г. Москва |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А40-312583/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-312583/19, поисковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к ОАО "РЖД" о взыскании задолженности и неустойки,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 155 946 руб. 68 коп. долга за период с 24.03.2015 по 14.11.2018, 57 778 руб. 98 коп. пени за период с 07.04.2015 по 14.11.2018 по договору аренды от 24.03.2015 N М-09-514807.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 19 февраля 2020 года Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца направил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что решение подлежит отмене на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, 24.03.2015 между Департаментом городского имущества г. Москвы и ОАО "РЖД" заключен договор земельного участка N М-09-514807 площадью 1 219 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 94, предоставленного для размещения площадки для складирования материалов на период проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
Срок действия договора установлен до 31.12.2015, в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ был возобновлен на неопределенный срок.
На основании дополнительного соглашения от 11.12.2018 г. стороны расторгли договор аренды земельного участка от 24.03.2015 N М-09-514807 с 15.11.2018 г.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
В соответствии с п. 3.2 Договора, арендная плата вносится не позднее 5 (пятого) числа первого месяца текущего квартала.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено судом первой инстанции, согласно расчёту истца, за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате за период с 24.03.2015 по 14.11.2018 в сумме 155 946 руб. 68 коп.
Также, в соответствии с п. 7.2 Договора, при неуплате арендатором арендных платежей в установленные договором сроки начисляются пени в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
В связи с несвоевременным внесением арендной платы истец начислил ответчику пени за период с 07.04.2015 по 14.11.2018 в сумме 57 778 руб. 98 коп.
В целях досудебного порядка разрешения спора, Департамент направил в адрес ОАО "РЖД" претензию от 05.09.2019 N 33-6-334311/19-(0)-1 с предложением погасить образовавшуюся задолженность, однако до настоящего времени ответ на претензию не получен, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Ответчиком при рассмотрении дела было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Разрешая заявленные требования, и полагая их заявленными обоснованно, суд первой инстанции исходил из установленного факта заключения сторонами спорного договора аренды, наличия у ответчика задолженности по арендной плате по спорному договору аренды, отсутствия доказательств оплаты ответчиком образовавшейся задолженности в связи с чем, удовлетворил заявленные требования, однако, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, сумма задолженности подлежащая взысканию составляет 39 695, 55 руб., сумма пени 19 671, 32 руб.
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как указано выше, 24.03.2015 между Департаментом городского имущества г.Москвы и ОАО "РЖД" заключен договор земельного участка N М-09-514807 площадью 1 219 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 94, предоставленного для размещения площадки для складирования материалов на период проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
Согласно п. 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
В соответствии с п. 1.1 Договора земельный участок с кадастровым номером 77:09:0000000:1835 предоставляется в аренду для целей складирования материалов на период проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД для целей складирования материалов на период проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 396) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб/га в год.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу, предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
После внесения изменений в Земельный кодекс, ОАО "РЖД" в порядке досудебного урегулирования спора неоднократно обращалось в Департамент городского имущества о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы (N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016, N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019).
Письмом от 08.07.2016 N ДГИ-1-48977/16-1 (ответ на претензию N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016) Департамент в пересчете арендной платы отказал, мотивируя это тем, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в нарушение п. 4 ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, не смотря на существующую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, которая строится согласно иерархической соподчиненности, определяемой в зависимости от их юридической силы. При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
В апреле 2018 года ОАО "РЖД" обратилось к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений (N ИСХ-7171 от 11.04.2018) с просьбой внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы" и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
18 декабря 2018 года Постановлением Правительства Москвы N 1591-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
В августе 2019 г. письмом N 9557/ДКРС МСК от 13.08.2019 г. ОАО "РЖД" повторно обратилось в Департамент для перерасчета арендной ставки по заключенным договорам. Требования ОАО "РЖД" были удовлетворены частично.
Письмом от 05.09.2019 N ДГИ-1-69458/19-1 Департамент городского имущества г. Москвы признал необходимость приведения ставок аренды по заключенным договорам в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Департамент направил в адрес ОАО "РЖД" уведомления более чем по 350 заключенным договорам аренды земельных участков, при этом применив пониженную ставку для расчета арендных платежей как в отношении земельных участков предоставленных для размещения строящихся (реконструируемых) объектов железнодорожного транспорта, так и в отношении земельных участков предоставленных ОАО "РЖД" только на период строительства, в том числе в целях размещения площадок для складирования материалов.
Так в уведомлениях Департамента от 07.03.2019 N 33-6-96887/19-(0)-1, от 07.03.2019 N 33-6-96887/19-(0)-1, от 07.03.2019 N 33-6-96887/19-(0)-1 в отношении аналогичных земельных участков предоставленных ОАО "РЖД" в целях размещения площадок для складирования материалов на период строительства 3-го главного пути МК МЖД истец указал о применении предельной ставки арендной платы утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" в размере 91,31 руб/га.
При этом Департамент применил пониженные ставки к расчету арендной платы по заключенным с ОАО "РЖД" договорам только с 01.01.2019.
Так как изменения в федеральное законодательство вступили в силу с 01.03.2015, арендная ставка подлежит пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата является регулируемой ценой, ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не может быть выше ставок, установленных Приказом Минэкономразвития N 396.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Таким образом, учитывая целевое назначение предоставленного в аренду земельного участка, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, с 1 марта 2015 г. не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития N 396, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2020 г. по делу N А40-312583/19 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований по иску Департамента городского имущества г. Москвы к ОАО "РЖД" о взыскании 155 946 руб. 68 коп. долга за период с 24.03.2015 по 14.11.2018, 57 778 руб. 98 коп. пени за период с 07.04.2015 по 14.11.2018 по договору аренды от 24.03.2015 N М-09-514807 отказать.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423) в пользу ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) судебные расходы за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-312583/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"