Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2020 г. N Ф06-65568/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 июня 2020 г. |
А55-35789/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А. и Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от Управления Росреестра по Самарской области - Булатова А.Р., доверенность от 26.12.2019,
от Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - Моисеев Н.Г., служебное удостоверение,
от общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" - Узенкова Н.Г., доверенность от 27.05.2020, Чуркин М.Г., доверенность от 27.05.2020,
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2020 года по делу N А55-35789/2018 (судья Гордеева С.Д.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерства имущественных отношений Самарской области;
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области;
- Администрации муниципального района Волжский Самарской области;
- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области;
-Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации;
- Федерального агентства лесного хозяйства;
-Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений заявленных требований от 13.03.2019, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о призвании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области по заявлению ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2, расположенный по адресу: Самарская область, р-н Волжский, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н, выраженное в уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации права N 63/001/464/2018-4272 от 29.12.2018 и обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2, расположенного по адресу: Самарская область, р-н Волжский, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н за Обществом с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" (ОГРН 1166313123680/ ИНН 6330073181).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации; Федеральное агентство лесного хозяйства, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Республики суда Самарской области от 27 января 2020 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением общество с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2020 года по делу N А55-35789/2018, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 06 апреля 2020 года.
Учитывая, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 с 4 по 30 апреля 2020 года включительно были установлены нерабочие дни.
Кроме того, указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" также были установлены с 6 по 8 мая 2020 года включительно нерабочие дни и приняты ограничительные меры.
Судебное заседание, после его назначения, было перенесено на 10 июня 2020 года.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" апелляционную жалобу поддерживают в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры и Управления Росреестра по Самарской области с апелляционной жалобой не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные третьи лица участвующие в деле участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением от 18.09.2018 N 63/001/464/2018-4272 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером: 63:17:1603001:2, расположенного по адресу: Самарская область, р-н Волжский, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н.
Уведомлением от 28.09.2018 Управление Росреестра по Самарской области сообщило заявителя о приостановке государственной регистрации права по заявлению N 63/001/464/2018-4272.
Впоследствии Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области заявителю выдано Уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации права N 63/001/464/2018-4272 от 29.12.2018.
Считая указанный отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области нарушающим права и законные интересы общества в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
1. Сооружение, Наименование: Станция переключения, площадь застройки: 87,00 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4610;
2. Сооружение, Наименование: Станция 2-го подъема, площадь застройки: 64,10 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4611;
3. Нежилое здание, Наименование: Производственно-вспомогательное здание, площадью 92,3 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4603;
4. Нежилое здание, Наименование: Производственный корпус с административно-бытовыми помещениями, площадью 1806,6 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4620;
5. Нежилое здание, Наименование: Здание решеток, площадью 8,4 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4606;
6. Сооружение, Наименование: Водяной резервуар, площадь застройки: 87,00 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4623;
7. Сооружение, Наименование: Контактные резервуары, площадь застройки: 30,40 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4614;
8. Сооружение, Наименование: Автодорога, площадь покрытия: 9761,50 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4602;
9. Сооружение, Наименование: Станция перекачки конденсата, площадь застройки: 41,30 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4608;
10. Сооружение, Наименование: Контактные резервуары, площадь застройки: 30,40 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4604;
11. Сооружение, Наименование: Блок отстойников и аэротенков, площадь застройки: 271,40 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4615;
12. Нежилое здание, Наименование: Склад "Ангар", площадью 310,3 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4617;
13. Сооружение, Наименование: Водяной резервуар, площадь застройки: 87,00 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4619;
14. Нежилое здание, Наименование: Котельная, площадью 534,1 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4618;
15. Сооружение, Наименование: Бензоуловители, площадь застройки: 11,40 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4613;
16. Сооружение, Наименование: Иловые площадки, площадь застройки: 2206,00 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4621;
17. Сооружение, Наименование: Приемная камера, площадь застройки: 2,80 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:00000000:4622;
18. Сооружение, Наименование: Благоустройство (ограждение), адрес: Самарская область, Волжский район, с.Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4612;
19. Нежилое здание, Наименование: Вспомогательный корпус, площадью 348,3 кв.м., адрес: Самарская область, Волжский район, с. Дубовый Умет, кадастровый номер 63:17:0000000:4609.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за обществом в Едином государственном реестре недвижимости.
Все вышеуказанные объекты недвижимости были построены и введены в эксплуатацию в 1979 году.
Право собственности ЗАО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" на указанные объекты недвижимости возникло в 1995 году в порядке приватизации путем преобразования государственного предприятия Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово - Уметский" в закрытое акционерное общество на основании акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1993 Ветсанутильзавода по производству мясокостной муки "Дубово - Уметский", решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 08.04.1994 N 192, договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.09.1995 N 245, свидетельства о собственности от 21.09.1995 N 1011.
Впоследствии ЗАО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" в 2016 году было преобразовано в ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский", которое согласно передаточному акту от 29.03.2016 является правопреемником закрытого акционерного общества по всем правам, обязанностям и обязательствам.
Вышеуказанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, Волжский район, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н.
Границы вышеуказанных объектов недвижимости (земельного участка и зданий, сооружений) уточнены в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанный земельный участок был передан государственному предприятию Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово - Уметский" на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.07.1974 N 1291-р, что подтверждается Свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю N 55 от 22.02.1993.
По утверждению заявителя, указанный земельный участок отводился заводу под строительство завода и подъездной автодороги, право постоянного (бессрочного) пользования подтверждается Свидетельством N 55 от 22.02.1993.
Земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет в ранее отведенных границах.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 находится на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В графе 11 кадастровой выписки указано разрешенное использование - Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово - Уметский".
В графе 15 указан правообладатель земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 - Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово - Уметский" на основании свидетельства N 55 от 22.02.1993.
Как считает заявитель, на земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 за обществом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, общество 20.01.2017 обратилось в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о выкупе указанного земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв.м. на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), предусматривающего исключительное право общества на приватизацию данного земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 N 618 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" установлен льготный размер выкупной стоимости земельного участка при переоформлении права постоянного пользования.
Для подтверждения права общества на льготу при определении выкупной стоимости Общество обратилось в Управление Росреестра по Самарской области за государственной регистрацией права постоянного пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2.
Основанием для отказа заявителю в государственной регистрации права, согласно оспариваемому уведомлению, послужило то обстоятельство, что заявитель не является юридическим лицом, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может обладать земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно общество не является организацией, указанной в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ.
В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего, по мнению заявителя, возникновение права правопредшественника, и перешедшего ему в порядке универсального правопреемства, представлено свидетельство о праве собственности на землю N 55 от 22.02.1993, согласно которому земельный участок площадью 2.9 га был предоставлен на праве постоянного пользования Ветсанутильзаводу "Дубовоуметский" по производству мясокостной муки.
Судом первой инстанции отмечено, что согласно ст.1 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшей на момент приватизации (далее - Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1), приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность, в том числе участков.
В соответствии с п. 1 ст.6 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, а также принадлежащих Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители.
П.1 ст. 15 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 установлено, что приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли - продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Согласно п.п.1,3 ст.27 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли -продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В свете п.2 ст.28 указанного закона покупатель государственного или муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из указанных выше норм, при приватизации основных активов государственного предприятия исключена возможность сохранения за образованным акционерным обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, соответственно данное право при приватизации государственного предприятия автоматически прекращается в силу ограниченного субъектного состава. Земельный участок может быть приобретен юридическим лицом, образованным в результате приватизации государственного предприятия, исключительно в собственность посредством заключения договора купли-продажи или передачи его в аренду.
Подтверждением того является представлявшийся заявителем на регистрацию акт установления нормативной цены земельного участка, заявленного на приобретение в собственность от 30.09.1993, составленный Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, в соответствии с заявкой на приобретение участка в собственность (в данном акте указан, в том числе расчет нормативной цены спорного земельного участка).
Из чего следует, что образованное в результате приватизации государственного предприятия юридическое лицо сохраняет право на использование земельного участка как собственник расположенных на нем объектов недвижимости, полученных в порядке приватизации, а не право постоянного (бессрочного) пользования.
Податель жалобы указывает на то, что государственное предприятие было приватизировано путем акционирования (при котором приватизация государственного предприятия осуществляется после преобразования государственного предприятия в акционерное общество открытого типа, путем распределения, безвозмездной передачи работникам, продажи физическим лицам и организациям акций образованного акционерного общества открытого типа) и акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия, ссылаясь при этом на Указ Президента РФ от 01.07.1992 N 721, которым утверждено Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (п. 10, раздел 1, далее - Положение).
Однако заявитель не полностью процитировал п. 10 указанного выше Положения, согласно которому пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.
В то же время, соответствующее решение комитета в материалах дела отсутствует.
Более того, согласно п. 15 Положения соответствующий комитет обеспечивает в установленные планом приватизации сроки передачу акций соответствующему фонду имущества в установленном Государственной программой приватизации порядке. Продажа акций осуществляется фондом имущества в соответствии с планом приватизации и с учетом ограничений на приватизацию данного предприятия, установленных в соответствии с Государственной программой приватизации.
Из указанного выше Положения, а также исходя из понятия "приватизация государственных и муниципальных предприятий", указанного в п.1 ст. 15 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1, исходя из п.п. 1,3 ст.27 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1, приобретение земельного участка независимо от способа приватизации возможно исключительно путем приобретения по договору купли-продажи, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом установления нормативной цены земельного участка, заявленного на приобретение в собственность от 30.09.1993, составленным Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам
Суд первой инстанции верно указал на то, что согласно ст. 12 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 25.04.1991) в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
В указанной статье речь идет именно о возможности предоставления земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование акционерным обществам. Однако в данной ситуации земельный участок предоставлялся не акционерному обществу, а государственному предприятию.
Соответственно довод подателя апелляционной жалобы о том, что право постоянного (бессрочного) пользования является ранее возникшим несостоятелен.
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Невозможность передачи образованному в результате приватизации государственного предприятия акционерному обществу земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования подтверждена судебной практикой - Постановлением ФАС Московского округа от 11.06.2014 по делу N А41-17305/13.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в
государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется, и соответственно это право перешло заявителю в порядке универсального правопреемства, несостоятелен ввиду невозможности перехода такого права образованному в порядке приватизации акционерному обществу в силу, как указывалось выше, ограниченности субъектного состава.
Податель жалобы обращает внимание на графы 11,15 кадастровой выписки, согласно которой правообладателем земельного участка является Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово-Уметский" на основании свидетельства N 55 от 22.02.1993, тем самым, делая вывод о принадлежности заявителю земельного участка.
По данным кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв.м., поставленный на кадастровый учет 14.01.2003 как ранее учтенный, принадлежит именно Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки "Дубово-Уметский" на основании указанного выше свидетельства как государственному предприятию, а не заявителю.
Согласно действующему законодательству, а именно п.2 ст.39.9 Земельного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступила в силу с 01.03.2015) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно ограниченному кругу лиц, к которым заявитель не относится.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для перехода права постоянного (бессрочного) пользования и последующей его регистрации за заявителем в силу указанных выше норм законодательства. При этом подобный вывод, соответствующий требованиям действующего законодательства, не нарушает прав заявителя, поскольку согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как указывает заявитель, что подтверждается данными ЕГРН, у общества имеется ряд объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, расположенных на спорном земельном участке, соответственно он имеет исключительное право приобрести земельный участок в собственность в порядке п.1 с г.39.20 Земельного кодекса РФ. Указанные выводы бесспорно свидетельствуют об избрании ненадлежащего способа защиты своих прав, поскольку заявителю в силу его организационно-правовой формы после вступления в силу Земельного кодекса РФ не может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако для реализации своего права на данный земельный участок, заявитель не лишен возможности обращения за оформлением своих прав в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2020 года по делу N А55-35789/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35789/2018
Истец: ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65568/20
17.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3198/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-35789/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-35789/18