город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2020 г. |
дело N А53-38596/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Кравцова И.А. по доверенности от 31.12.2019 N 5,
от ответчика: представитель Нанавьян Н.К. по доверенности от 09.01.2020 N 41,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.03.2020 по делу N А53-38596/2019
по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
(ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций и негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в размере 661 510 рублей 66 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2020 по делу N А53-38596/2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что участие учреждения при рассмотрении настоящего дела обусловлено осуществлением функций государственного органа военного управления, в связи с чем учреждение освобождено от оплаты государственной пошлины по делу.
Кроме того, заявитель указывает, что он относится к организациям, осуществляющим теплоснабжение и горячее водоснабжение, и к нему не может применяться ответственность, предусмотренная для обычных потребителей.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) и АО "Ростовводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 29418 от 06.11.2018 с протоколом урегулирования разногласий, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту холодную (питьевую) воду, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства также обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту 13 (д) договора организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 14 (т) договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, соблюдать требования по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Пункт 31 договора определяет, что нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приложение N 8).
Величины допустимых концентрации загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, определены "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденными Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 02.03.2017 N 154.
В целях осуществления контроля за качеством сточных вод абонента АО "Ростовводоканал" в присутствии представителя ответчика - Литвинова 24 апреля 2019 года были отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце (КК-1) абонента по адресу: г. Семашко, 89, что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод N 2404/3/2 от 24.04.2019, в акте имеется подпись представителя АО "Ростовводоканал" и представителя ответчика. Акт подписан без замечаний, копия акта вручена представителю ответчика. По итогам исследования проб сточных вод в протоколе КХА N 405 от 30.04.2019 АО "ЮВЭнергочермет" зафиксированы превышения допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах абонента.
По результатам проведенного лабораторного анализа, был произведен расчет платы ответчика за сброс сточных вод с превышением ДК (ВДК) в системы канализации г. Ростова-на-Дону:
- за период с 01 апреля 2019 года по 30 апреля 2019 года на сумму 233 430 рублей 97 копеек;
- за период 01 мая 2019 года по 31 мая 2019 года на сумму 196 046 рублей 16 копеек;
- за период с 01 июня 2019 года по 30 июня 2019 года на сумму 187 932 рубля 82 копейки.
Сумма задолженности платы за сброс сточных вод с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону абонента перед АО "Ростовводоканал" составляет 617 409 рублей 95 копеек.
Анализ отобранных проб, проведенный лабораторией, показал, что качество сточных вод, сбрасываемых ответчиком в системы канализации, не удовлетворяет действующим Правилам N 644, что подтверждается вышеназванными протоколами КХА.
По результатам проверки АО "Ростовводоканал" произведены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения:
- N Н-783 в апреле 2019 года на сумму 16 673 рубля 64 копейки;
- N Н-845 в мае 2019 года на сумму 14 003 рубля 30 копеек;
- N Н-913 в нюне 2019 года на сумму 13 423 рубля 77 копеек.
Сумма задолженности платы за негативное воздействие на ЦСВ абонента перед АО "Ростовводоканал" составляет 44 100 рублей 71 копейка.
Общая сумма задолженности составляет 661 510 рублей 66 копеек.
В адрес ответчика была направлена претензия об оплате задолженности, которая осталась без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Ростовводоканал" в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (Правила N 644).
Указанные правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В силу пункта 111 указанных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 названных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
Согласно подпунктам "д", "е" подпункта 34 Правил N 644 в перечень обязанностей организации водопроводно-канализационного хозяйства входит в том числе: осуществлять производственный контроль качества питьевой воды; осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Частью 1 статьи 30 Закона о водоснабжении также определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок регламентирован Правилами N 525, в силу пункта 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и их последующий анализ.
Согласно пунктам 18, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
24 апреля 2019 года были отобраны пробы сточных вод в контрольном колодце абонента (КК1), расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Семашко, 89, что зафиксировано актом контрольного отбора проб сточных вод N 2404/3/2. Настоящий Акт подписан стороной без замечаний. По итогам исследования проб сточных вод в протоколе КХА N 405 от 30.04.2019 АО "ЮВЭнергочермет" зафиксированы превышения допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах абонента.
При этом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации не было уведомлено о проведении отбора проб, акт отбора проб со стороны абонента подписан неизвестным лицом, судом отклоняются.
Акт контрольного отбора проб сточных вод от 24.04.2019 N 2404/3/2 подписан работником ответчика Литвиненко Иваном Ивановичем.
Согласно справке от 27.01.20200 Литвиненко Иван Иванович работает в филиале ФБГУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Южному военному округу в должности рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений военного городка N 57 г. Ростова-на-Дону казарменного жилищного фонда производственного участка N 1/1 (г. Ростов-на-Дону) жилищно-коммунальной службы N 1 (г. Ростов-на-Дону) с 03.04.2017 (приказ от 01.04.2017 N 778-К-ЮВО/1) по настоящее время.
Контрольные колодцы как места отбора проб определяются с участием абонента, который имеет возможность указать организации водопроводно-канализационного хозяйства место отбора проб, где его стоки не смешиваются со стоками иных лиц, а в случае его отсутствия - соорудить контрольный канализационный колодец в таком месте.
Согласно п. 3.2. "Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденных Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 02.03.2017 N 154, с целью установления абонентам технически обоснованного разрешения на сброс сточных вод в горканализацию абонент производит разработку, представление и согласование с АО "Ростовводоканал" водохозяйственного балансового расчета (паспорта водного хозяйства), обосновывающего рациональное использование воды и сброса сточных вод в системы канализации г. Ростова-на-Дону.
Из материалов дела следует, что ответчик не предоставил АО "Ростовводоканал" паспорт водного хозяйства и не заявил об иной точке отбора проб. Учитывая, что контрольные колодцы как места отбора проб определяются с участием абонента, то именно он имеет возможность указать организации водопроводно-канализационного хозяйства иное место отбора проб.
Абонентом с АО "Ростовводоканал" согласован контрольный колодец, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Семашко, в районе дома 89 согласно схеме.
Ответчик определил место отбора контрольных проб, которое указал на топографической съемке/схеме (поворотный колодец). Указанная схема согласована сторонами. Контрольные пробы были отобраны АО "Ростовводоканал" в указанном на схеме (КК-1) контрольном колодце. В данный колодец поступают стоки только с объекта ответчика. Иных канализационных выпусков данный колодец не содержит, что подтверждается схемой прохождения сетей и является первым доступным колодцем на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента.
Акт отбора проб сточных вод N 2404/3/2 от 24.04.2019 не содержит каких-либо возражений в части места отбора проб и подписан представителем ответчика без замечаний.
Следовательно, доводы учреждения о несогласованности в схеме места отбора проб необоснованны.
Расчет платы за сброс сточных вод судом проверен, признан арифметически и методологически верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не предоставлен.
В данном случае факт превышения абонентом допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах подтвержден.
Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию АО "ЮВЭнергочеомет" (протокол КХА N 450 от 30.04.2019). Анализ отобранных проб показал, что сточные воды не удовлетворяют действующим "Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах", отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденных Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 02 марта 2017 года N 154.
С введением в действие 1 января 2014 года раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей:
- по воздействию на окружающую среду (статья 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов");
- по влиянию на работу централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделы VI, VII Правил N 644).
Обе платы взимаются с абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с установленным законом порядком (статья 36 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено Правилами N 644 (пункт 36).
Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 167, расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 Постановления N 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167; требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции определяют порядок взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализаций населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах.
Указанный правовой подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 N 10-АПГ17-13.
В соответствии с п. 111 Правил N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно Письму Минстроя России от 24.05.2017 N 18063-АЧ/04 О разъяснении применения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, если организацией ВКХ обнаружены указанные в приложении N 4 к Правилам N 644 вещества, определение которых возможно по визуальным признакам (к примеру, нефтяные или масляные пятна) либо с помощью приборов контроля газовой среды (не только при отборе проб сточных вод, но и, в том числе, при проведении проверок, ремонта, технического и иного обслуживания), и данный факт оформлен соответствующим актом, то в таких случаях плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается в соответствии с пунктом 120 Правил N 644.
В силу подл. 5 п. 113 Правил N 644 запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4. Пунктами 7 и 8 указанного приложения N 4 к сбросу в составе сточных вод запрещены: твердые коммунальные отходы, мусор; волокнистые материалы (натуральные, искусственные или синтетические волокна, в том числе волос, шерсть, пряжа, ворс, перо) длиной волокна более 3 см, тара, упаковочные материалы и их элементы.
Порядок расчета платы, в случае если по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, приведенных в пункте 113 настоящих Правил (формула расчета), предусмотрен пунктом 120 Правил N 644.
В силу указанной нормы размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, где составляющими расчета являются коэффициент компенсации и объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения судом проверен, признан арифметически и методологически верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не предоставлен.
В доводах апелляционной жалобы учреждение указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно отнес судебные расходы истца по уплате государственной пошлины на учреждение, поскольку оно освобождено от ее уплаты.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости отнесения расходов истца по оплате государственной пошлины по иску на учреждение в качестве проигравшей по делу стороны в силу следующего.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 24.01.2017 N 308-КГ16-20152, от 18.05.2017 N 305-ЭС17-5220, от 23.10.2017 N 310-ЭС17-14927, освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации не влечет освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2020 по делу N А53-38596/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38596/2019
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ