Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2020 г. N Ф05-15673/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А41-9132/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества Фирма "Август" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.01.2020 по делу N А41-9132/20, по заявлению акционерного общества Фирма "Август" к МИФНС России по г. Ногинску Московской области об отмене постановления,
при участии в заседании:
от АО Фирма "Август" - Кузнецова Н.А. по доверенности от 09.01.2018;
от МИФНС России по г. Ногинску Московской области - Чалкин К.А. по доверенности от 13.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Фирма "Август" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МИФНС России по г. Ногинску Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконными и отмене постановления от 26.11.2019 N 50311930129366600006 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения от 09.01.2020 N 07-13/000230@.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.01.2020 по делу N А41-9132/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Обществом за пределами территории Российской Федерации был открыт счет N 285100128981011380 в банке "SBERBANK SRBIJA a.d." (Республика Сербия).
30.07.2019 Общество представило в налоговый орган отчет о движении средств по счетам N 285100128981011380 за 2 квартал 2019 года и подтверждающие банковские документы.
В ходе анализа представленных документов налоговым органом установлено, что АО Фирма "Август" не представлены документы подтверждающие наличие исходящего остатка на 01.04.2019 в сумме 16 887, 795 тыс. RSD (Сербский динар), а также не представлены документы, подтверждающие операции по списанию денежных средств в сумме 3500 RSD (Сербский динар). В представленных первичных документах к отчету имеются сведения об обороте задолженности за период с 01.04.2019 по 30.06.2019.
Указанное является нарушением п.7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и п. 4 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила).
Налоговым органом составлено Уведомление о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов. Уведомление от 16.08.2019 направлено по каналам ТКС, получено обществом - 16.08.2019.
Соответственно, обществу в срок не позднее 31.08.2019 надлежало представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Отчеты о движении денежных средств по счету N 285100128981011380 открытом в банке "SBERBANK SRBIJA a.d." (Республика Сербия) АО Фирма "Август" за 2 квартал 2019 года и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы представлены 16.09.2019, т.е. с нарушением п. 10 Правил.
30.10.2019 по факту установления в действиях общества достаточных признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 50311930129366600004, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
26.11.2019 по результатам рассмотрения административного материла Инспекцией в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания N 50311930129366600006, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок предусмотрена влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
В качестве объективной стороны правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ обществу вменяется нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
В пункте 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) закреплено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
На основании п. 3 Правил отчёты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Согласно п. 4 Правил предоставления отчетов юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 7 Правил).
Из административных материалов дела следует, что обществом нарушен порядок предоставления отчета, а именно не представлены документы, подтверждающие наличие исходящего остатка на 01.04.2019 в сумме 16 887, 795 тыс. RSD (Сербский динар), и документы подтверждающие списание средств за отчетный период на сумму 3500 RSD (Сербский динар).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила не содержат специальных обязательных требований к содержанию банковских документов, более того, согласно п. 4 Правил предоставления отчетов юридическое лицо предоставляет в налоговый орган отчет и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, при этом с отчетом за 2 квартал 2019 года представлены документы, выданные банком: - подтверждающие об обороте на счете АО Фирмы "Август" N 285100128981011380 за период с 01.04.2019 по 30.06.2019, в котором указана сумма расходных операций 3500 RSD (комиссионное вознаграждение банка) и остаток на 30.06.2019 16 884 294, 80 RSD, подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные.
Так, первичный отчет о движении денежных средств за 2 квартал 2019 года представлен обществом - 30.07.2019. В представленном отчете за 2 квартал 2019 года указаны: остаток средств на счете на 01.04.2019 начало отчетного периода в сумме 16 887, 795 тысяч RSD (Сербский динар), а также операции по списанию денежных средств в сумме 3500 RSD (Сербский динар), вместе с тем данные обстоятельства документально не подтверждены.
Довод апелляционной жалобы о подтверждении отраженного в отчете за 2 квартал 2019 года остатка на начало отчетного периода - 01.04.2019 приложенными к отчету за 1 квартал 2019 года документами об остатке на 31.03.2019 является необоснованным, поскольку в соответствие с положениями п. 4 сведения указанные в отчете должны подтверждаться соответствующими документами, прилагаемыми к данному отчету.
Таким образом, документы приложенные заявителем к отчету за 1 квартал 2019 года не могут подтверждать сведения отражённые в отчете за 2 квартал 2019 если они не были приложены к последнему.
Кроме того документальное подтверждение остатка на 31.03.2019 само по себе не может подтверждать наличие аналогичного остатка на 01.04.2019, в связи с чем, для подтверждения сведений об исходящем остатке на 01.04.2019, отраженные в отчете за 2 квартал 2019 года к указанному отчету необходимо предоставить документы, подтверждающие остаток именно на указанную дату.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости предоставления подтверждающих документов по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода (в данном случае на 30.06.2019) предусмотренный п. 4 Порядка в любом случае не изменяет требования данного пункта о необходимости подтверждения всех сведений, отраженных в отчете, в том числе и сведений об исходящем остатке на 01.04.2019 постольку, поскольку он был отражен в представленном отчете за 2 квартал 2019 год.
Таким образом, общество к первичному отчету о движении денежных средств за 2 квартал 2019 года представленному 30.07.2019 обязано было приложить документы подтверждающие остаток средств на счете на 01.04.2019 начало отчетного периода на сумму 16 887, 795 тысяч RSD и документы подтверждающие списание средств за отчетный период в сумме 3500 RSD.
Уведомление налогового органа о необходимости представления в течение 10 рабочих дней исправленного (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов направлено по каналам ТКС, и получено обществом - 16.08.2019. в связи с чем, обществу в срок не позднее 31.08.2019 надлежало представить исправленный отчет и надлежащим образом оформленные подтверждающие банковские документы.
Таким образом, установление срока для представления запрашиваемых документов и информации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, увеличение срока представления исправленного отчета не освобождает заявителя, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, от ответственности.
Обязанность резидентов вести учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в установленном порядке прямо предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании.
Согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт несоблюдения резидентом порядка представления отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административной правонарушении и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговый орган неправильно квалифицировал вменяемое обществу административное правонарушение, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку обществу вменяется нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, выразившееся в непредставлении соответствующих документов, представляемых с отчетом, что не было устранено заявителем в установленный налоговым органом срок, в то время как объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 и ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, является нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что налоговым органом нарушен срок, установленный для проверки отчета и подтверждающих банковских документов, и направления уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов, в связи с чем, срок для представления обществом исправленных документов должен быть продлен, не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку, именно с момента получения соответствующего уведомления в течение 10 рабочих дней не представило исправленный (уточненный) отчет.
Представленные налоговым органом доказательства, отвечают признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Однако, доказательств принятия каких-либо действий по недопущению нарушения валютного законодательства, в материалах дела не имеется, обществом не представлено.
Резидент является юридическим лицом и обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, арбитражный приходит к выводу о доказанности налоговым органом в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ налоговым органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление принято некомпетентным органом, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку согласно части 2 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты - юридические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - уведомления).
В соответствии с частью 7 статьи 12 (в редакции до 01.01.2020) Закона о валютном регулировании резиденты - юридические лица представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты) с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Частью 2 статьи 12 Закона о валютном регулировании установлено, что в целях Закона о валютном регулировании налоговым органом по месту учета для резидента - юридического лица является налоговый орган по месту его нахождения.
Местом нахождения АО Фирма "Август" является Московская область, г. Черноголовка, ул. Центральная, д. 20А, соответственно, на налоговом учете по месту своего нахождения состоит в ИФНС России по г. Ногинску с 07.08.2012.
Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 23.60, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении заявителя было рассмотрено компетентным должностным лицом по месту совершения правонарушения.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере - 40 000 руб., установленном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, постановление МИФНС России по г. Ногинску Московской области от 26.11.2019 N 50311930129366600006 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено налоговым органом при наличии достаточных оснований с соблюдений процедуры привлечения к административной ответственности, следовательно подлежит признанию законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.01.2020 по делу N А41-9132/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9132/2020
Истец: АО ФИРМА "АВГУСТ"
Ответчик: ИФНС г. Ногинск
Третье лицо: ИФНС г. Ногинск