г. Вологда |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А44-9122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Веста ВН" Ефимова А.А. по доверенности от 30.01.2020 N 1, от прокуратуры Новгородской области Иволга О.В. по доверенности от 01.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста ВН" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2020 года по делу N А44-9122/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Веста ВН" (ОГРН 1155321005190, ИНН 5321176654; адрес: 173003, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Черепичная, дом 4, помещение 8; далее - ООО "Веста ВН", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074; адрес: 191014, Санкт-Петербург, проспект Литейный, дом 39; далее - управление, Росприроднадзор) о признании незаконным приказа от 08.08.2019 N 126 об отказе обществу в переоформлении лицензии от 19.12.2017 N (53) - 4936-СТ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности и о возложении на управление обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем принятия в установленном порядке решения о переоформлении лицензии от 19.12.2017 N (53) - 4936-СТ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, бульвар Воскресенский, 13а; далее - министерство природных ресурсов); администрация Старорусского муниципального района (ОГРН 1025301187570, ИНН 5322000727; адрес: 175202, Новгородская область, район Старорусский, город Старая Русса, набережная Советская, дом 1); муниципальное унитарное предприятие Машинно-технологическая станция "Старорусская" (ОГРН 1025301188131, ИНН 5322007754; адрес: 175202, Новгородская область, район Старорусский, город Старая Русса, улица Лермонтова, дом 27; далее - МУП МТС "Старорусская"); общество с ограниченной ответственностью "ДОРРОС" (ОГРН 1076027008133, ИНН 6027107680; адрес: 175150, Новгородская область, район Шимский, рабочий поселок Шимск, улица Лесная, дом 13; далее - ООО "ДОРРОС"); Прокуратура Новгородской области в лице Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры (ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221; адрес: 173003, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Новолучанская, дом 11; далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление и прокуратура в своих отзывах изложенные в апелляционной жалобе общества отклонили, считают решение суда законным и обоснованным.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Росприроднадзор, министерство природных ресурсов, администрация Старорусского муниципального района, МУП МТС "Старорусская", ООО "ДОРРОС", участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и прокуратуры, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением общества от 01.07.2019 N 20 о переоформлении лицензии от 19.12.2017 N (53)-4936-СТ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (том 2, листы 106-125) управлением на основании распоряжения от 24.07.2019 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соответствия общества, как соискателя лицензии, установленным требованиям.
По результатам этой проверки в отношении общества составлен акт проверки от 06.08.2019 N 79 (том 1 лист 63), в котором отражено, что лицензиатом (обществом) в обоснование соответствия лицензионным требованиям, установленным для осуществления деятельности по размещению (захоронению) отходов, предъявлен договор аренды недвижимого имущества от 04.12.2018, срок действия до 04.12.2023, согласно которому он арендует у МУП МТС "Старорусская" полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) (том 2, лист 49).
Согласно указанному договору с учетом редакции N 2 акта приема-передачи от 04.12.2018 общество приняло в пользование полигон ТБО с кадастровым (условным) номером 53:17:150705:0003:19/3/36/43, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, 1200 м юго-восточнее д. Соболево, для деятельности в сфере промышленных предприятий, общей площадью застройки по наружному обмеру 29 930 кв.м, 2006 года постройки, бытовое здание общей площадью 24,3 кв.м, гараж общей площадью 33,4 кв.м, уборную общей площадью по наружному обмеру 1,3 кв.м, дезинфицирующую ванну 2006 года постройки, бетонную яму для захоронения мелких животных - яму (Бекари) 2006 года постройки, подъездные пути к дезинфицирующей ванне 2006 года постройки (том 2, лист 55а).
Управление установило, что данный полигон ТБО, как объект размещения отходов, до передачи его в аренду обществу находился в аренде у ООО "ДОРРОС", осуществлявшего деятельность по размещению отходов. ООО "ДОРРОС", как лицензиат, провело государственную регистрацию полигона ТБО в Государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 N 592 полигон ТБО как объект размещения отходов включен в ГРОРО за N 53-00005-3-00592-250914 (том 3, лист 102); кроме того, ООО "ДОРРОС" по заявке о постановке на учет от 20.12.12016 N 10776608 поставило полигон ТБО на учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, качестве эксплуатируемого объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - ОНВОС), подлежащего федеральному государственному экологическому надзору (том 3, листы 103-119), получив соответствующее свидетельство о постановке на учет от 27.12.2016 N AOZVNOKI с присвоением кода объекта ОНВОС 49-0153-000226-П (том 3, лист 119).
При этом из регистрационных документов следует, в частности, Технического отчета по исполнительной геодезической съемке 2015 года, составленному АО "Институт Новгородинжпроект" (далее - Технический отчет) (том 3, лист 124), следует, что полигон ТБО, зарегистрированный в ГРОРО под номером 53-00005-3-00592-250914, занимает земельный участок с зафиксированными координатами (том 3, лист 105) прямоугольной формы с размерами 341 - 363 м в длину и 161-170 м в ширину (том 3, лист 129) (фотоматериалы в томе 3, лист 120).
Кроме того, согласно результатам инвентаризации в марте 2014 года, представленным ООО "ДОРРОС" в управление письмом от 22.05.2014 N 15, при обращении для включения в ГРОРО, заполнение полигона ТБО и по объему и по массе размещенных отходов составляло 65,8 процентов (том 1, лист 77) (176 611,4 куб.м/268 455 куб.м).
Из акта проверки от 24.12.2015 N 73, проведенной управлением в отношении эксплуатировавшего на тот момент полигон ООО "ДОРРОС", следует, что полигон представляет собой земельный участок прямоугольной формы также с размерами 341-363 м в длину и 161-170 м в ширину, огражденный частично водоотводными канавами, частично забором (со стороны автодороги) и контуром леса (том 3, лист 12); заполнение полигона по объему отходов на 11.02.2015 составляло 74,8 процентов (161 655 куб.м/215 905 куб.м) (том 3, лист 130); на 02.12.2015 - 82 процентов (176 997 куб. м/215 905 куб. м) (том 3, лист 13).
В приложении N 4 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 06.07.2018 N 42 (далее - Территориальная схема), в таблице "Сведения об объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" по полигону ТБО указан процент заполнения полигона - 91,2 процентов. Согласно инвентаризационной ведомости объекта размещения отходов объем накопленных отходов на полигоне ТБО по состоянию на 09.07.2018 составлял 94 процентов от проектной мощности.
В письме администрации Старорусского муниципального района от 04.12.2018 N 5058-И в адрес управления также отмечено, что согласно геодезической съемке от 09.07.2018 на полигоне размещено 203 146 куб. м отходов, что составляет 94 процента от проектной вместимости полигона (том 3, листы 29, 58, 60).
Вместе с тем, из предъявленных Росприроднадзору с заявлением от 01.07.2019 о переоформлении лицензии от 19.12.2017 N (53) - 4936-СТ (том 2, листы 106-125) ООО "Веста ВН" документов следует, что полигон ТБО при совпадающей площади складирования 29 930 кв.м, имел иные (в сторону уменьшения) характеристики, в частности, заявлено, что полигон ТБО представляет собой земельный участок прямоугольной формы с размерами 160-227 м в длину и 160-165 м в ширину (вместо 341-363 м в длину и 161-170 м в ширину); количество отходов, размещенных на полигоне по состоянию на 29.07.2019 составляет: 125 810 куб.м в уплотненном состоянии (без учета изолирующего материала) или 94 357,5 т, что составляет 58,27 процентов от вместимости первого пускового комплекса (том 1, лист 77; том 2, листы 102, 105).
Управление в акте отметило выявленные несоответствия, указав на необоснованность снижения процента заполнения полигона отходами, на изменение конфигурации полигона, а также на возникновение разделительной канавы на теле полигона (снимки с космоса; том 3, листы 36 и 120).
В связи с этим управление пришло к выводу о несоответствии лицензиата лицензионным требованиям в связи с отсутствием у общества надлежащего соответствующего установленным требованиям объекта размещения отходов I-IV классов опасности, поскольку установило, что обществом в ненадлежащем порядке без проведения государственной экспертизы документов по проведению работ на полигоне ТБО изменены изначальные параметры полигона, в соответствии с которыми полигон ТБО построен по прошедшей государственную экспертизу проектной документации, принят заказчиком, введен в эксплуатацию в 2007 году и неоднократно передавался различным эксплуатирующим организациям, последней из которых являлось ООО "ДОРРОС", с характеристиками которых полигон ТБО поставлен на учет в ГРОРО за N 53-00005-3-00592-250914 и включен в государственный реестр объектов ОНВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, с кодом 49-0153-000226-П, на государственный учет в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС).
Выявленные обстоятельства послужили основанием издания управлением приказа от 08.08.2019 N 126 об отказе обществу в переоформлении лицензии от 19.12.2017 N (53) - 4936-СТ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (том 3, листы 39-40).
Не согласившись с этим отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).
Частями 2, 3 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 Закона N 99-ФЗ, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры. Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу части 18 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 настоящего федерального закона.
В силу части 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего федерального закона, согласно которой основанием для отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
С 15.10.2015 порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
К лицензионным требованиям подпунктом "а" пункта 3 Положения N 1062 для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности отнесено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В силу пункта 7 Положения N 1062 при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес, а также:
для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу (подпункт "а");
для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (подпункт "г").
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под объектом размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В связи с изложенным и в силу приведенных выше норм Закона N 99-ФЗ и пункта 7 Положения N 1062 общество обязано подтвердить его соответствие лицензионным требованиям, в том числе доказать наличие у него принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании объекта обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности, необходимого для выполнения заявленных работ по новому адресу.
При этом объект размещения отходов должен соответствовать установленным статьей 12 Закона N 89-ФЗ требованиям, в частности, объект размещения отходов должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 7 статьи 12 указанного Закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 04.12.2018 (том 2, лист 49) с учетом редакции N 2 акта приема-передачи от 04.12.2018 общество приняло в пользование полигон ТБО с кадастровым (условным) номером 53:17:150705:0003:19/3/36/43, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, 1200 м юго-восточнее д. Соболево, для деятельности в сфере промышленных предприятий, общей площадью застройки по наружному обмеру 29 930 кв.м, (том 2, лист 55а).
Действительно, на момент проведения управлением внеплановой выездной проверки общества по заявлению от 01.07.2019 о переоформлении лицензии от 19.12.2017 N (53) - 4936-СТ проверки полигон ТБО с кадастровым (условным) номером 53:17:150705:0003:19/3/36/43, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, 1200 м юго-восточнее д. Соболево, внесен в ГРОРО под номером 53-00005-3-00592-250914 и включен в государственный реестр объектов ОНВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, с кодом 49-0153-000226-П в ПТО УОНВОС.
Вместе с тем, управлением верно установлено, что обществом в отсутствие законных оснований в ненадлежащем порядке без проведения государственной экспертизы документов по проведению работ по реконструкции на полигоне ТБО проведены работы, в результате которых изменены изначальные параметры полигона (на теле полигона обустроена канава, которая разделила тело полигона на две части), то есть параметры (координаты, площадь, конфигурация), в соответствии с которыми полигон ТБО введен в эксплуатацию в 2007 году и неоднократно передавался эксплуатирующим организациям, последней (ООО "ДОРРОС") с установленными с характеристиками поставлен на учет в ГРОРО за N 53-00005-3-00592-250914 и включен в государственный реестр объектов ОНВОС.
В материалах дела усматривается, чио полигон ТБО с кадастровым (условным) номером 53:17:150705:0003:19/3/36/43, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, 1200 м юго-восточнее д. Соболево, создан по проекту "Реконструкция полигона твердых бытовых отходов для города Старая Русса", разработанным по заказу администрации Старорусского муниципального района филиалом ГОУП "Новжилкоммунсервис" "Проектный институт "Новжилкоммунпроект" в 2002 году (далее - Проект) (том 2, лист 60); Проект получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и утвержден приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России от 11.10.2002 N 299 (том 2, лист 83).
Согласно Проекту строительство полигона осуществлялось методом реконструкции действовавшей с 1982 года санкционированной свалки; полигон ТБО введен в эксплуатацию на основании разрешения N RU 53517000-211, выданного администрацией Старорусского муниципального района Новгородской области от 16.11.2007 (том 2, лист 87).
Полигон ТБО арендовался ООО "ДОРРОС", которое, как лицензиат, провело государственную регистрацию полигона: приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 N 592 полигон ТБО, как объект размещения отходов, включен в ГРОРО за N 53-00005-3-00592-250914 (том 3, лист 102); кроме того ООО "ДОРРОС" по заявке о постановке на учет от 20.12.2016 N 10776608 (том 3, лист 33) поставило полигон ТБО на учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, качестве эксплуатируемого объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС), подлежащего федеральному государственному экологическому надзору (том 3, листы 103-119), получив соответствующее свидетельство о постановке на учет от 27.12.2016 N AOZVNOKI с присвоением кода объекта ОНВОС 49-0153-000226-П (том 3, лист 119).
При этом согласно имеющейся в деле одобренной Росприроднадзором заявке ООО "ДОРРОС" о постановке на учет полигона ТБО как ОНВОС от 20.12.2016 N 10776608 (том 3, лист 33), частности Техническому отчету (том 3, лист 124), полигон ТБО поставлен на учет как ОНВОС зарегистрирован в ГРОРО с определенными характеристиками, согласно которым полигон ТБО занимает земельный участок с зафиксированными координатами: 57.957707, 31.423865, 57.955909, 31.4182, 57.957164, 31.416998, 57.959051, 31.422502 (том 3 листы 105, 116) прямоугольной формы с размерами 341-363 м в длину и 161-170 м в ширину (том 3 лист 129) (фотоматериалы (том 3 лист 120).
Однако общество представило документы, согласно которым арендуемый им по договору с МУП МТС "Старорусская" рассматриваемый в настоящем деле полигон ТБО при одинаковой площади складирования 29 930 кв.м, имел иные (в сторону уменьшения) характеристики, чем те, с которыми полигон поставлен на учет в ГРОРО как объект размещения отходов, иные координаты (том 2 лист 130).
Управление отметило, что фактически общество в отсутствие законных оснований сдвинуло часть отходов на участок полигона ТБО, который остался за разделительно канавой, оборудованной обществом на теле полигона в 2019 году, разделившей тело полигона на две части, в связи с этим снизился процент заполнения полигона отходами с 94 процентов до 58,27 процентов и изменилась его конфигурация (том 2, лист 105).
Общество опровержение данного вывода представлена выкопировка из Технического отчета 2019 года "План полигона ТБО", изготовленного по результатам топографической съемки полигона, выполненной по заказу общества привлеченным по соответствующему договору для инженерно-геодезических изысканий ООО "АН ТЕРРА" (г. Санкт-Петербург) (том 2, листы 105; том 3, лист 85), согласно топографической съемки полигона в 2019 году которогор, полигон ТБО представляет собой земельный участок прямоугольной формы с размерами 160-227 м в длину и 160-165 м в ширину (вместо состоящих на учете 341-363 м в длину и 161-170 м в ширину); количество отходов, размещенных на полигоне по состоянию на 29.07.2019 составляет: 12 5810 куб. м в уплотненном состоянии (без учета изолирующего материала) или 94 357,5 т, что составляет по данным общества 58,27 процентов (вместо 94 процентов, подтвержденных документально управлением) от вместимости первого пускового комплекса (том 1 лист 77; том 2 листы 102, 105).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что согласно результатам инвентаризации в марте 2014 года, представленным ООО "ДОРРОС" в управление с письмом от 22.05.2014 N 15, при обращении для включения в ГРОРО, заполнение полигона ТБО и по объему и по массе размещенных отходов составляло 65,8 процентов (том 1, лист 77) (176 611,4 куб.м/268 455 куб.м); согласно акту проверки от 24.12.2015 N 73 (том 3, лист 73), проведенной управлением в отношении эксплуатировавшего на тот момент полигон ООО "ДОРРОС", заполнение полигона на 02.12.2015 по объему отходов составляло уже 82 процентов (176 997 куб. м/215 905 куб. м); данные выводы проверки никем не оспаривались ранее, не оспаривались и в настоящем деле.
В Территориальной схеме в таблице "Сведения об объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" приложения 4 к которой процент заполнения полигона ТБО указан 91,2 процентов.
В письме администрации Старорусского муниципального района в управление от 04.12.2018 N 5058-И "О представлении информации по полигону ТБО" сообщается, что "согласно геодезической съемке от 09.07.2018 на полигоне размещено 203 146 куб. м (при проектной вместимости 215 905 куб.м), что составляет 94 процентов от проектной вместимости полигона" (том 3, лист 29), при этом к указанному письму названной администрацией в подтверждение данного заполнения полигона ТБО отходами приложена инвентаризационная ведомость объекта размещения отходов по состоянию на 01.01.2018 (том 3, листы 29-32а).
От министерства природных ресурсов поступила инвентаризационная ведомость объекта размещения отходов Новгородской области Старорусского муниципального района, согласно которой на спорном полигоне ТБО по состоянию на 09.07.2018 заполнение проектной вместимости полигона ТБО составляло 94 процентов (том 3, листы 58-60).
Общество снижение процента заполнения полигона ТБО отходами с 94 процентов до 58,27 процентов последовательно объяснят тем, при проведении инвентаризаций полигона ТБО в предыдущие годы эксплуатации и расчете среднего процента заполнения его вместимости, в частности, ООО "ДОРРОС" учитывались, в том числе, отходы и площадь несанкционированной свалки, которая находится за канавой, прочищенной обществом на полигоне согласно той площади, которая определена проектной документацией. Более того, общество настаивало, что именно ООО "ДОРРОС" в процессе эксплуатации произвело реконструкцию полигона ТБО (расширение его площади), присоединив к полигону несанкционированную свалку, в отсутствие экологической экспертизы документов на такую реконструкцию (том 5 лист 121).
Вместе с тем, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно не согласился с такой позицией общества, отметив следующее.
Спорный полигон ТБО оборудован (построен) методом реконструкции действовавшей на указанном земельном участке с 1982 года санкционированной свалки; проект "Реконструкция полигона твердых бытовых отходов для города Старая Русса", разработан по заказу администрации Старорусского муниципального района ГОУП "Новжилкоммунсервис" "Проектный институт "Новжилкоммунпроект" в 2002 году, получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (утверждено приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды от 11.10.2002 N 299).
Из имеющихся в деле данных описаний построенного и введенного в установленном порядке в действие полигона ТБО не следует, что рядом с оборудованным полигоном имелась несанкционированная свалка. Построенный в 2002 году полигон ТБО представляет собой земельный участок прямоугольной формы размерами 341-363 м в длину и 161-170 м в ширину, огражденный частично водоотводными канавами, частично забором (со стороны дороги) и контуром леса (акт проверки от 24.12.2015; том 3, лист 1); имеющиеся в деле снимки из космоса свидетельствуют о том, что рядом с телом полигона какие-либо свалки отсутствовали (том 3, листы 33,32а, 43).
Кроме того, подписывая акт приема-передачи полигона ТБО от 04.12.2018, общество также не заявляло о наличии несанкционированной свалки (том 2, лист 52).
В процессе эксплуатации ООО "ДОРРОС" полигона ежегодно осуществлялась его инвентаризация, а также управлением проводились проверки управлением полигона ТБО (акт проверки от 24.12.2015 (том 3, лист 1), в которых наличие такой свалки не отражено.
Кроме того, согласно справке ГОКУ "Старорусское лесничество" от 21.08.2019 N 481 (том 5, лист 78), несанкционированной свалки на землях лесного фонда не имеется.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно поддержал выводы управления о том, что общество безосновательно занизило процент заполненности полигона ТБО отходами, разделив в 2019 году тело полигона на две части новой канавой, оборудованной без экологической экспертизы таковой (съемка из космоса; том 3, лист 36).
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе комиссионного обследования полигона ТБО, проведенного лицами, участвующими в деле по определению суда, в ходе которого был составлен акт комиссионного обследования объекта размещения отходов от 18.12.2019, согласно данному акту территория размещения отходов разделена канавой на две части (акт и схема, том 4 лист 34).
Довод общества о том, что фактически оно прочистило имеющуюся обводную канаву, проходящую по границе участка для размещения отходов по площади 29 930 кв.м, совпадающей с отраженной в документации по строительству полигона ТБО, в частности, в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N RU 53517000-211, выданного администрацией Старорусского муниципального района Новгородской области от 16.11.2007 (том 2, лист 87, также не может быть принят в связи с изложенными выше доказательствами.
Кроме того из имеющегося в деле одобрении Росприроднадзора заявки ООО "ДОРРОС" о постановке на учет полигона ТБО как ОНВОС N 10776608 от 20.12.2016 (том 3, лист 33), содержащего изображение тела полигона (фото космической съемки), следует, что полигон имеет обводные канавы по контуру полигона, к телу полигона подступает лесной массив, что соответствует описанию, содержащеимся в Техническом отчете, при этом на теле полигона в 2016 году на момент постановки полигона на учет не просматривается наличие какой-либо канавы, данное тело не разделено на две части (том 3, лист 33, 32а).
Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 19.11.2019 по делу N А44-8379/2019 (том 4, лист 1), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 (том 5, лист 142), установлено, что заложение углов откосов полигона на момент проверки управления (акт от 06.08.2019 (том 2, лист 1)) не соответствует проектным. Установлено, что общество как арендатор выполнило серьезные инженерно-технические работы на полигоне ТБО, при выполнении которых изменены откосы и геометрия тела полигона, прокопана новая нагорная канава, которая разделила тело полигона на две части (том 4, лист 4).
Подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 309-ФЗ) и отдельные законодательные акты" положение подпункта 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов, и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 11.01.2009 (день вступления в силу Закона N 309-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 7 Положения N 1062 предусмотрено, что при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются этот адрес, а также для работ по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с Законом N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Закона N 309-ФЗ).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) изменение параметров объекта капитального строительства, его частей представляет собой реконструкцию объекта капитального строительства.
В силу частей 1, 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Следовательно, реконструкция ранее построенных и введенных в эксплуатацию объектов размещения отходов, должна осуществляться на основании проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы. (Данный правоприменительный подход поддержан в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2020 N 306-ЭС19-25233).
Общество же провело в 2019 году работы по обустройству новой нагорной канавы на полигоне ТБО, состоящем на учете в ГРОРО, в отсутствие проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы, снизив объем заполненности полигона ТБО отходами, соответственно, при рассмотрении заявления общества от 01.07.2019 о переоформлении лицензии у управления не было законных оснований для выводов о подтверждении обществом наличия у него на праве аренды объекта размещения отходов (полигона ТБО), состоящего на учете в ГРОРО за N 53-00005-3-00592-250914.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы общества были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, с которой апелляционная инстанция согласна. Доводы ее подателя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2020 года по делу N А44-9122/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веста ВН" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9122/2019
Истец: ООО "Веста ВН"
Ответчик: Северо-Западное межригиональное управление Федеральной службы по Надзору в сфере природопользования, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области
Третье лицо: Администрация Старорусского муниципального района, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйтва и экологии Новгородской области, МУП Машинно-технологическая станция "Старорусская", Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура, ООО "ДОРРОС", Прокуратура Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8508/20
10.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3616/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-9122/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-9122/19