г. Томск |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А27-21207/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Восточно-Сибирская топливная компания" (N 07АП-3197/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2020 по делу N А27-21207/2019 (судья Иващенко А.П.) по заявлению Акционерного общества "Восточно-Сибирская топливная компания" (ОГРН 1023801546295, ИНН 3811050093, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 263) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Институтская, д. 3) о признании незаконным предписания от 12.07.2019 N05-19/8-МТ
В судебном заседании суда апелляционной инстанции приняли участие представители Акционерного общества "Восточно-Сибирская топливная компания": Маковеев А.А. по доверенности от 20.09.2019 (до 19.09.2020), Сазонов А.В. по доверенности от 03.06.2020 (по 02.06.2021).
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Башмаков Ю.В. по доверенности от 31.12.2019 (по 31.12.2020), Крестьянов А.В. по доверенности от 31.12.2019 (по 31.12.2020).
У С ТА Н О В И Л:
Акционерное общество "Восточно-Сибирская топливная компания" (далее - АО "ВСТК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными пунктов 1, 3 предписания от 12.07.2019 N 05-19/8-МТ (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 04.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "ВСТК" просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Указывает, что камеры ввода и вывода ершей не являются техническими устройствами, состоят из труб и элементов трубопровода, смонтированы совместно с трубопроводом из труб и деталей трубопровода, и, следовательно, проводить экспертизу камерам ввода ершей отдельно от линейной части авиакеросинопровода не требуется, что подтверждается заключением экспертизы промышленной безопасности на магистральный продуктопровод (авиакеросинопровод) "Ангарск -Иркутский аэропорт" от 30.10.2019 N 190802-01-01-1-ЭПБ.ЗС-Р 0756, письмом от 22.08.2019 N 26-16346 АО "Ангарскнефтехимпроект" - правопреемником организации, выполнившей проект (ВНИПИНЕФТЬ).
В 2013 году для регистрации ОПО в Ростехнадзор предоставлялась вся необходимая документация, в том числе проектная документация на авиакеросинопровод. В результате анализа предоставленной документации в рамках осуществления государственной услуги по государственной регистрации ОПО специалистами Ростехнадзора объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 27.11.2013. В сведения, характеризующие опасный производственный объект: "Участок магистрального продуктопровода Авиакеросинопровод "Ангарск - Иркутский аэропорт", внесен весь трубопровод, тем самым полнота и достоверность сведений, представленных АО "ВСТК" при регистрации опасного производственного объекта в государственном Реестре опасных производственных объектов была обеспечена.
На ОПО "Участок магистрального продуктопровода (Авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт") не проводилась замена оборудования или реконструкция, не используются новые (дополнительные) технические устройства, следовательно, основания для внесения изменений в государственный реестр отсутствуют.
Пункты 1, 3 Предписания от 12.07.2019 N 05-19/8-МТ вынесены необоснованно, без учета представленной АО "ВСТК" технической документации, технологического процесса, действующих нормативных актов и законодательства РФ в сфере промышленной безопасности, на основании субъективного мнения инспектора незаконно возлагают на АО "ВСТК" выполнение обязанностей, не соответствующих нормативно-техническим актам Ростехнадзора РФ в сфере промышленной безопасности.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением от 23.04.2020 в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 судебное разбирательство по апелляционной жалобе АО "ВСТК" перенесено на 18.06.2020 на 11 час. 45 мин.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 10.06.2019 по 12.07.2019 на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от 05.06.2019 N 03-24-06/775 в отношении АО "ВСТК" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности.
В ходе проверки установлено, что АО "ВСТК" осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт"), рег. N А67-01584-0001, II класс опасности, в состав которого входит, в том числе, запорная арматура и камеры ввода и вывода ершей (узлы пуска и приема очистных устройств), установленные на территории АО "Ангарская нефтехимическая компания" (начало участка магистрального нефтепродуктопровода) и территории Иркутского аэропорта (конец участка магистрального нефтепродуктопровода).
На основании статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) по окончании проверки, должностным лицом Управления составлен акт проверки от 12.07.2019 N 12-19/8-МТ, в котором в зафиксированы нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 12.07.2019 N 05- 19/8-МТ, согласно которому отсутствует:
- экспертиза промышленной безопасности на технические устройства (камеры ввода и вывода ершей),
- экспертиза промышленной безопасности на технические устройства (линейная часть участка магистрального продуктопровода),
- полнота и достоверность сведений при регистрации опасного производственного объекта.
Посчитав указанное предписание от 12.07.2019 N 05-19/8-МТ незаконным и необоснованным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, АО "ВСТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствия процессуальных нарушений при проведении проверки.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По своей природе предписание отвечает признакам ненормативного правового акта, так как устанавливает конкретные обязанности для общества, неисполнение которых влечет за собой правовые последствия в виде привлечения к административной ответственности.
Правовые основы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими требований промышленной безопасности регулируется Законом N 294-ФЗ, а также Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
В части 1 статьи 9, части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ указано, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а также иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 16 Закона N 116-ФЗ должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В силу подпункта "в" пункта 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложений 2 к настоящему Федеральному закону количествах горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
По пункту 1, заключающемуся в отсутствии экспертизы промышленной безопасности на технические устройства (камеры ввода и вывода ершей).
В ходе проверки установлено, что АО "ВСТК" осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт"), peг. N А67-015 84-0001, II класс опасности, в состав которого входит, в том числе, запорная арматура и камеры вывода и вывода ершей (узлы пуска и приема очистных устройств) установленные на территории АО "Ангарская нефтехимическая компания" (начало участка магистрального нефтепродуктопровода) и территории Иркутского аэропорта (конец участка магистрального нефтепродуктопровода).
В соответствии со статьей 1 Закона N 116-ФЗ в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно пункту 3.31 СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", магистральный трубопровод - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
В состав магистральных трубопроводов входит трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнейшему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, ПС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола (пункт 5.9 СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*").
В пункте 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России 29.04.1992 и Госгортехнадзором РФ от 22.04.1992 N 9, также указано, что в состав магистральных трубопроводов входят, в том числе: трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода.
В соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 54907-2012 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения" камеры пуска и приема средств очистки и диагностирования (камеры вывода и вывода ершей) это оборудование линейной части магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), предназначенное для запасовки средств очистки и диагностирования (в том числе поршней-разделителей и герметизаторов) в трубопровод и их извлечения из трубопровода.
Линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) это составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдоль трассовых линий электропередачи, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений и предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов) (пункт 3.15 ГОСТ Р 54907-2012 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения").
На основании пункта 3.13 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" камера пуска (камера ввода ершей) это специальное устройство, обеспечивающее пуск внутритрубных очистных, диагностических и разделительных устройств в потоке перекачиваемого продукта в магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод).
Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" камера приема (камера вывода ершей) это специальное устройство, обеспечивающее прием внутритрубных очистных, диагностических, разделительных и герметизирующих устройств в потоке перекачиваемого продукта из магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода).
На основании пунктов 3.31 ГОСТ 34181-2017 и 3.30 ГОСТ Р 54907-2012 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения" (далее - ГОСТ Р 54907-2012) узлы приема очистки и диагностирования это производственная площадка, входящая в состав магистрального нефтепровода или нефтепродуктопровода и оснащенная комплексом оборудования, предназначенного для проведения технологических операций по приему внутритрубных устройств по очистке, диагностике, разделительных и герметизирующих устройств, находящихся в потоке перекачиваемых жидких продуктов из линейной части магистральных нефтепроводов или нефтепродуктопроводов.
Согласно пунктам 3.33 ГОСТ 34181-2017 и 3.29 ГОСТ Р 54907-2012 узел пуска средств очистки и диагностирования, это производственная площадка с комплексом взаимосвязанного оборудования, предназначенного для проведения технологических операций по запасовке и пуску внутритрубных очистных, диагностических и разделительных устройств в потоке перекачиваемого продукта в магистральном нефтепроводе или нефтепродуктопроводе.
Исходя из пункта 3.9 ГОСТ 34181-2017 и пункта 3.10 ГОСТ Р 54907-2012, запасовка - это комплекс работ, проводимых на площадке узла пуска средств очистки и диагностирования с целью размещения средств очистки и диагностирования в камере пуска.
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ 34181-2017 и ГОСТ Р 54907-2012, внутритрубное диагностирование (далее - ВТД) - это вид технического диагностирования с использованием внутритрубных инспекционных приборов, обеспечивающих получение информации об особенностях трубопровода, наличии, характера и местоположения дефектов основного металла и сварных швов труб.
На основании пункта 3.27 ГОСТ 34181-2017 и пункта 3.25 ГОСТ Р 54907-2012 скребок-калибр - это внутритрубное устройство, предназначенное для оценки минимальной величины проходного сечения трубопровода, определяемой перед запуском очистных устройств или внутритрубных инспекционных приборов.
Согласно пункту 3.5 ГОСТ 34181-2017 и пункту 3.5 ГОСТ Р 54907-2012 внутритрубный инспекционный прибор (далее - ВИП) - это устройство, перемещаемое внутри трубопровода потоком перекачиваемого продукта, снабженное средствами контроля и регистрации данных о дефектах и особенностях стенки трубопровода, сварных швов и их местоположении.
Очистное устройство (далее - ОУ) - это внутритрубное устройство, предназначенное для проведения очистки внутренней полости и стенок трубопровода нефтепровода (нефтепродуктопровода) от парафина и асфальтосмолопарафиновых отложений, посторонних предметов, загрязнений (пункт 3.23 ГОСТ 34181-2017 и пункт 3.23 ГОСТ Р 54907-2012).
Следует участь, что до проведения работ по очистке полости трубопровода и проведения внутритрубной диагностики в соответствии с пунктом 6.3.1 раздела 6.3 "Порядок подготовки трубопровода к пропуску внутритрубного инспекционного прибора" ГОСТ 34181-2017 и пунктом 6.3.2.2 раздела 6.3 "Порядок подготовки трубопровода к пропуску внутритрубного инспекционного прибора" ГОСТ Р 54907-2012 для определения минимального диаметра трубы производится калибровка трубопровода, путём пропуска по трубопроводу скребка-калибра или ВИП, позволяющего оценить минимальное проходное сечение трубопровода. Выявленное минимальное проходное сечение должно быть зафиксировано соответствующим документом, который входит в состав отчетной документации по ВТД.
Кроме того, доводы заявителя о том, что в законодательстве отсутствуют конкретные понятия технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, является необоснованным по следующим основаниям.
Из пункт 1 ГОСТ Р 57512-2017 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 57512-2017) следует, что настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
На основании пункт 13 ГОСТ Р 57512-2017 линейная часть магистрального трубопровода (для транспортировки нефти и нефтепродуктов) - это объект магистрального трубопровода, предназначенный для перемещения транспортируемых нефти/нефтепродуктов, включающий собственно трубопровод, вдольтрассовые линии электропередачи, кабельные линии и сооружения связи, устройства электрохимической защиты от коррозии и иные сооружения и технические устройства, обеспечивающие его эксплуатацию.
Согласно пунктам 143, 144 ГОСТ Р 57512-2017 узлы пуска и приема средств очистки и диагностирования (узлы вывода и ввода ершей) - это производственные площадки с комплексом взаимосвязанного оборудования, предназначенного для проведения технологических операций по приему и извлечению внутритрубных очистных, диагностических, разделительных и герметизирующих устройств из магистрального трубопровода.
Данный факт подтверждается письмом АО "Ангарскнефтехимпроект" от 22.08.2019 N 26-16346, согласно которому узел ввода и вывода ершей относится к сооружению, выполненному по отдельно разработанному монтажному чертежу шифр 350.ТХ.66.09 "Предприятие п/я А-7905, Керосинопровод Ангарск - Иркутск, Переход через реку "А", Монтажный чертеж трубопровода 8/92 Ду 200, Узел ввода ерша". Однако камеры ввода и вывода ершей, в свою очередь, относятся к техническим устройствам, входящими в состав сооружения, поэтому ссылка в письме на ГОСТ 32569-2013 "Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах" не обоснована, поскольку в соответствии с пунктом 1.4 настоящий стандарт не распространяется на магистральные газопроводы, нефтепроводы и продуктопроводы.
Из пункта 146 ГОСТ Р 57512-2017 следует, что камера приема средств очистки и диагностирования (камера вывода ершей) это техническое устройство, обеспечивающее прием внутритрубных очистных, диагностических, разделительных и герметизирующих устройств в потоке перекачиваемого продукта из магистрального трубопровода.
Камера пуска средств очистки и диагностирования (камера ввода ершей) - это техническое устройство, обеспечивающее пуск внутритрубных очистных, диагностических и разделительных устройств в потоке перекачиваемого продукта в магистральный трубопровод (пункт 147 ГОСТ Р 57512-2017).
На основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что узлы пуска и приема средств очистки и диагностирования (узлы ввода и вывода ершей) являются сооружением в состав которых входят технические устройства, в том числе камеры приема и пуска средств очистки и диагностирования (камера ввода и вывода ершей).
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что камеры ввода и вывода ершей (узлы пуска и приема очистных устройств) подпадают под определение технического устройства, указанного в статье 1 Закона N 116-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Согласно представленным в рамках проверки сведениям, годом ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт", в состав которого входят камеры ввода и вывода ершей) является 1989 год.
Из содержания пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ следует, что экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности определен Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 N 538 (далее - ФНиП N 538).
На основании пункта 6 ФНиП N 538 техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации (пункт 28 ФНиП N 538).
В соответствии с представленной проектной документацией шифр 350.ТХ.66.09 "Предприятие п/я А-7905, Керосинопровод Ангарск - Иркутск, Переход через реку "А", Монтажный чертеж трубопровода 8/92 Ду 200, Узел ввода ерша" узел ввода ерша состоит из следующих элементов поз. 4, 11, 16, 17, 18, 19, 20 "Спецификация на материалы":
* ГОСТ 7832-78 труба 325x9 (поз. 4);
* ТУ36-2047-77 Тройник 325x10-219x8 (поз. 11);
* ОСТ26-840-73 Фланец 2-25-40 (поз. 16);
* ГОСТ 12837-67 Заглушка 300-40 (поз. 17);
* ГОСТ 9064-75 Шпилька А М30х190 16 шт. (поз. 18);
* ГОСТ 9064-75 гайка м 30 32 шт (поз. 19);
* гост 15180-70 Прокладка Б-30-64 1шт (поз 20).
Из аналогичных элементов изготовлена камера вывода ершей (что подтверждает паспортом трубопровода "Объект N 69/1, Камера вывода ершей"), установленная на объекте N69/1 "Иркутский аэропорт" (в ходе плановой выездной проверки проектная документация на камеру вывода ершей не представлялась).
Из анализа отчета по расчету срока службы "авиакеросинопровода "Ангарск - Иркутский аэропорт" АО "ВСТК" N 350.Х.67.00.00-РР от 2017 года, выполненный АО "АНХП" (ИНН 3801000449), следует, что расчет срока службы произведен в отношении трубопровода диаметром 219x8, 10 мм.
На основании изложенного, ссылка заявителя на отчет по расчету срока службы "авиакеросинопровода "Ангарск - Иркутский аэропорт" АО "ВСТК" N 350.Х.67.00.00-РР от 2017 года, выполненный АО "АНХП" (ИНН 3801000449), является необоснованной.
Согласно представленному ответу АО "ВСТК" от 10.07.2019 N 504 (на запрос от 09.07.2019 N б/н "О предоставлении документов") сведения о сроке службы в утвержденной проектно-сметной документации на комплекс "Авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт" отсутствуют.
АО "ВСТК" не проведена экспертиза промышленной безопасности (при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет) следующим техническим устройствам:
- камера вывода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная на объекте N 69/1 "Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт")" (Иркутский аэропорт);
- камера ввода ершей (год ввода в эксплуатацию 1989), установленная объекте N 66 "Участок магистрального продуктопровода (авиакеросинопровод "Ангарск-Иркутский аэропорт" территория ОАО "Ангарская нефтехимическая компания".
Пункт 3 предписания, заключающийся в отсутствии полноты и достоверности сведений при регистрации опасного производственного объекта.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании абзаца "к" подпункта 1 пункта 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 (далее -Требования), для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра:
1) документы, которые содержат сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2-х экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа, заполненные на основании анализа документов, приведенных в пункте 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные:
к) наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.
В соответствии с Приложением N 4 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 494 (далее - Административный регламент) в сведениях о составе опасного производственного объекта указываются характеристики технических устройств, зданий и сооружений, год ввода их в эксплуатацию, а также объем резервуаров или емкостей, регламентирующих, количество опасного вещества, его характеристика (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный), производительность в сутки.
Камеры вывода и вывода ершей (узлы пуска и приема очистных устройств) подпадают под определение технического устройства, указанного в статье 1 Закона N 116-ФЗ и подлежат внесению в государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с законодательством о промышленной безопасности.
Письмо от 26.08.2019 N 14-00-09/1624, направленное Центральным аппаратом Ростехнадзора в ответ на запрос АО "ВСТК" по окончании проверочных мероприятий, не является обязательными, не носит нормативно-правовой характер.
Заключение промышленной безопасности изготовлено 30.10.2019. Соответствие указанного заключения нормам и правилам может быть установлено Ростехнадзором по результатам повторной проверки исполнения оспариваемого предписания.
На основании пункта 6.4.1.1 ГОСТ 34181-2017 АО "ВСТК" разработало "Инструкцию по организации и проведению работ по очистке и диагностике внутренней полости авиакеросинопровода "Ангарск-Иркутский аэропорт" Ду 200, участок 3.392 - 66.136 (км - км)", утвержденную генеральным директором АО "ВСТК" 04.06.2018 N б/н (далее - Инструкция).
При проведении проверочных мероприятий, проведенных на основании распоряжений от 05.06.2019 N 03-24-06/775 и от 24.09.2019 г N03-24-06/1260, Инструкция должностным лицам Сибирского управления Ростехнадзора, уполномоченным на проведение проверок, не представлялась.
Из анализа пунктов 3, 4, 5, 8, 9 Инструкции следует, что данная инструкция разработана для проведения отчистки полости магистрального авиакеросинопровода (далее - МТ) и не предусматривает проведение внутритрубной диагностики с пропуском внутритрубных инспекционных приборов.
Из инструкции невозможно сделать однозначный вывод о технической возможности пропуска средств отчистки и ВИП в указанной в Инструкции среде (технической воды), поскольку в соответствии с пунктом 6.3.1.9 ГОСТ 34181-2017 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения", пунктом 6.3.2.12 ГОСТ Р 54907-2012 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование. Основные положения" передвижения внутритрубных средств отчистки и диагностики (пропуск водой или иной технологической жидкостью, пропуск сжатым воздухом или иным инертным газом, протягивание тросом) осуществляется на объектах магистрального трубопроводного транспорта законченных строительством, а также после реконструкции и капитального ремонта.
Кроме того, из анализа пункта 4 Инструкции следует, что порядок вытеснения авиатоплива водой из керосинопровода и последующего его отделения в резервуаре склада ГСМ разрабатывается в "Программе проведения очистки и/или технического диагностирования авиакеросинопровода", согласованной с техническим руководителем АО "АНХК" (указанная программа к инструкции не приложена).
Поэтому невозможно сделать вывод, как будет проводиться вытеснение топлива для реактивных двигателей ТС-1 из магистрального авиакеросинопровода "АнгарскИркутский аэропорт" (далее - МТ) с последующим заполнением МТ технической водой.
Из инструкции невозможно сделать вывод, каким образом будут выполняться подготовительные мероприятия по вытеснению авиакеросина и заполнению технической водой МТ, поскольку для разделения двух сред (авиакеросин / техническая вода) будет использоваться разделительное устройство, пропуск которого осуществляется с использованием камер ввода и вывода ершей (камера приема и пуска средств очистки и диагностирования).
Представитель Ростехнадзора в судебном заседании пояснил, что в результате пропуска по МТ скребка-калибра или ВИП, а также при освобождении МТ от авиакеросина (заполнение МТ технической водой) и заполнении МТ авиакеросином (освобождение МТ от технической воды) в результате пропуска разделительного устройства в камеры ввода и вывода ершей будет попадать топливо для реактивных двигателей ТС-1.
Таким образом, суд соглашается с выводом Управления о том, что технические устройства будут обладать признаками опасности и именно наличием опасного вещества (топлива для реактивных двигателей ТС-1).
Оспариваемое предписание содержит сведения о допущенных обществом нарушениях, ссылки на нормативные акты, устанавливающие соответствующие требования, указание на необходимость их исполнения.
Заявитель в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не доказал нарушение его прав и законных интересов, в то время как Управлением доказана законность оспариваемого предписания.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судом первой инстанции. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2020 по делу N А27-21207/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Восточно-Сибирская топливная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21207/2019
Истец: АО "Восточно-Сибирская топливная компания"
Ответчик: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3238/20
26.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3197/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21207/19
06.12.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21207/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21207/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21207/19
06.09.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-21207/19