г. Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А41-101654/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - АО "Мособлдорремстрой" - Ревва Р.А., по доверенности от 09.01.2020,
от ответчика по делу - Администрации Коломенского городского округа-представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Коломенского городского округа на определение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2020 по делу N А41-101654/18, принятое судьей Быковских И.В., по заявлению АО "Мособлдорремстрой" о процессуальном правопреемстве по делу N А41-101654/18, по исковому заявлению АО "Мособлдорремстрой" к Администрации городского округа Коломна о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлдорремстрой" (ИНН 5000001691, ОГРН 1035002000450) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрация городского округа Коломна (ИНН 5022002040, ОГРН 1035004259773) о взыскании 5591914 руб. 67 коп. основного долга по муниципальному контракту N 2015.25303 от 30.01.2015.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.05.2019 с Администрации городского округа Коломна в пользу АО "Мособлдорремстрой" взыскано 5591914 руб. 67 коп. основного долга и 50960 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 решение Арбитражного суда Московской области от 16.05.2019 по делу А41-101654/18 оставлено без изменения.
16.10.2019 судом был выдан исполнительный лист серии ФС N 024290207. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2019 решение Арбитражного суда Московской области от 16.05.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А41-101654/2018 оставлены без изменения.
05.02.2020 от АО "Мособлдорремстрой" поступило заявление о процессуальном правопреемстве Администрация городского округа Коломна (ИНН 5022002040, ОГРН 1035004259773) и его замене на Администрацию Коломенского городского округа Московской области (ИНН 5022054707, ОГРН 1175022008743), в обоснование которого заявитель указал на Закон Московской области от 06.04.2017 N 36/2017-ОЗ, в соответствии с которым права и обязанности Администрации городского округа Коломна перешли к ее правопреемнику Администрации Коломенского городского округа Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.03.2020 заявление АО "Мособлдорремстрой" удовлетворено. Произведена процессуальная замена ответчика (должника) по делу N А41-101654/18 с Администрации городского округа Коломна Московской области на его правопреемника Администрацию Коломенского городского округа Московской области.
Не согласившись с определением суда от 27.03.2020, Администрация Коломенского городского округа Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "Мособлдорремстрой" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Администрации Коломенского городского округа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исходя из системного анализа положений ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что процессуальное правопреемство возможно в случае, когда в процессе рассмотрения спора произошло правопреемство в материальном гражданском правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В части 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 Закона N 131-ФЗ).
Основанием поданного заявления явились обстоятельства того, что Администрация городского округа Коломна Московской области находится в стадии ликвидации, правопреемником является Администрация Коломенского городского округа Московской области.
В силу пункта 3 статьи 49 ГК правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно части 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Администрация городского округа Коломна Московской области находится в стадии ликвидации.
Порядок ликвидации юридического лица и предъявление к нему требований кредитора регулируется статьями 61 - 64.1 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В правоотношениях, возникших из муниципального контракта N 2015.25303 от 30.01.2015, Администрация городского округа Коломна Московской области выступила в качестве муниципального заказчика от имени, в интересах и для нужд Администрации городского округа Коломна Московской области, являющегося публично-правовым образованием, осуществляющим предусмотренные Законом N 131-ФЗ функции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.05.2019 по делу N А41-101654/18 в пользу истца с Администрации городского округа Коломна Московской области взыскана задолженность в размере 5 591 914,67 руб.
Таким образом, Администрация городского округа Коломна Московской области по делу N А41-101654/18 несет на себе обязательства не как юридического лица, а как органа местного самоуправления, осуществляющего распоряжение и управление муниципальной собственностью и являющимся получателем (главным распорядителем) бюджетных средств, поскольку взысканная сумма подлежит уплате за счет средств местного бюджета, а не за счет имущества, принадлежащего органу местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является, в том числе, орган местного самоуправления, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган местного самоуправления, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В силу части 6 статьи 4 вышеуказанного Закона от 06 апреля 2017 года N 36/2017-ОЗ, со дня формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевское Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района и Коломенского муниципального района.
Частью 1 статьи 6 Закона от 06 апреля 2017 года N 36/2017-ОЗ предусмотрено, что полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах преобразуемых муниципальных образований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и их исполнением до даты формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа осуществляют органы местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований.
С момента формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах преобразуемых муниципальных образований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и их исполнением до конца 2017 года осуществляют органы местного самоуправления Коломенского городского округа раздельно по каждому преобразуемому муниципальному образованию в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом в части 2 данной статьи содержится условие о том, что с 2018 года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Коломенского городского округа учитывается как бюджет единой территории.
Именно со дня формирования (создания) данного органа местного самоуправления он является правопреемником органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции, на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 48 АПК РФ, для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Пунктом 1.8 Положения об Администрации Коломенского городского округа Московской области установлено, что Администрация Коломенского городского округа является правопреемником Администраций преобразованных муниципальных образований согласно положений Закона от 06 апреля 2017 года N 36/2017-ОЗ.
Таким образом, в силу закона вновь образованное муниципальное образование является правопреемником по обязательствам, возникшим у Администрации городского округа Коломна Московской области в связи с заключением вышеуказанного муниципального контракта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно произвел процессуальную замену ответчика по настоящему делу.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося определения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 частью 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2020 по делу N А41-101654/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-101654/2018
Истец: АО "Московское областное объединение по ремонту и строительству городских дорог"
Ответчик: Администрация городского округа Коломна
Третье лицо: ЛИКВИДАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6223/20
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20173/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20173/19
12.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11350/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-101654/18