Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2020 г. N Ф03-2716/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 мая 2020 г. |
А73-12348/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Сетевик": Садчикова Д.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2020,
от Министерство финансов Хабаровского края: Ткаченко О.А., представителя по доверенности от 19.03.2019,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинской Т.П., представителя по доверенности от 31.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 04.02.2020
по делу N А73-12348/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сетевик"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско - Гаванского муниципального района о взыскании 259479 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Хабаровского края, Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевик" (далее - ООО "Сетевик") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Управление) о взыскании 259479 рублей, составляющих неполученные доходы, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставленную за период февраль-март 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Советско-Гаванского муниципального района (далее - Администрация), Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 04.02.2020 с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в пользу ООО "Сетевик" взыскано 259479 рубля убытков. В иске к Управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края в апелляционных жалобах, а также через своих представителей в судебном заседании, просят решение суда от 04.02.2020 отменить, исковые требования ООО Сетевик" отклонить.
В обоснование апелляционных жалоб, оспаривая вывод суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства, в частности, указывают, что обязанность по возмещению предъявленных убытков должна быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку в бюджет муниципального образования был перечислен весь запланированный объем субвенций.
В предоставленных отзывах Администрация и Управление указали на необходимость оставления оспоренного в апелляционном порядке судебного акта от 04.02.2020 в силе.
Представитель истца в судебном заседании в отношении доводов апелляционных жалоб представил возражения, просил оставить их без удовлетворения, решение суда от 04.02.2020 - без изменения.
Из материалов дела следует, что ООО "Сетевик" эксплуатирует сооружения, необходимые для производства и передачи тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения населения муниципального образования - р. п. Лососина, Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение потребителей тепловой энергией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.11.2014 N 33/12 для потребителей предприятия, получающих тепловую энергию, установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе тариф в размере 5 567 руб. 94 коп./Гкал (без учета НДС) на период 01.01.2015-30.06.2015.
В то же время Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 N 60 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2015 год", изданным в порядке реализации Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222), установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 108,22 руб./Гкал без учета НДС.
Истец обеспечил население тепловой энергией в феврале-марте 2015 года, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 14.12.2018 по делу N А73-1934/2018, от 07.06.2018 по делу N А73-1935/2018 установлено, что в состав снабжаемых объектов входили МКД, расположенные по адресу: Хабаровский край, п. Лососина, ул. 8 Марта, д. 15Б, 17.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Сетевик" к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Лососина" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о взыскании задолженности по услугам теплоснабжения за февраль-март 2015 года, суды по названным делам констатировали, что спорные МКД находились в управлении ООО "УК Лососина", в связи с чем обязанность по оплате стоимости тепловой энергии за февраль и март 2015 не могла быть возложена на Администрацию.
На основании решений суда по делам N N А73-1934/2018, А73- 1935/2018 ООО "Сетевик" произвело перерасчет причитающихся ей денежных средств, с учетом тарифов, установленных для населения.
В результате перерасчета выявлена недополученная часть доходов в совокупном размере 259 479 рублей.
Уведомлениями от 11.09.2018, от 17.01.2019 Управление проинформировано о результатах разбирательств по указанным судебным делам, предоставлены соответствующие расчеты с указанием необходимого объема финансирования.
Впоследствии Администрацией района в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края направлено обращение по вопросу компенсации выявленных убытков.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Сетевик" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Из положений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении", относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок возмещения убытков) и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Правила предоставления субвенций).
В соответствии со статьей 2 Закона N 222 компенсация убытков производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Статьей 3 Закона N 222 предписано, что компенсация убытков является расходным обязательством края. Финансирование расходов на компенсацию убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Согласно статье 4 Закона N 222 определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения. Нормативы потребления тепловой энергии на отопление и расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, порядок расчета компенсации убытков устанавливаются Правительством края.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.1.1 Порядка расчетов убытков регламентировано, что расчет плановой суммы возмещения убытков i-ой организации от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления (Uit), производится по формуле: Upit = (Tpe - Tpp) x Pgf x Nt; где: Tpe - прогнозный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (рублей за 1 Гкал), применяемый при формировании краевого бюджета; Tpp - предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения (рублей за 1 Гкал); Pgf - отапливаемая площадь жилищного фонда (кв. метров) по состоянию на 01 января текущего года; Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление, утвержденный нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края по соответствующему городскому округу (поселению) на отопительный период (Гкал/1 кв. м общей площади жилого помещения).
Расчет фактической суммы возмещения убытков i-ой организации от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления (Ufit), производится по формуле: Ufit = (Te - Tp) x Ot, где: Te - установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (рублей за 1 Гкал без НДС); Tp - предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения, установленный на текущий год (рублей за 1 Гкал без НДС); Ot - количество тепловой энергии, отпущенной населению на отопление (Гкал) (пункт 3.1.1 Порядка).
Истец в спорный период при осуществлении деятельности по теплоснабжению населения нес убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты населения за коммунальные услуги производились по установленным стандартам уровня платежей, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца регулируемым органом. Убытки в виде разницы в тарифах истцу не были возмещены.
Согласно расчету истца совокупный размер убытков за февраль-март 2015 года составил 259 479 рублей. Следует учесть, что данная сумма не была учтена при расчете объемов субвенций.
Расчет основан на корректных величинах тарифов на тепловую энергию, утвержденных для предприятия, а также предельных максимальных тарифах на тепловую энергию для населения, утвержденных Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.11.2014 N 33/12, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 N 60.
Арифметически расчет истца не оспорен.
Факт поставки тепла для нужд населения, подтвержден вступившими в силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края по делам N N А73-1934/2018, А73-1935/2018, А73-12348/2019.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Статьей 3 Закона N 222 установлено, что компенсация убытков является расходным обязательством края. Финансирование расходов на компенсацию убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, определено министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Соглашением N 3 от 01.01.2015, заключенным между ООО "Сетевик" и Управлением определено, что перечисление получателю субсидии осуществляется лишь при поступлении средств из краевого бюджета.
В этой связи обоснован вывод суда первой инстанции о том, что возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, является обязанностью Хабаровского края, на органы местного самоуправления такие обязанности могут быть возложены исключительно при условии предоставлению местным бюджетам субвенций из бюджета края.
Поскольку спорная задолженность выявлена в 2018 году (решения Арбитражного суда Хабаровского края по делам N N А73-1935/2018, А73-1934/2018), то соответствующие суммы задолженности не могли быть учтены и при расчетах субсидий, перечисленных муниципальному району, и имеющих целевое назначение.
Поэтому довод подателей апелляционных жалоб о предоставлении местному бюджету субвенций из бюджета края относительно спорной суммы, и как следствие удовлетворение требования за счет ненадлежащего ответчика, во внимание не принимается.
В отношении довода о пропуске срока исковой давности, суд апелляционной инстанции учитывает, что пресекательный срок существования права на получение субсидий законодателем не установлен.
Таким образом, данное право может быть реализовано и подлежит судебной защите в пределах общего срока исковой давности (статья 196 ГК РФ).
Поскольку ранее принятия судебных актов по делам N N А73-1935/2018, А73-1934/2018 истец не мог быть осведомлен о наличии у него права на осуществление компенсации убытков, возникших в связи со снабжением спорных МКД, довод о пропуске срока исковой давности, подлежит отклонению.
Доводы апелляционных жалоб о том, что субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, что не позволяет осуществить взыскание спорной суммы (осуществить расчет) за счет средств краевого бюджета, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку сроков для компенсации выпадающих доходов бюджетным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, по содержащимся в них доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.02.2020 по делу N А73-12348/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12348/2019
Истец: ООО "СЕТЕВИК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, ТРАНСПОРТА, ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, Администрация Советско-Гаванского муництпального района Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1052/2021
20.01.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6671/20
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2716/20
28.05.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-902/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12348/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-12348/19