Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф09-5718/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А47-14219/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2020 по делу N А47-14219/2019.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан, принял участие представитель публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - Лисенков Юрий Александрович (доверенность от 21.01.2019 N ДОВ/8/063/19, диплом).
Закрытое акционерное общество "Птицефабрика Оренбургская" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Птицефабрика Оренбургская") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, департамент, уполномоченный орган) о признании незаконным и отмене приказа от 13.06.2019 года N 221 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недпропользователя", обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены оспариваемого приказа в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; признании незаконным и отмене приказа N 220 от 13.06.2019 года "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", об обязании департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу названного приказа (требования изложены с учетом объединения дела NА47-14218/2019 и NА47-14219/2019 в одно производство для их совместного рассмотрения по существу определением суда первой инстанции от 03.12.2019 года).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ПАО АНК "Башнефть", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2020 (резолютивная часть оглашена 23.01.2020) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными приказы департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 13.06.2019 года N 220 и N 221 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя". Обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С вынесенным решением не согласилось третье лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ПАО АНК "Башнефть" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии предусмотренной статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации совокупности условий изъятия земельного участка, включающих признак исключительности ведущей к изъятию ситуации. По мнению апеллянта, само по себе наличие действующей лицензии на пользование недрами является достаточным условием для удовлетворения ходатайства лица, заинтересованного в изъятии земельного участка, без исследования мотивов принятия соответствующего решения.
Также апеллянтом заявлены возражения относительно вывода о вклинивании земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 в сформированные в соответствии с оспариваемыми приказами земельные участки с кадастровым номером 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173. Названные участки сформированы под площадкой нефтяной скважины и подъездной дорогой исходя из рационального использования под объектами нефтедобычи и потребностей недропользования. Другое их формирование ведет к необоснованному изъятию земель общества. Оставшаяся площадь земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 составляет 356 208 кв.м, что соответствует допустимым размерам образуемых земельных участков. При этом, с учетом фактического расположения на земельном участке подъездной дороги, заявитель не использует изымаемый участок для сельскохозяйственных нужд.
Использованное судом заключение кадастрового инженера Третьяковой Н.В. от 06.11.2019 подлежало критической оценке судом, ввиду отсутствия данных о геодезических измерениях, актов обследования. Указывая на наличие изломанности и вклинивания, создающие неудобство в использования, кадастровый инженер не указал, как именно влияет это на взаимное расположение земельных участков. Суд также не дал оценки образование какого из двух земельных участков, привело к вклиниванию. С учетом последовательного издания оспариваемых приказов, устранению нарушений прав заявителя способствовало признание недействительным приказа, изданного позднее (по номеру регистрации N 221 от 13.06.2019). Соответственно, приказ N 220 от 13.06.2019 отменен безосновательно.
ЗАО "Птицефабрика Оренбургская" и департаментом представлены письменные возражения и отзыв на апелляционную жалобу. Письменные возражения и отзыв на апелляционную жалобу не приобщены к материалам дела, поскольку не представлены доказательства их направления лицам, участвующим в деле (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание, за исключением представителя третьего лица, не явились.
С учетом мнения представителя третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ПАО АНК "Башнефть" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ЗАО "Птицефабрика Оренбургская" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:21:2407001:160, доля в праве 2/3 (государственная регистрация права N 56:21:2407001:160-56/001/2018-8 от 17.04.2018 года), доля в праве 1/3 (государственная регистрация права N 56:21:2407001:160- 56/001/2018-10 от 24.05.2018 года) (т.1, л.д.108-114) Названный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 407 997 +/- 224 м2, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, Струковский сельсовет, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:21:2407001.
ПАО АНК "Башнефть" предоставлена лицензия на пользование недрами серии ОРБ номер 02908 НЭ, сроком действия до 31.12.2038 года, с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых (т.1, л.д. 58). Основным видом деятельности ООО ПАО АНК "Башнефть" в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является добыча нефти (код 06.10.1).
Из предоставленной в материалы дела рабочей документации Дачно- Репинского нефтяного месторождения усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 56:21:2407001:160 располагается площадка скважины 302ДРП и часть подъездной дороги к разведочной скважине 302ДРП Дачно-Репинского нефтяного месторождения (Инв. N 121000031101), а также часть подъездной автодороги к скважине 305ДРП в рамках реализации запланированной программы бурения. Часть подъездной дороги к разведочной скважине 302ДРП Дачно-Репинского нефтяного месторождения (Инв. N 121000031101), площадка скважины 302ДРП, а также часть подъездной автодороги к скважине 305ДРП находятся в границах горного отвода Дачно-Репинского нефтяного месторождения (т.2, л.д.11-66).
16.04.2019 года ПАО АНК "Башнефть" обратилось в департамент с ходатайством (вх. N 00-1477) об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд с условным номером 56:21:2407001:160:ЗУ2 (площадь 7 176 м2, для бурения разведочной скважины 305ДРП Дачно-Репинского нефтяного месторождения с подъездной автодорогой), образуемого из земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 (т.1, л.д.80-81). Ходатайством (вх. N 00-1479) ПАО АНК "Башнефть" также просило об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд с условным номером 56:21:2407001:160:ЗУ1 (площадь 44 613 м2, для эксплуатации разведочной скважины 302ДРП Дачно-Репинского нефтяного месторождения с подъездной автодорогой (Инв. N 121000031101)), образуемого из земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 (т.3, л.д.92-93).
Указанные ходатайства поданы по форме, установленной в приказе Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 "Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и требований к их формату".
Заявителем указана цель изъятия - проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.
По результатам рассмотрения ходатайства третьего лица (вх. N 00-1477), в соответствии с протоколом заседания Комиссии N 231 от 10.06.2019 года (т.1, л.д.72-73) уполномоченным органом принято решение:
1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка (далее - схема) с условным номером 56:21:2407001:160:ЗУ2 площадью 7 176 м2 из земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 площадью 407 997 +/- 224 м2, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", принадлежащего на правах общей долевой собственности ЗАО "Птицефабрика Оренбургская".
2. Изъять у ЗАО "Птицефабрика Оренбургская" земельный участок с условным номером 56:21:2407001:160:ЗУ2 площадью 7 176 м2, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 площадью 407 997 +/- 224 м2, принадлежащего на правах общей долевой собственности, находящегося по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Струковский сельсовет, в западной части кадастрового квартала 56:21:2407001, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ПАО АНК "Башнефть" согласно лицензии ОРБ 02908 НЭ (дата государственной регистрации 25.03.2016).
На основании указанного решения уполномоченным органом издан приказ N 221 от 13.06.2019 года об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя (т.1, л.д.70).
По результатам рассмотрения ходатайства ПАО АНК "Башнефть" (вх. N 00-1479), в соответствии с протоколом заседания Комиссии N 230 от 07.06.2019 года (т.3, л.д.78-79) уполномоченным органом принято решение:
1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка (далее - схема) с условным номером 56:21:2407001:160:ЗУ1 площадью 44 613 м2 из земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 площадью 407 997 +/- 224 м2, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", принадлежащего на правах общей долевой собственности ЗАО "Птицефабрика Оренбургская".
2. Изъять у ЗАО "Птицефабрика Оренбургская" земельный участок с условным номером 56:21:2407001:160:ЗУ1 площадью 44 613 м2, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 площадью 407 997 +/- 224 м2, принадлежащего на правах общей долевой собственности, находящегося по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Струковский сельсовет, в западной части кадастрового квартала 56:21:2407001, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ПАО АНК "Башнефть" согласно лицензии ОРБ 02908 НЭ (дата государственной регистрации 25.03.2016).
На основании указанного решения уполномоченным органом издан приказ N 220 от 13.06.2019 года об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя (т.3, л.д.73).
Посчитав, что вышеназванными приказами нарушены законные права и интересы, ЗАО "Птицефабрика Оренбургская" обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что ПАО АНК "Башнефть" имеет лицензию на пользование недрами, в связи с чем подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков. Однако, само по себе наличие действующей лицензии на право пользования недрами не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность заявителя в данном конкретном случае направлена на удовлетворение публичных интересов и соответствует общественным потребностям. Такая направленность подлежит установлению, исходя из фактических обстоятельств и представленных документов в каждом случае с приведением соответствующих обоснований. Между тем, в протоколе комиссии не имеется сведений о том, что обсуждался вопрос о наличии/отсутствии государственной (муниципальной) нужды, как основания для принятия решения об изъятии. Названное свидетельствует о формальной проверке представленных третьим лицом документов и сведений. В этой связи, суд пришел к выводу о недоказанности наличия оснований для изъятия земельных участков.
К наличию иных оснований, препятствующих изъятию земельных участков в рассматриваемом случае, судом первой инстанции также отнесено установленное обстоятельство невозможности использования земельного участка, расположенного между изымаемыми земельными участками. Схемы расположения каждого из образованных земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173 в отдельности, признаны судом первой инстанции разработанными в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако их совокупное расположение по данным публичной кадастровой карты, заключению кадастрового инженера, предоставленным схемам расположения земельных участков явно свидетельствует, что земельный участок с кадастровым номером 56:21:2407001:160 вклинивается в сформированные оспариваемыми приказами департамента земельные участки с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд допускается в исключительных случаях, по предусмотренных федеральными законами основаниями.
Порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обоснования необходимости принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. К их числу отнесены организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов (далее - Требования).
Пунктом 4 Требований предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии: копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии); копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе; копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации; копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЗК РФ.
Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и которая предоставила за изымаемый земельный участок в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона (пункт 4 части 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как правильно установлено судом первой инстанции, приведенные нормы позволяют инициировать процедуру изъятия земельного участка, которая влечет возникновение права собственности на него, недропользователем (обладателем лицензии на пользование недрами).
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно абз. 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Из положений статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что данное обстоятельство влечет безусловное принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.
Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
При этом, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ПАО АНК "Башнефть" указало на наличии лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи нефти на Дачно-Репинском месторождении. В заявлении указано целью формирования участков - площадью 7 176 м2, для бурения разведочной скважины 305ДРП Дачно-Репинского нефтяного месторождения с подъездной автодорогой; площадью 44 613 м2, для эксплуатации разведочной скважины 302ДРП Дачно-Репинского нефтяного месторождения с подъездной автодорогой (Инв. N 121000031101).
Указанное позволяет сделать вывод о необходимость использования спорных земельных участков в целях разведки и добычи нефти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 утверждена государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики", целью которой явилось надежное обеспечение страны топливо-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно- энергетического комплекса на окружающую среду.
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Таким образом, изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с добычей нефти, осуществляется в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенных Энергетической стратегией России ' на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года", и направлено на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.
Ввиду государственного регулирования в области недропользования и общедоступности названных документов, вывод суда первой инстанции о необходимости предоставления ПАО АНК "Башнефть", наряду с вышеназванной лицензией на пользование недрами (добыча нефти), дополнительного обоснования необходимости изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и установления уполномоченным органом исключительности ситуации, в целях принятия соответствующего решения, применительно к обстоятельствам настоящего дела, следует признать ошибочным.
Вместе с тем, указанное не повлекло принятие неправильного судебного акта, исходя из следующего.
Оспариваемыми приказами утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 7 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 20 статьи 10.10 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти об утверждении схемы расположения земельного участка является основанием для осуществления кадастрового учета образуемого объекта.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Исходя из частей 2, 4 названной нормы, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. В числе сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В отсутствие законодательного закрепления определения понятий вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, суд первой инстанции верно счел, что вклиниванием и чересполосицей будет являться расположение отдельных частей земельного участка относительно другого земельного участка, создающее неудобства в организации пользования земельными участками.
Из публичной кадастровой карты следует, что земельные участки с условными номерами 56:21:2407001:160:ЗУ2 (площадь 7 176 м2) и 56:21:2407001:160:ЗУ1 (площадь 44 613 м2) поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173.
В соответствии с заключением кадастрового инженера Третьяковой Н.В. от 06.11.2019 года (т.1, л.д.120-159), раздел земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160, согласно оспариваемым приказам и схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, нарушает права собственника по использованию остатка земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, а также может повлечь за собой необходимость дополнительных затрат с целью обеспечения доступа к земельному участку. Раздел земельного участка приводит к нарушению положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что заключение кадастрового инженера подлежало критической оценке судом, ввиду отсутствия данных о геодезических измерениях, актов обследования, подлежат отклонению.
Из приведенной в апелляционной жалобе схемы (рис.1) усматривается графическое совпадение со схемой, приведенной в заключении кадастрового инженера (т.1 л.д. 121, 122). Такими образом, сторонами спора предоставлены согласованные сведения о расположении образуемых и исходного земельного участка, из которых усматривается расположение частей земельного участка с кадастровым номером 56:21:2407001:160 между земельными участками с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173 (северо-восточная и юго-восточная части).
Площадь расположенной между изымаемыми земельными участками северо-восточной части является существенно меньше площади земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173. Ее расположение в виде узкой (что усматривается из сравнения с шириной подъездной дороги) и практически замкнутой части, очевидно свидетельствует о затруднительности (невозможности) использования в целях ведения сельского хозяйства.
Таким образом, несмотря на разработку схемы расположения каждого из образованных земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173 под площадкой нефтяной скважины и подъездной дорогой в отдельности в соответствии с положениями пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в совокупности образование земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:2407001:168 и 56:21:2407001:173 произведено с нарушением требований земельного законодательства.
Ссылки апеллянта на формирование земельных участков исходя из рационального использования под объектами нефтедобычи и потребностей недропользования и исключения необоснованного изъятия земель общества "Прицефабрика Оренбургская" не могут быть признаны обоснованными. Описанное выше вклинивание и чересполосица подлежат устранению как за счет уменьшения площади изымаемых участков (одного из них), так и увеличения площади, влекущее для общества "Прицефабрика Оренбургская" увеличение размера возмещения в виде рыночной стоимости земельных участков.
Поскольку подготовка двух схем расположения земельных участков осуществлялась ПАО АНК "Башнефть" с учетом его потребностей в изъятии участков для целей недропользования, суд первой инстанции исходя из предмета спора не имел правовых оснований по изменению площади и конфигурации земельных участков, отраженных в схемах.
Ввиду одновременного издания приказов от 13.06.2019 N 220 и N 221 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", у суда отсутствовали основания для определения в какой из двух схем им допущены нарушения, приведшие к нарушению земельного законодательства.
Доводы апеллянта о последовательном издании оспариваемых приказов находятся в противоречии с доводами о необходимости изъятия в целях единого недропользования двух земельных участков под площадкой нефтяной скважины и подъездной дорогой, как обслуживающего объекта. Кроме того, последовательная регистрация приказов (присвоение номера) не может быть отождествлена с последовательным их изданием и безусловно свидетельствовать об издании позднее приказа по номеру регистрации N 221 от 13.06.2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными приказов от 13.06.2019 года N 220 и N 221 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя".
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная платежным поручением N 164431 от 26.02.2020 государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит возврату публичному акционерному обществу "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" из федерального бюджета на основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2020 по делу N А47-14219/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 164431 от 26.02.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14219/2019
Истец: ЗАО "Птицефабрика оренбургская"
Ответчик: Департамент по недропользования по Приволжскому Федеральному округу
Третье лицо: Калининский районный суд города УФЫ РБ, ПАО "АНК "Башнефть", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5718/20
09.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5651/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14219/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14219/19