город Омск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А46-19140/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Краецкой Е.Б., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3806/2020) Администрации Татарского сельского поселения Черлакского района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2020 по делу N А46-19140/2019, принятое по исковому заявлению Администрации Татарского сельского поселения Черлакского района Омской области (ИНН 5539013680, ОГРН 1055575006992) к Администрации Черлакского муниципального района Омской области, при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", общества с ограниченной ответственностью "Союз-Агро", об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 55:31:09 17 02:10 и 55:31:09 17 03:19, расположенные по адресу: Омская область, Черлакский район, территория Татарского сельского поселения, с последующим исключением сведений о границах земельных участков,
при участии в судебном заседании представителя Администрации Черлакского муниципального района Омской области - Сидорякина Ю.Н. (по доверенности от 23.03.2020);
УСТАНОВИЛ:
Администрация Татарского сельского поселения Черлакского района Омской области (далее - истец, Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области", об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровым номером 55:31:09 17 02:10 и 55:31:09 17 03:19, расположенных по адресу: Омская область, Черлакский район, территория Тарского сельского поселения, с последующим исключением сведений о границах земельных участков.
Определениями суда от 19.11.2019, 17.12.2019 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация Черлакского муниципального района Омской области (далее - Администрация района); процессуальный статус Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Омской области изменен, указанные лица исключены из числа ответчиков по настоящему делу и привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 23.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Союз-Агро" (далее - ООО "Союз-Агро").
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, просил обязать ответчиков принять меры, направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 55:31:09 17 02:10 и 55:31:09 17 03:19, расположенных по адресу: Омская область, Черлакский, территория Тарского сельского поселения, и исключение из состава земельного участка с кадастровым номером 55631:00 00 00:18 и снятии с кадастрового учета обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 55:31:09 17 02:10 и 55:31:09 17 03:19.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2020 по делу N А46-19140/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация поселения обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства Администрации поселения о проведении судебной землеустроительной экспертизы. Также податель жалобы считает, что при вынесении решения судом неправильно истолкованы нормы материального права и неправильно определены обстоятельства для дела. Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
В письменном отзыве Администрация района возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Администрации района возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ответчика, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с разработанным 27.02.1992 "Всероссийским объединением РосНИИземпроект, Зональным институтом ЗапсибНИИгипрозем, Омское землеустроительное предприятие", утверждённым в установленном законом порядке проектом перераспределения земель совхоза "Татарский" Черлакского района Омской области Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Омской области, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России", постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Постановлением главы администрации Черлакского района Омской области от 16.12.1992 N 565-п "О предоставлении земель совхозу "Татарский" за совхозом "Татарский" на праве собственности было закреплено 29 417 гектар земель сельскохозяйственного назначения, из которых 24 395 гектар - пашни; 2 600 гектар -сенокосы; 2 422 гектар - пастбищ.
Указанным постановлением Районному комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Черлакского муниципального района было поручено произвести отграничение земель в натуре, внести изменения в земельно-кадастровую документацию.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 15.11.2018 по делу N 2-442/2018 жителям Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области предоставлен земельный участок 55:31:000000:5491 в целях размещения на нём принадлежащего им земельного пая в размере 20,5 га., и последующего выделения указанного земельного пая в натуре. Также, указанным решением за Татарским сельским поселением было признанно право муниципальной собственности на 19 невостребованных земельных долей в земельном участке 55:31:000000:5491 в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Татарского сельского поселения, общей площадью 389,5 гектар.
Согласно выписке из ЕГРН площадь земельного участка 55:31:000000:5491 составляет 124 061 432 кв.м.
06.07.2018 Управлением Росреестра по Омской области на основании решения Черлакского районного суда Омской области от 25.05.2018 N 2-128/2018 зарегистрировано право собственности Татарского сельского поселения в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:5491, площадью 389,5 га, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Как указывает истец, 29.05.2019 последний обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования на 19 невостребованных земельных долей площадью 389,5 га на земельном участке с исходным кадастровым номером 55:31:000000:5491, на котором размещены находящиеся в коллективно-долевой собственности земельные доли, в отношении расположенных в границах названного исходного участка земельных участков: с кадастровым номером 55:31:091702:10, расположенного по адресу: область Омская, район Черлакский, территория Татарского сельского поселения; с кадастровым номером 55:31:09 17 03:19, расположенного по адресу: область Омская, район Черлакский, территория Татарского сельского поселения.
По результатам рассмотрения заявления регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию прав до 30.08.2019 в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение у заявителя права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:31:091702:10 и 55:31:091703:19.
Полагая, что указанные выше земельные участки образованы из земельного участка 55:31:000000:5491, находящегося в общей долевой собственности, с нарушением процедуры выделения в счет земельных долей, и их наличие на кадастровом учете препятствует истцу в реализации его законных прав по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими ему земельными долями, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и удостоверяются документами в порядке, установленном Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьёй 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются как земельные участки, так и части земельных участков.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статей 130, 131 ГК РФ, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учёта.
Государственный кадастровый учёт земельных участков до 01.01.2017 осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а с указанной даты - Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Как следует из сведений из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 55:31:000000:5491, площадью 12505, 8 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Омская область, поставлен на учет 16.12.1992 и имеет статус ранее учтённый, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Черлакского районного суда Омской области от 16.03.2017 по делу N 2-75/2017 признано право муниципальной собственности на 117 невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Татарского сельского поселения, общей площадью 2 398,5 га.
Порядок владения, использования и выделения долей в праве общей долевой собственности регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель, Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Законом.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 101-ФЗ земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 этой же статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утверждённым этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3 статьи 13 Закона N 101-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 13 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона N 101-ФЗ выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ установлено, что части земельных участков являются объектами земельных отношений.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535 по делу N А41-47432/2012, многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров. Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости). Образование части земельного участка как объекта кадастрового учёта производится по правилам учёта изменений объекта недвижимости на основании межевого плана части земельного участка.
Как указано в пункте 7 письма Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 при предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о ранее учтённых единых землепользованиях в соответствующем документе, приводится наименование ранее учтённого земельного участка ("единое землепользование") и его состав (количество, кадастровые номера входящих в состав ранее учтённого единого землепользования земельных участков, а также их наименования ("условные" или "обособленные" земельные участки).
В пунктах 13, 33 вышеуказанного Письма указано, что при выделе земельного участка из многоконтурного земельного участка одновременно могут быть образованы один или несколько многоконтурных земельных участков и (или) один или несколько обычных земельных участков. При этом многоконтурный земельный участок, из которого осуществлён выдел, сохраняется в изменённых границах (статья 11.5 ЗК РФ).
Многоконтурному земельному участку независимо от количества контуров его границы присваивается один кадастровый номер. Каждому контуру границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учёта присваивается учётный номер контура, состоящий из кадастрового номера земельного участка и заключённого в скобки порядкового номера контура.
Из представленной выписки из ЕГНР усматривается, что спорные земельные участки 55:31:09 17 02:10 и 55:31:09 17 03:19 входят в состав земельного участка с кадастровым номером 55:31:000000:18. При этом, данный участок является многоконтурным (единое землепользование) и расположен на территории Черлакского района, территории Николаевского, Татарского, Краснооктябрьского сельских поселений, в связи с чем, притязания на части многоконтурного земельного участка как на самостоятельные земельные участки недопустимы, поскольку земельный участок, обозначенный как "единое землепользование" является единым объектом, а не набором самостоятельных земельных участков.
Так, согласно статье 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Из системного толкования данной нормы следует, что отдельные части земельных участков не являются предметами гражданских правоотношений и не могут быть разделены самостоятельно, без учета всего участка. Следовательно, "обособленные части" (контуры) многоконтурного земельного участка (единого землепользования) не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, соответственно, распоряжение такими частями без прекращения единого землепользования невозможно.
Доказательств прекращения единого землепользования или выделения из единого землепользования обособленных земельных участков, истцом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что спорные земельные участки кадастровыми номерами 55:31:09 17 02:10 и 55:31:09 17 03:19 сформированы за счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые возникло у Администрации Татарского сельского поселения.
Материалы дела не содержат достаточных доказательств, позволяющих суду однозначно определить, что местоположение спорных земельных участков совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 55:31:000000:5491.
Доводы истца относительно незаконности постановки земельных участков на кадастровый учет бездоказательны.
Так, в соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17.05.2008), ранее, при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.
В связи с указанным, ввиду того, что спорные земельные участки являются обособленными частями единого землепользования, учитывая, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка выдела спорных земельных участков в счёт земельных долей, право собственности муниципального образования на которые установлено судебным актом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрации Татарского сельского поселения Черлакского района Омской области освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Татарского сельского поселения Черлакского района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2020 по делу N А46-19140/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19140/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ТАТАРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: Администрация Черлакского муниципального района Омской области
Третье лицо: ООО "Союз-Агро", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, филиал
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3007/20
02.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3806/20
05.03.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-19140/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-19140/19