г. Москва |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А40-307554/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т, Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Любимовой Ю.И, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Религиозной духовной образовательной организации высшего образования "Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2020 г. по делу N А40-307554/19
по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
к Религиозной духовной образовательной организации высшего образования "Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов"
об аннулировании лицензии,
при участии:
от заявителя: |
Емельянов А.С. по дов. от 10.12.2019; |
от заинтересованного лица |
Якубовский А.А. по дов. от 04.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) (далее - Заинтересованное лицо, Рособрнадзор) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Религиозной духовной образовательной организации Высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов" (далее - Ответчик, Организация) об аннулировании лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 14.03.2016 г. N 1990, серия 90Л01 N0009023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020 г. заявление Рособрнадзора удовлетворено.
Религиозная духовная образовательная организация высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Организации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители Рособрнадзора с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление Рособрнадзора, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере образования и науки и осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (пункт 5.3 Положения).
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.
Религиозная духовная образовательная организация высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов (далее - Организация) осуществляла образовательную деятельность на основании лицензии от 14.03.2016, регистрационный номер N 1990, серия 90Л01 N 0009023, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, с бессрочным сроком действия.
Согласно статье 9 Федерального закона N 294-ФЗ, части 8 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.
В рамках полномочий Рособрнадзора, с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, утвержденного руководителем Рособрнадзора С.С. Кравцовым 24.10.2017 г., и в соответствии с приказом Рособрнадзора от 25.09.2018 г. N 1317 "О проведении плановой выездной проверки Религиозной духовной образовательной организация высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов" (далее - приказ Рособрнадзора от 25.09.2018 г. N 1317) в период с 16 октября 2018 года по 18 октября 2018 года Рособрнадзором была проведена плановая выездная проверка Организации.
О проведении плановой выездной проверки Организация была уведомлена письмом Рособрнадзора от 10.10.2018 г. N 07-1467.
Проверка Организации проводилась по основаниям, указанным в статьях 9, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) (пункт 9 приказа Рособрнадзора от 25.09.2018 г. N 1317).
В соответствии с пунктом 6 приказа Рособрнадзора от 25.09.2018 г. N 1317 задачей данной проверки являлось осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, осуществление федерального государственного надзора в сфере образования.
По результатам проверки образовательной деятельности Организаций были выявлены нарушения лицензионных требований, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, которые были указаны в акте проверки Рособрнадзора от 18.10.2018 г. N 375/Л/З.
В отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 18.10.2018 г. N АП 375/Л/ЗГр-19.20.3.
Постановлением Перовского районного суда г. Москвы от 27.12.2018 г. Организация признана виновной в совершении вменяемого ей правонарушения, и ей назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на 60 (шестьдесят) суток.
Организацией была подана жалоба на постановление Перовского районного суда г. Москвы от 27.12.2018 г. в Московский городской суд, оставивший постановление Перовского районного суда г. Москвы от 27.12.2018 г. без изменения, а жалобу Организации - без удовлетворения.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, частью 6 статьи 93 Закона об образовании предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Организации были направлены предписания об устранении выявленных нарушений от 18.10.2018 г. N 07-55-156/39-З (далее - Предписание З) с установленным сроком устранения выявленных нарушений и причин, способствующих их совершению, до 19.11.2018 г., от 18.10.2018 г. N 07-55-157/39-Л (далее - Предписание Л) с установленным сроком устранения выявленных нарушений и причин, способствующих их совершению, до 28.12.2018 г.
Письмом от 15.11.2018 г. N 034 (вх. от 15.11.2018 г. N 07-55-1437) Организация представила в Рособрнадзор отчет об исполнении Предписания З.
Письмом от 26.12.2018 г. N 040 (вх. от 27.12.2018 N 07-55-1609) Организация представила в Рособрнадзор отчет об исполнении Предписания Л.
Вместе с тем представленные Организацией документы не позволяли сделать вывод об устранении или не устранении нарушений, указанных в Предписании 3, Предписании Л.
В связи с невозможностью установления факта исполнения или неисполнения Предписания 3, Предписания Л в полном объеме и в связи с истечением срока исполнения указанных предписаний Рособрнадзором по основаниям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 10, статьей 12 Федерального закона N 294-ФЗ было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки Организации с целью проверки исполнения ей Предписания Л, Предписания З, о чем Организация была уведомлена письмом Рособрнадзора от 11.01.2019 г. N 07-9.
В результате внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Рособрнадзора от 10.01.2019 г. N 13 "О проведении внеплановой выездной проверки Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов" установлен факт неисполнения Организацией Предписания З, Предписания Л, зафиксированный в Акте проверки Рособрнадзора от 17.01.2019 г. N 5/ВП/КП/Л/З
В связи с отказом руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица в ознакомлении с Актом проверки от 17.01.2019 г. N 5/ВП/КП/Л/З указанный акт проверки с приложениями направлен в адрес Организации через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении N 07-31 от 17.01.2019 г.
В соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании, пунктом 65 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.09.2016 N 1230 (далее -Административный регламент), в случае, если отчет об исполнении предписания, представленный организацией в Рособрнадзор, не позволяет установить факт исполнения выданного предписания либо не подтверждает исполнение выданного предписания, и если в результате внеплановой проверки не подтверждается факт исполнения предписания в установленный им срок, орган по контролю и надзору в сфере образования:
- возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца;
- запрещает прием в данную организацию полностью или частично.
В связи с неисполнением Организацией Предписания З и в соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании, пунктом 65 Административного регламента Рособрнадзором в установленном законодательством Российской Федерации порядке Рособрнадзором в отношении Организации составлен протокол от 31.01.2019 г. N АП 5/ВП/КП/Л/3-19.5.1-3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства); Организации повторно выдано предписание от 17.01.2019 г. N 07-55-03/20-3/ПП (далее - Повторное предписание) со сроком устранения выявленных нарушений и причин, способствующих их совершению, до 15.04.2019 г.;
Кроме того, было издано распоряжение от 08.02.2019 г. N 199-07 "О запрете приема в Религиозную духовную образовательную организацию высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов", об издании которого Организация была уведомлена письмом Рособрнадзора от 11.02.2019 г. N 07-143.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N 5-231/2019, с учетом определения исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 09.04.2019 г. по делу N 5-231/2019 об исправлении описки, ректор Организации признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (неисполнение Предписания З), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
На указанное постановление была подана жалоба в Перовский районный суд г. Москвы. Решением Перовского районного суда от 18.06.2019 г постановление мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 по делу N 5-231/2019 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Указанное постановление вступило в законную силу 18.06.2019 г.
Письмом от 15.04.2019 г. N 053 (вх. от 15.04.2019 г. N 07-55-327) Организация представила в Рособрнадзор отчет об исполнении Повторного предписания.
Должностным лицом Рособрнадзора была проведена проверка представленных Организацией сведений об исполнении ей Повторного предписания, в результате которой установлен факт неисполнения Организацией Повторного предписания, зафиксированный в акте по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 13.05.2019 г. N 07-55-327.
В этой связи Рособрнадзором сделан вывод о неисполнении Организацией Повторного предписания в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании, пунктом 77 Административного регламента, в случае вынесения судом решения о привлечении должностных лиц организации, осуществляющей образовательную деятельность к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
Рособрнадзором издано распоряжение от 10.10.2019 г. N 1499-07 "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов".
Организация уведомлена надлежащим образом (уведомление от 11.10.2019 г. N 07-1477).
Кроме того, в связи с неисполнением Предписания Л в отношении Организации, а так же ее должностного лица составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, от 31.01.2019 N АП 5/ВП/КП/Л/3-19.5.1-ЮЛ, N АП 5/ВП/КП/Л/3-19.5.1-ДЛ.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 по делу N 5-229/2019 юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Организацией была подана жалоба в Перовский районный суд на вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N 5-229/2019. Решением Перовского районного суда от 18.06.2019 постановление мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N 5-229/2019 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Указанное постановление вступило в законную силу 18.06.2019 г.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N 5-230/2019, с учетом определения исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 09.04.2019 г. по делу N 5-230/2019, должностное лицо Организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
На вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N 5-230/2019 была подана жалоба в Перовский районный суд г. Москвы. Решением Перовского районного суда от 18.06.2019 г. постановление мирового судьи судебного участка N 290 района Новогиреево г. Москвы от 26.03.2019 г. по делу N 5-230/2019 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Указанное постановление вступило в законную силу 18.06.2019 г.
В связи с неисполнением Предписания Л в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ Организации вновь выдано предписание Рособрнадзора от 19.06.2019 г. N 07-5 5-105/20-Л/ВВ (далее - Предписание Л/ВВ) со сроком устранения ранее не устраненных нарушений лицензионных требований, а также причин, способствующих их совершению, до 10.09.2019 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, и на основании постановлений мирового судьи судебного участка N 289 района Новогиреево г. Москвы от 27.03.2019 по делам NN 5-229/2019, 5- 230/2019, решений Перовского районного суда г. Москвы от 18.06.2019 по делам NN 12-1545/19, 12-154-6/19 Рособрнадзором издан приказ от 02.07.2019 г. N 924 "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Религиозной духовной образовательной организация высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов" на срок до 10.09.2019 г. Об издании данного приказа Организация уведомлена письмом Рособрнадзора от 03.07.2019 г. N 07-925. В связи с истечением срока исполнения Предписания Л/ВВ Рособрнадзором по основаниям, установленным статьей 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, пунктом 3 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ было принято решение о проведении в отношении Организации внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения Предписания Л/ВВ.
В результате внеплановой выездной проверки, проведенной 18.09.2019 г. в соответствии с приказом Рособрнадзора от 16.09.201г. N 1307 "О проведении внеплановой выездной проверки Религиозной духовной образовательной организация высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов" по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 10, статьей 11 Федерального закона от 26.12.2018 г. N 294-ФЗ, частью 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, установлен факт неисполнения Организацией Предписания Л/ВВ, что зафиксировано в Акте проверки Рособрнадзора от 18.09.2019 г. N 332/ВП/КП/Л/ВВ.
Так, предписанием Л/ВВ лицензиату предписано устранение нарушения подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), у лицензиата отсутствуют в штате или привлечённые им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, согласно требованиями части 1 статьи 46 Закона об образовании).
Согласно части 1 статьи 46 Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и 6 социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. N 1н, содержатся должностные обязанности должностей профессорско-преподавательского состава.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. N 608н утвержден профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (далее Профессиональный стандарт), который применяется работодателями с 1 января 2017 года при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Пунктом 3.8 Профессионального стандарта определены требования к образованию и обучению реализующего обобщенную трудовую функцию "Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации".
Приказом Рособрнадзора от 16.09.2019 г. N 1307 о проведении внеплановой выездной проверки Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения цели и задачи проведения проверки, в том числе документы, подтверждающие наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, включающие, в том числе копии документов об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и (или) ученых званиях, о повышении квалификации, профессиональной переподготовке педагогических работников, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Представленная лицензиатом основная образовательная программа высшего религиозного образования по направлению подготовки "Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций" реализуется по заочной форме обучения педагогическими работниками в количестве 11 человек: штатных - 6 человек (6 ставок), внешних совместителей - 5 человек (2,25 ставки). По образовательной программе (уровень бакалавриата) реализуется 4 специализации, более 100 учебных дисциплин.
По образовательной программе (уровень магистратуры) реализуется 2 специализации, около 50 учебных дисциплин). Для достижения цели и задачи проведения проверки необходимо было установить конкретные трудовые обязанности педагогических работников (преподаваемые дисциплины), которые в соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об образовании определяются, в том числе трудовыми договорами.
Документы, представленные лицензиатом в соответствии с приказом Рособрнадзора от 16.09.2019 г. N 1307, не позволили подтвердить наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Учитывая особенности получения религиозного образования, установленные действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования, в ходе контроля исполнения Предписания Л/ВВ (подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности) в Акте проверки Рособрнадзора от 18.09.2019 г. N 332/ВП/КЛ/ВВ (КНМ 001903623858) отражены и другие документы, представленные лицензиатом:
- штатная расстановка педагогических работников лицензиата на 01.08.2019 г.;
- Положение о нормах расчета нагрузки преподавателей, утвержденное ректором организации 30.06.2019;
- индивидуальные планы работы преподавателей на 2019-2020 учебный год;
- кадровое обеспечение образовательной программы, направленной на подготовку служителей и религиозного персонала организации.
Однако документы, представленные лицензиатом дополнительно, также не позволили подтвердить устранение указанного нарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона об образовании в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом.
Индивидуальные планы работы преподавателей на 2019-2020 учебный год, представленные лицензиатом дополнительно, также не содержали наименование дисциплин, преподаваемых педагогическими работниками, по конкретным видам программ и специализации не позволили подтвердить наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, нарушение подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, не было устранено.
Указанный пункт Предписание Л/ВВ лицензиатом не был исполнен.
Повторным предписанием Организации предписано устранить нарушения части 2 статьи 30, части 1 статьи 34, части 3 статьи 35, части 4 статьи 41 Закона об образовании, пунктов 5, 6, 8 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 г. N 816.
В соответствии с Актом по результатам проверки документов и сведений юридического лица Рособрнадзора от 13.05.2019 г. N 07-55-327 (далее - Акт по результатам проверки документов от 13.05.2019 г.) установлено, что Организацией не устранены указанные нарушения поскольку представленные Организацией документы не согласованы с советом старост, а так же не представлено подтверждение ознакомления с указанными документами ответственных сотрудников и обучающихся.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В случае, если локальные нормативные акты затрагивают права обучающихся и работников образовательной организации, то при их принятии учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (пункт 3 статьи 30 Закона об образовании).
Локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся в проверяемой организации, либо не согласованы с советом старост (т.е. обучающихся), либо отсутствует подпись председателя совета старост, либо отсутствует копия протокола о согласовании.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии обязательного для данного вида документов согласования локальных нормативных актов организации с советом старост (обучающихся). Без указанного согласования представленные Организацией документы не могут быть подтверждением устранения нарушений обязательных требований, указанных в Повторном предписании.
Повторным предписанием Организации предписано устранить нарушения части 4 статьи 41 Закона об образовании.
В соответствии с Актом по результатам проверки документов от 13.05.2019 г. установлено, что Организацией не устранены указанные нарушения поскольку документы, подтверждающие обеспечение Организацией при реализации образовательных программ наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Организацией не представлены.
В устранение нарушения части 4 статьи 41 Закона об образовании Организация должна представить документы, подтверждающие осуществление организации охраны здоровья обучающихся, включающие проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Документы, подтверждающие фактическое проведение указанных мероприятий, Организацией не представлены.
Представленные Организацией программа по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда обучающихся, график занятий по пропаганде, обучению навыкам ЗОЖ и охране труда на 2019 год, список слушателей лекции по программе "Пропаганда и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда обучающихся" содержат указания на наименование мероприятий, но не на их фактическое осуществление.
В качестве фактического подтверждения запланированных санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий могут послужить видеоматериалы, фотоотчеты, явочные листы, отчетная документация по закупке санитарно-гигиенических средств, документы, устанавливающие порядок, организацию и сроки проведения санитарно-гигиенических мероприятий (например, графики уборок) и т.п.
Повторным предписанием Организации предписано устранить нарушения подпункта 9 части 1 статьи 48 Закона об образовании.
В соответствии с Актом по результатам проверки документов от 13.05.2019 г. установлено, что Организацией не устранены указанные нарушения поскольку представленные Организацией документы не позволяют определить, в какой организации и на основании каких документов проведены периодические медицинские осмотры педагогических работников.
Документом, содержащим данные сведения, является договор об оказании медицинских услуг с медицинским учреждением в целях организации внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя.
Однако копия указанного документа организацией не представлена.
Повторным предписанием Организации предписано устранить нарушения подпункта 10 части 1 статьи 48 Закона об образовании.
В соответствии с Актом по результатам проверки документов от 13.05.2019 г. установлено, что Организацией не устранены указанные нарушения поскольку нарушен установленный законодательством Российской Федерации порядок обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда, так как в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда не включен заместитель председателя, а так же секретарь комиссии.
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Основные положения в части обучения работников и проверки их знаний и навыков в области охраны труда закреплены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденном Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.4 Порядка комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Таким образом, материалами дела и прилагаемыми к настоящему заявлению документами подтверждается факт неисполнения Организацией в установленный срок, в том числе вновь выданного предписания Рособрнадзора от 19.06.2019 г. N 07-55-105/20-Л/ВВ об устранении ранее не устраненных нарушений лицензионных требований, а также причин, способствующих их совершению.
В соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ в случае, если в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
С учетом вышеизложенного, а также положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерном выводу о том, что лицензия в связи с грубым нарушением законодательства об образовании, подлежит аннулированию у лица, ее получившего.
При указанных обстоятельствах требование Заявителя об аннулировании лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 14.03.2016 г. N 1990, серия 90Л01 N0009023, выданной Религиозной духовной образовательной организации высшего образования Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов подлежало удовлетворению.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявления Рособрнадзора.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-307554/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т.Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-307554/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Ответчик: РЕЛИГИОЗНАЯ ДУХОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ