оси Петербургского шоссе до восточной границы земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015103:48 и далее по ней на юг до исходной точки, относится к зоне охраняемого природного ландшафта ЗОЛ(42)01.
Участок расположен в границах указанной зоны, что подтверждается также сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Включение земельного участка в зону охраняемого природного ландшафта не изменяет категорию земель, а устанавливает режим использования земельного участка в виде ограничения ведения хозяйственной деятельности.
В силу пункта 11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливается с учетом следующих требований:
а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);
б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;
в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.
Общие требования режима использования земель в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта в Санкт-Петербурге установлены разделом 20 Закона N 820-7.
В частности, на территории зоны охраняемого природного ландшафта запрещается строительство объектов капитального строительства (пункт 20.1.1 Приложения N 2 к Закону N 820-7); размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категории в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 20.1.2 Приложения N 2 к Закону N 820-7); изменение внешнего облика исторических зданий, а также увеличение габаритов зданий, строений, сооружений, не являющихся историческими зданиями (пункт 20.1.3 Приложения N 2 к Закону N 820-7); размещение инженерного оборудования зданий, а также антенн и банкоматов на лицевых фасадах исторических зданий (пункт 20.1.4 Приложения N 2 к Закону N 820-7); изменение основных характеристик ландшафта, в том числе рельефа, геологической структуры (замена грунта), гидрологического режима территории, за исключением случаев сохранения и восстановления (регенерации) природной среды объекта (объектов) культурного наследия (пункт 20.1.5 Приложения N 2 к Закону N 820-7); изменение искусственного режима увлажнения территории (искусственный дренаж или обводнение), установленного в период завершения формирования ландшафтного окружения объектов культурного наследия, для сохранения природной среды которых установлены Режимы (пункт 20.1.6 Приложения N 2 к Закону N 820-7); повреждение и уничтожение зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение соотношения открытых и закрытых пространств, рядовых посадок, живых изгородей, куртин, групп в целях обеспечения визуального восприятия объектов культурного наследия в их историко-градостроительной и природной среде, сохранения видового состава растительности, при условии соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также рубок, производимых в рамках мер по защите зеленых насаждений (пункт 20.1.7 Приложения N 2 к Закону N 820-7).
Параметры временных строений, сооружений, возводимых на территории зоны охраняемого природного ландшафта, не должны превышать следующих значений: площадь - 50 кв. м, высота - 5 м (пункт 20.2.4 Приложения N 2 к Закону N 820-7).
Указывая, что законом не установлен прямой запрет на использование земельного участка, находящегося в зоне охраняемого природного ландшафта, Учреждение не представило в материалы дела доказательства наличия у Общества объективной возможности размещения павильона общественного питания на предоставленном ему в арендное пользование земельном участке.
Составленный в одностороннем порядке Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга акт осмотра доводы ответчика не опровергает.
Как следует из названного акта, какие-либо объекты на спорном участке отсутствуют, хозяйственная деятельность не ведется.
Из материалов дела следует, что Комитет как орган государственной власти, обеспечивающий проведение государственной политики и осуществление государственного управления в области благоустройства садово-паркового, лесопаркового хозяйства и иных объектов благоустройства, письмом от 01.08.2015 N 01-13-3210/15 отказал Обществу в согласовании размещения павильона на спорном земельном участке. В судебном заседании суда первой инстанции представитель Комитета обосновал отказ невозможностью использования Участка в определенных Договором целях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что арендная плата не подлежит взысканию с арендатора в связи с тем, что он был лишен возможности пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды по не зависящим от него обстоятельствам.
Помимо имущественных требований Учреждением также заявлены требования о расторжении Договора и выселении на основании нарушения Обществом обязательства по внесению арендной платы в течение трех платежных периодов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается такое нарушение обязательств по договору одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что она была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 3 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя.
Право на расторжение договора аренды по инициативе арендодателя при возникновении задолженности по внесению арендной платы в течение трех месяцев вне зависимости от ее последующего внесения предусмотрено пунктом 6.3.3 Договора.
Вместе с тем, с учетом вывода о том, что невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о расторжении Договора на основании положений пункта 6.3.3 Договора и выселении Общества с Участка.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки указанных выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а по существу свидетельствуют о несогласии с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта. Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-90300/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90300/2019
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "ВОСТОК"
Третье лицо: Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, ОАО "Садово-Парковое Предприятие Пушкинское", ООО "Восток"
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13499/2021
12.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4128/20
27.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-322/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90300/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90300/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90300/19
07.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-90300/19