г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А26-6927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, в судебном заседании при участии:
от истца: представитель Строганова Н.А. по доверенности от 23.04.2020 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
от ответчика: после перерыва - представитель Алешина С.С. по доверенности от 07.02.2020 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
дело N А26-6927/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (196247, Россия, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН: 1047855175785, ИНН: 7802312751) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова (центр р-н), 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090);
третьи лица:
1 - общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб" (185509, Россия, Республика Карелия, Прионежский р-он, пос. Мелиоративный, ул. Лесная, 2, ОГРН: 1021001116366, ИНН: 1020000280);
2 - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, Россия, Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6, корп. 1, ОГРН: 1027700221450, ИНН: 7710256289);
о признании незаконными отказов в выдаче разрешения на использование земельных участков и возложении обязанности выдать разрешения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Ответчик, Министерство):
1) о признании незаконными отказов Министерства, выраженных в письмах от 30.05.2019 N 7820, N 7832 в выдаче Обществу разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ и связанных с ними трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ;
2) обязании Министерства в течение 7 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу выдать Обществу в соответствии с п.6 ч.1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
- земельного участка площадью 30 240 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072602:1028, для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ со строительством ТП-10/04 кВ, от концевой опоры ВЛ-10 кВ от Л-2П-1 ориентировочной протяженностью 1,412 км, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, квартал 33 Кончезерского участкового лесничества, части выделов 15, 16, 18, 21, 22);
- земельного участка площадью 48 988 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072601:1123, для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ, со строительством ТП-10/04 кВ, от концевой опоры ВЛ-10 кВ от Л-63-3 ориентировочной протяженностью 3,67 км, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, кварталы 1-7, 10 Кончезерского участкового лесничества).
Определением суда первой инстанции от 26.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб" (далее - Третье лицо 1).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2019 заявление удовлетворено в полном объеме с указанием на немедленное исполнение решения.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой. По мнению Министерства, судом первой инстанции при вынесении решения суда не учтено, что спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда и являются федеральной собственностью, а полномочия по выдаче разрешений на использование указанных участков без их предоставления на основании ст. 83 Лесного кодекса органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы. Также Министерство ссылается на то, что правовыми актами не предусмотрено права полного бездоговорного пользования лесными участками титульных владельцев линейных объектов.
В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Возражая в суде первой инстанции против удовлетворения заявления по настоящему делу, Министерство указывало на то, что земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, а полномочия по выдаче разрешений на использование указанных участков без их предоставления ему как органу государственной власти субъекта Российской Федерации не переданы.
При вынесении решения суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии у Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия полномочий на выдачу разрешения на использование находящихся в федеральной собственности земельных участков лесного фонда без их предоставления. Между тем, уполномоченный государственный орган Российской Федерации в области лесных отношений к участию в деле привлечено не был.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В связи с этим, определением от 13.01.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Третье лицо 2).
В судебном заседании 28.05.2020 был объявлен перерыв до 04.06.2020. О перерыве, времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва было объявлено публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет, что согласно п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 27.06.2017) "О процессуальных сроках" с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, Третье лицо 2 (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) представило письменную позицию по делу.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам АПК РФ, предусмотренным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исследовав материалы дела и заслушав объяснения сторон, установил следующее.
В целях исполнения заключенных Обществом договоров технологического присоединения Общество 20.05.2019 обратилось в Министерство с заявлениями на выдачу разрешений на использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения линий электропередач ВЛ-10кВ со строительством ТП-10/04кВ:
- земельного участка площадью 30 240 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072602:1028, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, квартал 33 Кончезерского участкового лесничества, части выделов 15, 16, 18, 21, 22);
- земельного участка площадью 48 988 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072601:1123, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, кварталы 1-7, 10 Кончезерского участкового лесничества).
Письмами от 30.05.2019 N 7830 и N 7832 Министерство отказало Обществу в выдаче разрешений на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута, указав, что выдача разрешений на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установления сервитутов постановлением Правительства Республики Карелия N 283-П от 17.07.2017 не предусмотрена.
Считая отказы Министерства незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подп. 13 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 5 статьи 45 ЛК РФ правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 2 данных Правил, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Постановлением Правительства Республики Карелия N 367-П от 23.10.2017 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, согласно которому Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений. Подпунктом 7 пункта 9 данного Положения установлено, что Министерство в области лесных отношений: осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе:
- предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
- осуществляет иные полномочия в области лесных отношений, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Таким образом, поскольку из указанных нормативных актов следует, что Министерство Республики Карелия уполномочено распоряжаться участками земель лесного фонда, следовательно, оно вправе выдавать разрешения на использование лесов для строительства линейных объектов без предоставления лесного участка.
Возможность выдачи разрешения на использование земельных участков лесного фонда без их предоставления или установления сервитута в законодательно установленных целях следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ от 28.12.2015 N 565).
Так, Приложением N 4 к Приказу от 28.12.2015 N 565 утверждена специальная "Форма N 4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 указанного Перечня, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, нормы Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия N 283-П от 17.08.2017 утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 указанного постановления, размещение указанных объектов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом и таким органом в отношении объектов, размещение которых планируется на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Карелия, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, является орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, указанным постановлением Правительства Республики Карелия N 283-П в нарушение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ не урегулирован вопрос о порядке и условиях размещения объектов, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014, на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Однако данное обстоятельство не должно препятствовать лицу, объект которого может быть размещен на землях и земельных участках, находящихся в федеральной собственности, воспользоваться правом на использование земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ без его предоставления и установления сервитута.
Учитывая изложенное, оспариваемые отказы Министерства в выдаче Обществу разрешений на использование находящихся в государственной собственности земельных участков для размещения воздушных линий электропередач, без предоставления указанных участков и установления сервитутов, не соответствуют вышеперечисленным нормам лесного и земельного законодательства, и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, являются незаконными.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку заявления Общества о выдаче разрешений на использование земельных участков без их предоставления и установления сервитутов по существу Министерством не рассматривались, а суд не вправе подменять государственные органы в части осуществления соответствующих функций, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств, выполнение Министерством обязанности по восстановлению нарушенных прав Общества будет заключаться в рассмотрении по существу заявлений Общества и принятии по ним решений.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение, а по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции и принимает новый судебный акт.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении требований Заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.10.2019 по делу N А26-6927/2019 отменить.
Признать незаконными отказы Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выраженные в письмах N 7820, N 7832 от 30.05.2019 в выдаче публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения воздушных линий электропередачи напряжением 10 кВ и связанных с ними трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в течение 25 дней принять решение по заявлениям (вх. от 20.05.2019 N 6067 и N 6066) публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о выдаче разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
- земельного участка площадью 30 240 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072602:1028, для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ со строительством ТП-10/04 кВ, от концевой опоры ВЛ-10 кВ от Л-2П-1 ориентировочной протяженностью 1,412 км, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, квартал 33 Кончезерского участкового лесничества, части выделов 15, 16, 18, 21, 22);
- земельного участка площадью 48 988 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 10:03:0072601:1123, для размещения линии электропередачи ВЛ-10 кВ, со строительством ТП-10/04 кВ, от концевой опоры ВЛ-10 кВ от Л-63-3 ориентировочной протяженностью 3,67 км, на землях лесного фонда (Кондопожское центральное лесничество, кварталы 1-7, 10 Кончезерского участкового лесничества).
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6927/2019
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ООО " Агроводснаб"
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25705/2021
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10370/20
15.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35895/19
30.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6927/19