г. Москва |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А40-236436/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Фасон "Ателье"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2020 г. по делу N А40-236436/19
по заявлению ООО "Фасон "Ателье"
к Департаменту экономической политики и развития г.Москвы
третье лицо: ИФНС России N 25 по г. Москве
о признании недействительным акта,
при участии:
от заявителя: |
Глотов Е.А. по дов. от 20.08.2019; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фасон "Ателье" (далее - Заявитель, ООО "Фасон "Ателье", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ДЭПиР, Департамент) о признании незаконным Акта от 06.12.2016 г. N 5426 о выявлении нового объекта обложении торговым сбором по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 48, офис 2.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "Фасон "Ателье" отказано.
ООО "Фасон "Ателье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Фасон "Ателье" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заинтересованное лицо, Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на апелляционную жалобу. От Департамента также поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое оставлено судом без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 16.09.2016 г. ГБУ "Центр налоговых доходов" (далее - ГБУ ЦНД) выявил объект осуществления торговли расположенный по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 48, офис 2.
Вышеназванный список объектов опубликован на официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/depr/ 10.11.2016 г., о чем Обществу сообщено письмом от 16.11.2016 г. N ДПР-31-1521/16. При этом вид торговли, осуществляемой через объект, был определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы"
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401-ПП утвержден (далее также - Порядок) юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
ООО "Фасон "Ателье" не воспользовался правом, предусмотренным пунктом 4.1. Порядка и не обратилось в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объекта из Списка объектов.
06.12.2016 г. Департаментом составлен обжалуемый Акт N 5426 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором в отношении Объекта. Сопроводительным письмом от 12.12.2016 г. NДПР-30-3762/16 Департамент направил указанный Акт в адрес Заявителя.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Заявителем нарушен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу искового заявления, поскольку как следует из материалов дела, оспариваемый Акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 06.12.2016 г. N 5426 был направлен в адрес ООО "Фасон "Ателье" сопроводительным письмом от 12.12.2016 г. NДПР-30-3762/18, что подтверждается почтовым реестром от 16.12.2016 г.
Как правильно установлено судом первой инстанции Заявителю стало известно об Акте N 5426, спустя 6 дней, то есть 23.12.2016 г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество создано 18.11.2008 г., с адресом местонахождения: 121096, г. Москва, ул. Филевская 2-я, д. 7, кор. 6.
18.06.2018 г. согласно Реестру в МИ ФНС России N 46 по г. Москве представлено заявление об изменении адреса местонахождения. Таким образом, с 25.06.2018 г. адрес местонахождения Общества: 121170, г. Москва, пр. Кутузовский, д. 4, этаж 1, п. 1, к. 3, оф. 2А.
На момент получения оспариваемого Акта 23.12.2016 г. местонахождение Общества: 121096, г. Москва, ул. Филевская 2-я, д. 7, кор. 6., что соответствует почтовому реестру от 16.12.2016 г.
Заявление ООО "Фасон "Ателье", было подано в Арбитражный суд г. Москвы 06.09.2019 г., т.е. через 2,5 года после окончания срока установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Довод Общества о том, что оно не получало оспариваемого ненормативного акта в связи с исключением с ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица и узнало об оспариваемом ненормативном акте лишь в июле 2019 года судом апелляционной инстанции отклоняется, как документально не подтвержденный. Запись об исключении ООО "Фасон "Ателье" из ЕГРЮЛ признана недействительной 17.03.2017 г.; при проявлении Обществом должной добросовестности, о факте установления торгового объекта по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 48, офис 2 и составлении оспариваемого Акта Общество должно было узнать с этого момента, доказательств получения Обществом информации об оспариваемом ненормативном акте в именно в июле 2019 года им суду не представлено.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2006 г. N 9316/05, о том, что отсутствие причин к восстановлению срока на обращение в суд, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, требования заявителя о признании недействительными оспариваемых актов ответчика удовлетворению не подлежат в том числе, и по причинам пропуска срока на обращение в суд.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал следующее.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается НК РФ и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 г. N 62 "О торговом сборе" (далее также - Закон о торговом сборе) устанавливает, что в соответствии с главой 33 НК РФ, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1 в целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган (далее также - Межведомственное взаимодействие) в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (пункт 3.3. Порядка).
Приказом Департамента от 19.12.2016 г. N 200-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок выявления объектов обложения сбором).
Пунктом 2.1.3. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГКУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Как указано выше, в соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, как верно счёл суд первой инстанции, указанное выше подтверждает, что Акт N 5426 от 06.12.2016 г. о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом экономической политики и развития города Москвы в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Торговая деятельность, осуществляемая Заявителем через Объект, является объектом обложения торговым сбором.
Как утверждал Заявитель, помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 48, офис 2 не является торговым объектом, поскольку по указанному адресу осуществляются работы по ремонту одежды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (подункт 3 пункта 2 статьи 413 НК РФ.
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами (пункт 3 статьи 2 Закона).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 НК РФ, в целях главы 33 "Торговый сбор" Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 НК РФ - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
К объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся:
- расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (пункт 1.6.1. Порядка);
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (пункт 1.6.2. Порядка);
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (пункт 1.6.3. Порядка).
Организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что ООО "Фасон "Ателье" осуществлял торговую деятельность по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 48, офис 2. Выявленный Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе сбора сведений.
Так, согласно фототаблице, приложенной к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора сведений на Объекте предлагались к продаже: подушки, шарфы, женская одежда (кофты, платья, пальто), ремни, фурнитура для одежды и аксессуаров и т.д.
Исходя из изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции, что ООО "Фасон "Ателье" осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, и является плательщиком торгового сбора.
Соответственно, Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив 16.09.2016 г., вопреки доводам Общества в момент, когда Общество не было исключено их ЕГРЮЛ, объект обложения торговым сбором, правомерно включил его в Список и составил Акт от 06.12.2016 г. N 5426.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем Акта от 06.12.2016 г. N 5426 о выявлении нового объекта обложении торговым сбором по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 48 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2020 по делу N А40-236436/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236436/2019
Истец: ООО АТЕЛЬЕ ПО РЕМОНТУ ОДЕЖДЫ "ФАСОН"
Ответчик: Департамент экономической политики и развития г.Москвы
Третье лицо: ИФНС N 25 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15046/20
18.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24946/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-236436/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-236436/19