город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2020 г. |
дело N А32-58991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочержовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-58991/2019 по заявлению Краснодарской краевой территориальной организации Российского профсоюза работников промышленности к заинтересованным лицам государственному учреждению Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, государственному учреждению Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2, о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
Краснодарская краевая территориальная организация Российского профсоюза работников промышленности (далее - заявитель, организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар от 28.06.2019 N 809, N 277 в сумме 72 459,49 руб.; о признании недействительным решения Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар от 08.11.2019 N 498 в сумме 18 906,00 руб.; об обязании Государственное учреждение Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации путем возмещения расходов в общей сумме 91 365,49 руб., а также о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 решение Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар от 28.06.2019 N 809 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 72 459,49 руб., Решение Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар от 28.06.2019 N 277 о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 72 459,49 руб., Решение Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар от 08.11.2019 N 498 не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 18 906,00 руб., как не соответствующие нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, признаны недействительными. Суд обязал Государственное учреждение Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Страхователя путем возмещения расходов в общей сумме 91 365,49 руб.
Не согласившись с принятым решением, фонд обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что между заявителем и Степановой А.Э отсутствовали реальные трудовые отношения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, организация обратилась в фонд социального страхования с заявлением от 06.05.2019 о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 104 700,29 руб., с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 19 664,67 руб.
Фондом в отношении организации была проведена камеральная проверка за период с 30.04.2019 по 23.05.2019, по результатам которой был составлен акт N 205 от 17.05.2019.
По результатам проверки фондом социального страхования вынесено решение от 08.06.2019 N 277 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 121 714,68 руб.; решение от 28.06.2019 N 809 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 121 714,68 руб.
Организация обратилась в фонд социального страхования с заявлением от 29.07.2019 о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 19 664,67 руб.
Фондом в отношении организации была проведена камеральная проверка за период с 25.07.2019 по 08.10.2019, по результатам которой был составлен акт N 1665 от 08.10.2019.
По результатам проверки фондом социального страхования вынесено решение от 08.11.2019 N 498 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 19 183,70 руб.
Не согласившись с решениями фонда социального страхования в части, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
При этом в соответствии с частью 2 настоящей статьи В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
В силу подпункта 4 пункта 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Из материалов дела следует, что по обращению от 06.05.2019 фондом социального страхования проверен период с 01.01.2017 по 31.03.2019. В результате камеральной проверки, проведенной с 30.04.2019 по 23.05.2019 было установлено.
Заявитель обратился в фонд социального страхования с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в размере 104 700,29 руб.
За проверяемый период страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 121 714,68 руб., из них пособия по обязательному страхованию, выплаченные Степановой А.Э.:
- по беременности и родам в сумме 57 915,20 руб.;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в сумме 628,47 руб.;
- единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 16 759,09 руб.;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 46 411,92 руб.
Степанова А.Э. принята на работу в Общероссийскую общественную организацию - Краснодарскую краевую территориальную организацию профсоюза работников текстильной и легкой промышленности 01.09.2015 на должность помощника председателя по общим вопросам.
На основании договора о присоединении от 24.10.2017 Краснодарская краевая территориальная организация профсоюза работников текстильной и легкой промышленности реорганизовалась в форме присоединения к Краснодарской краевой территориальной организации Российского профсоюза работников промышленности.
В момент реорганизации Степанова А.Э. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с 05.06.2017 по 12.09.2018.
07.09.2018 Степановой А.Э. ГБУЗ Краевой клинической больницей N 2 г. Краснодара выдан листок нетрудоспособности N 317298451597 в связи с беременностью, на основании которого заявителем Степановой А.Э. предоставлен отпуск по беременности и родам с 07.09.2018 по 24.01.2019.
По обращению от 29.07.2019 фондом социального страхования проверен период с 01.04.2019 по 30.06.2019. В результате камеральной проверки, проведенной с 25.07.2019 по 08.10.2019 было установлено.
Заявитель обратился в фонд социального страхования с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в размере 19 664,67 руб. в качестве пособия Степановой А.Э. по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может проводиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу части 5 статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
Заявителем соблюдено данное требование трудового законодательства Российской Федерации при оформлении со Степановой А.Э. трудовых отношений. Они продолжены по той же должности помощника председателя, которую она занимала в присоединяемой организации.
В трудовой книжке Степановой А.Э. сделана запись о реорганизации Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников текстильной и легкой промышленности.
Согласно распоряжению от 01.01.2018 N 4-к "О мероприятиях в связи с реорганизацией" и личного согласия Степанова А.Э. с января 2018 года является работником заявителя в должности помощника председателя. С этого времени страхователь начал перечислять работнику пособие по уходу за ребенком. Выплаты Степановой А.Э. подтверждаются прилагаемыми платежными поручениями и расчетными листами. 08.01.2018 постановления Президиума организации от 08.01.2018 N 2-1 утверждено штатное расписание организации с должностью помощника председателя.
Предусмотренные действующим законодательством пособия до конца 2017 года Степановой А.Э. платила Краснодарская краевая территориальная организация профсоюза работников текстильной и легкой промышленности по должности помощник председателя.
На 0,5 ставки должности специалиста по оргработе Степанова А.Э. переведена с 13.08.2018 согласно дополнительному соглашению к трудовому договору и распоряжению от 13.08.2018 N 36к. При этом она переведена не из Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников текстильной и легкой промышленности, а уже заявителем с должности помощника председателя на 0,5 ставки должности специалиста по оргработе, предусмотренной штатным расписанием заявителя, утвержденным постановлением Президиума организации от 13.08.2018 N 5-3.
Реорганизация двух организаций произведена реально, а не искусственно. Трудовые отношения организации и Степановой А.Э. оформлены согласно трудовому законодательству Российской Федерации.
В период с 01.04.2019 по 30.06.2019 Степановой А.Э. выплачивались пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции РФ) предприниматель осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В соответствии со статьей 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не допускается.
Согласно части 4 статьи 64 Трудового кодекса РФ, пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции установлено, что решения фонда социального страхования от 28.06.2019 N 809, N 277 являются недействительными в сумме 72 459,49 руб.; решение от 08.11.2019 N 498 является недействительным в сумме 18 906,00 руб., нарушают права и обязанности, заявленные требования подлежат удовлетворению в части.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-58991/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58991/2019
Истец: Краснодарская краева территориальная организация Российского профсоюза работников промышленности, Краснодарская краевая территориальная организация Российского профсоюза работников промышленности
Ответчик: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N2, ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 2, Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации