Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2020 г. N Ф07-984/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-112643/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Слобожанина В.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5921/2020) АО "ФПК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2020 по делу N А56-112643/2019 (судья Чекунов Н.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Банку ВТБ (публичному акционерному обществу)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "ФПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - ответчик, Банк) о взыскании 42 866 руб. 60 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 23.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 13.01.2020.
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Общество полагает, что суд первой инстанции неправомерно не усмотрел в действиях Банка нарушений, при том, что платежная операция опротестована в противоречие с требованиями действующих нормативных актов и условий договора.
Также, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно сослался на условия пункта 8.1.9 договора об обслуживании держателей карт в кассах дальнего следования N 26/12 (в редакции Дополнительного соглашения N 3 от 31 10.2013), поскольку возврат спорного проездного документа пассажиром не осуществлялся.
14.04.2020 в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Банк просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В обоснование своей позиции Банк указал, что поскольку у истца отсутствовали документы, подтверждающие факт оказания услуги, а именно ведомость проезда пассажира, у Банка не было прав и оснований в рамках Правил международных платежных систем отклонить повторный запрос на опротестование спорного платежа.
По мнению Банка, правила перевозки, на которые ссылается истец, применяются к отношениям между перевозчиком и пассажирами, при этом Банк обеспечивает проведение денежных операций и не может возмещать денежные средства, списанные международной платежной системой.
Ссылаясь на условия пунктов 8.1.9,8.1.10, 8.3.1, 8.2.4 договора об обслуживании держателей карт в кассах дальнего следования N 26/12 (в редакции Дополнительного соглашения N 3 от 31 10.2013), Банк полагает, что стороны предусмотрели распределение рисков по оспоренный операциям, все удержанные международными платежными системами с Банка денежные средства должно возместить Предприятие которое взамен получает возможность пользоваться безналичными расчетами с использованием банковских карт и предлагать своим клиентам возможность безналичной оплаты своих товаров/услуг банковскими картами.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.12.2010 между истцом и ответчиком был заключен договор об обслуживании держателей карт в кассах дальнего следования N 26/12 (далее - Договор), который определяет порядок приема АО "ФПК" платежных карт в качестве средства безналичной оплаты проездных документов, а также порядок расчетов между Банком и АО "ФПК" по данным операциям.
Истец утверждает, что на Московском вокзале г. Санкт-Петербурга 03.09.2018 на расчетный счет Северо-Западного филиала АО "ФПК" ID POS 01142226 по карте пассажира XU.WEIQIANG был оформлен проездной документ серия И N 768964 по маршруту Москва Ярославская - Пекин с датой отправления 27.10.2018 на сумму 42 866 руб. 60 коп. с оплатой по банковской карте код авторизации 757691.
14.11.2018 Банком с расчетного счета Северо-Западного филиала АО "ФПК" (ID POS 01142226) списаны денежные средства в размере 42 866 руб. 60 коп. для возврата денежных средств пассажиру.
13.12.2018 денежные средства возвращены на расчетный счет АО "ФПК".
29.01.2019 Банком снова списаны денежные средства в размере 42 866,60 руб. с расчетного счета Северо-Западного филиала АО "ФПК" для возврата денежных средств пассажиру, в подтверждение чего представлен отчет по обработанным операциям за период с 29.01.2019 по 29.01.2019.
Полагая, что списание денежных средств со счета было осуществлено неправомерно, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В отзыве на исковое заявление Банком приведены доводы, аналогичные доводам отзыва на апелляционную жалобу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны Банка, поскольку спорная платежная операция была опротестована по правилам международной платежной системы и денежные средства списаны Банком в соответствии с условиями Договора, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, обжалуемое решение - подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, в силу следующего.
Как следует из письма Банка от 15.03.2019 N 1190618 спорная операция опротестована держателем карты по причине того, что услуга не была оказана, однако тот факт, что пассажир не воспользовался проездным документом, не является основанием для возврата ему денежных средств, оплаченных за билет.
В соответствии с пунктом 8.1.9 Договора (в редакции Дополнительного соглашения N 3 от 31 10.2013) в случае возврата клиентом проездного документа и/или страхового полиса, оплаченных с использованием карты, Предприятие обязано возвратить Банку сумму, равную сумме возвращаемых клиенту денежных средств, за вычетом комиссии Банка (согласно "Тарифам"). Возврат производится в соответствии с порядком, указанным в разделе 8.3 Договора.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае указанный в Договоре случай возврата пассажиром проездного документа не наступил.
Согласно письму Северо-Западного железнодорожного агентства от 20.08.2019 N 5297/СЗЖА по данным, полученным из автоматизированной системы управления "Экспресс", на пассажира XU.WEIQIANG, 02.12.1982 г.р., паспорт 33 ЕА N 5084243 был оформлен проездной документ по маршруту Москва-Пекин, поезд N 002, вагон N 01, место N 017, с отправлением 27.10.2018.
С вопросами возврата приобретенного билета пассажир XU.WEIQIANG в АО "ФПК" не обращался, проездной документ для возврата не предъявлялся.
Также апелляционный суд отмечает, что в ответ на запрос Банка Обществом были представлены документы по спорной операции, в том числе: купон кассира приобретенного железнодорожного билета, квитанция оплаты с подписью клиента, а также информация о продаже спорного билета из информационной системы АРМ ГУО (л.д. 54-55), которые подтверждают списание спорной суммы денежных средств пассажира XU.WEIQIANG по его воли.
В этой связи ссылка Банка на несоблюдение Обществом условий пункта 8.2.4 Договора ввиду не представления ведомости проезда пассажира признана апелляционным судом несостоятельной, поскольку истцом доказан факт оказания услуги эквивалентной затрате денежных средств гражданином XU.WEIQIANG (по приобретению билета).
Кроме того, вопреки доводам подателя жалобы, условия Договора, заключенного между истцом и ответчиком, не позволяют сделать вывод о том, что все удержанные международными платежными системами с Банка денежные средства должно возместить Общество, которое взамен получает возможность пользоваться безналичными расчетами с использованием банковских карт и предлагать своим клиентам возможность безналичной оплаты своих товаров/услуг банковскими картами.
Таким образом, при наличии доказательств приобретения спорного билета по воле гражданина XU.WEIQIANG, отсутствия факта возврата билета и нереализацией XU.WEIQIANG права на использование услуги по проезду по приобретенному билету, суд апелляционной инстанции полагает, что сумма в размере 42 866,60 руб. неправомерно списана Банком с расчетного счета Северо-Западного филиала АО "ФПК".
Ссылка Банка на судебную практику по иным делам не может быть принята во внимание, поскольку судебные акты были приняты по иным фактическим обстоятельствам.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2020 по делу N А56-112643/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Банка ВТБ (публичное акционерное общество) (адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29, ОГРН: 1027739609391) в пользу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (адрес: 107078, Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, ОГРН: 1097746772738) денежные средства в размере 42 866 руб. 60 коп., 2000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112643/2019
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ПАО БАНК ВТБ