город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2020 г. |
дело N А53-1704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от крестьянского хозяйства "Содружество" Сподарева В.В.: представитель Супрун В.В. по доверенности от 10.01.2020, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.03.2020 по делу N А53-1704/2020
по заявлению крестьянского хозяйства "Содружество" Сподарева В.В.
(ИНН 6112004565, ОГРН 1026101050150)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ростовской области
о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок; об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское хозяйство "Содружество" Сподарева В.В. обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок КН/УН: 61-61/009-000000011604407-000, 61:13:0000000:142:ЗУ1.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.03.2020 заявление удовлетворено. Судом признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок КН/УН: 61-61/009-000000011604407-000, 61:13:0000000:142:ЗУ1, изложенный в сообщении от 25.11.2019 N 61/016/002/2019-5370. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области произвести государственную регистрацию права собственности крестьянского хозяйства "Содружество" Сподарева В.В. (ИНН 6112004565, ОГРН 1026101050150) на земельный участок КН/УН: 61-61/009-000000011604407-000, 61:13:0000000:142:ЗУ1, расположенный по адресу: Россия, Ростовская область, Зимовниковский муниципальный район, Зимовниковское сельское поселение, хутор Ильичев, территория - крестьянское хозяйство "Содружество" Сподарева В.В., площадью 80 000 кв.м., образованный путем выдела в счет земельной доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:13:0000000:142.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером 61:13:0000000:142 общей площадью 27969000 кв.м., находится в общей долевой собственности КХ "Содружество" Сподарева В.В. и в силу Закона N 74-ФЗ является неделимым. режим общей долевой собственности членов крестьянского хозяйства, сам по себе, не отменят принцип неделимости имущества крестьянского хозяйства, в состав которого, в том числе, входит и земельный участок. оснований для прекращения возникшего в соответствии со статьей 15 Закона N 348-1 правового режима общей долевой собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства в отношении спорного имущества не имелось (принцип переживания (ультраактивность) старого закона). Таким образом, приостановление и отказ в осуществлении учетно-регистрационных действий по заявлению КХ "Содружество" Сподарева В.В. вынесены в строгом соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ.
В судебном заседании представитель КХ "Содружество" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно данным из ЕГРН на государственном учете стоит земельный участок с кадастровым номером 61:13:0000000:142 (единое землепользование), относящийся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
Крестьянское хозяйство "Содружество" Сподарева В.В. является собственником 8 га в праве общей долевой собственности на указанный участок.
Заявителем произведены работы по выделу в натуре принадлежащей ему земельной доли в размере 8 га в праве общей собственности, проведены межевые работы, сформирован земельный участок.
12.08.2019 КХ "Содружество" Сподарева В.В. обратилось к заинтересованному лицу с заявлениями о постановке на государственной кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на выделенный участок, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 12.08.2019. Вместе с указанными заявлениями в регистрирующий орган были представлены проект межевания земельных участков от 12.08.2019 и межевой план от 12.08.2019, согласно которым формирование участка производилось путем выдела принадлежащей заявителю земельной доли в размере 8 гектаров в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:13:0000000:142.
16.08.2019 действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении образуемого участка были приостановлены, о чем заявителю направлено уведомление от 16.08.2019 N 61/016/002/2019-5370.
Основания для указанного приостановления Управление Росреестра указало следующие:
- формирование участка из участка, выдел доли в натуре из которого запрещен (п.35 ч. 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости");
- несоответствие формы и содержания представленного межевого плана нормативно техническим требованиям (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
После представления 18.09.2019 в регистрирующий орган откорректированного межевого плана заявителю уведомлением от 20.09.2019 N 61 /016/002/2019-5370 сообщено об отсутствии оснований для возобновления осуществления кадастрового учета и регистрации права собственности на образуемый участок.
Впоследствии заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на образуемый участок сообщением от 25.11.2019 N 61/016/002/2019-5370.
Полагая отказ Управления Росреестра незаконным, заявитель обратился в суд.
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с ч. ч. 2, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Из материалов дела следует, что на государственном учете стоит земельный участок с кадастровым номером 61:13:0000000:142 (единое землепользование), относящийся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
Крестьянское хозяйство "Содружество" Сподарева В.В. является собственником 8 га в праве общей долевой собственности на указанный участок.
Ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставлено право участнику или участникам долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 101-ФЗ.
Из материалов дела следует, что заявителем произведены работы по формированию земельного участка путем выдела принадлежащей ему земельной доли в размере 8 га в праве общей собственности в порядке, определенном ст. ст. 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Правовая позиция Управления Росреестра по делу заключается в том, что исходный земельный участок с кадастровым номером 61:13:0000000:142 зарегистрирован на праве общей долевой собственности физических лиц - членов крестьянского хозяйства "Содружество", и, в силу норм ст. 258 ГК РФ, устанавливающей запрет на раздел земельного участка при выходе одного из членов из хозяйства, является неделимым. Указанная позиция была предметом рассмотрения судом первой инстанции, а также заявлена в апелляционной жалобе.
Ст. 258 ГК РФ установлен заперт на раздел земельного участка, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству при условии выхода одного из его членов из хозяйства. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
Аналогичное требование изложено в ст. 9 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Суд первой инстанции установил, что в рассматриваемом случае отсутствует выход члена из хозяйства.
Крестьянское хозяйство "Содружество" Сподарева В.В. зарегистрировано администрацией Зимниковского района Ростовской области 18.04.1995.
Правовой статус ответчика, а также правовой режим его имущества на момент образования фермерского хозяйства определялся нормами Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
В силу п. 1 ст. 15 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.
Следовательно, на момент образования ответчика в качестве юридического лица в отношении всего его имущества был установлен режим общей долевой собственности всех членов хозяйства.
Впоследствии, с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.01.1995 был изменен правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и правовой режим его имущества. Так, согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признавался предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, а в соответствии с п. 1 ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежало его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
Однако, поскольку положения Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не были отменены или изменены с введением в действие части первой ГК РФ, а также в силу общего правила действия во времени акта гражданского законодательства (п. 1 ст. 4 ГК РФ), ответчик продолжил свое существование в качестве юридического лица, а в отношении его имущества сохранялся режим общей долевой собственности и после 01.01.1995.
С 16.06.2003 вступили в силу положения Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливающие особенности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, действующих без образования юридического лица, а также закрепляющие в развитие нормы п. 1 ст. 257 ГК РФ режим общей совместной собственности членов хозяйства на его имущество (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
Одновременно, в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ с момента его вступления в законную силу признавался утратившим силу Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом, согласно п. 3 ст. 23 указанного Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе были сохранить статус юридического лица (в настоящее время - на период до 01.01.2021), причем на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения
Таким образом, из системной взаимосвязи норм Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не следовало, что с момента его вступления в силу (16.06.2003) режим общей долевой собственности членов в отношении имущества ответчика был изменен.
Однако, впоследствии трансформация правового режима имущества ответчика произошла 31.12.2012 в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Так, в силу п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона со дня его официального опубликования (31.12.2012) к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подлежат применению правила статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции соответствующего Федерального закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ не требуется.
В свою очередь согласно п. 2 ст. 86.1 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. При этом, из места ст. 86.1 в структуре ГК РФ (§ 2. "Коммерческие корпоративные организации"), а также из совокупности положений п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 50, п. 1 ст. 65.1 ГК РФ следует, что крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к числу коммерческих корпоративных организаций, в отношении которых их участники имеют корпоративные права
С учетом указанных норм суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с 31.12.2012 в силу закона в отношении всего имущества фермерского хозяйства был установлен режим индивидуальной собственности самого юридического лица, в то время как режим общей долевой собственности его членов прекращен. В результате, вещные права членов на имущество хозяйства были трансформированы в корпоративные права членов в отношении юридического лица.
Соответствующая квалификация спорных правоотношений согласуется с правовой позицией, отраженной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2019 по делу N А53-38629/2017, от 21.03.2019 по делу N А53-25854/2017, от 19.06.2018, по делу N А53-16295/2011, от 27.10.2017 по делу N А32-39201/2016 и от 19.06.2018 по делу N А53-33338/2015.
Приведенные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода об обоснованности заявленных требований.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Ростовской области подлежит признанию незаконным, а заявление подлежит удовлетворению.
В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на Управление Росреестра по Ростовской области обязанность произвести государственную регистрацию права собственности крестьянского хозяйства "Содружество" Сподарева В.В. на земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.03.2020 по делу N А53-1704/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1704/2020
Истец: КФХ "СОДРУЖЕСТВО" СПОДАРЕВА В.В., КФХ "Содружество" Сподарева В.В.
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по РО