г. Москва |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А40-312583/2019 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Кочергиной Е.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу истца - Департамента городского имущества города Москвы
на принятое в порядке упрощенного производства постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по делу N А40-312583/2019,
по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к открытому акционерному обществу "РЖД"
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы открытому акционерному обществу "РЖД" (далее - общество, ответчик) с иском о взыскании 155 946 руб. 68 коп. долга за период с 24.03.2015 по 14.11.2018, 57 778 руб. 98 коп. пени за период с 07.04.2015 по 14.11.2018 по договору аренды от 24.03.2015 N М-09-514807.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2020, принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Законность принятого по делу постановления апелляционного суда проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента. Заявитель просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ответчиком представлен мотивированный отзыв на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебного акта, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, 24.03.2015 между Департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N М-09-514807 площадью 1 219 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 94, предоставленного для размещения площадки для складирования материалов на период проектирования и строительства 3-го главного пути МК МЖД.
Срок действия договора - до 31.12.2015, в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации был возобновлен на неопределенный срок.
На основании дополнительного соглашения от 11.12.2018 стороны расторгли договор аренды земельного участка с 15.11.2018.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
При неуплате арендатором арендных платежей в установленные договором сроки начисляются пени в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки (пункт 7.2 договора).
Уклонение общества от исполнения договорных обязательств по внесению арендных платежей за период с 24.03.2015 по 14.11.2018 послужило основанием обращения Департамента в суд с настоящими требованиями.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, суд первой инстанции, удовлетворяя иск на основании статей 196, 200, 309, 310, 329, 330, 614, исходил из доказанности материалами дела факта необоснованного уклонения ответчика от оплаты арендной платы.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении требований, поскольку установил следующее.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 396) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные обществу, в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб./га в год.
С учетом пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" суд установил, что общество неоднократно обращалось в Департамент с требованием о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы.
08.07.2016 Департамент отказал в пересчете арендной платы со ссылкой на то, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в нарушение пункта 4 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, несмотря на существующую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, которая строится согласно иерархической соподчиненности, определяемой в зависимости от их юридической силы. При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
В апреле 2018 года общество обратилось к заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений с просьбой внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы" и привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 18.12.2018 N 1591-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
13.08.2019 общество повторно обратилось в Департамент с требованием о перерасчете арендной ставки по заключенным договорам. Требования ОАО "РЖД" были удовлетворены частично.
05.09.2019 письмом N ДГИ-1-69458/19-1 Департамент признал необходимость приведения ставок аренды по заключенным договорам в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Департамент направил в адрес общества уведомления более чем по 350 заключенным договорам аренды земельных участков, при этом применив пониженную ставку для расчета арендных платежей как в отношении земельных участков предоставленных для размещения строящихся (реконструируемых) объектов железнодорожного транспорта, так и в отношении земельных участков предоставленных ОАО "РЖД" только на период строительства, в том числе в целях размещения площадок для складирования материалов.
Так в уведомлениях Департамента от 07.03.2019 N N 33-6-96887/19-(0)-1, 33-6-96887/19-(0)-1, 33-6-96887/19-(0)-1 в отношении аналогичных земельных участков предоставленных обществу в целях размещения площадок для складирования материалов на период строительства 3-го главного пути МК МЖД Департамент указал о применении предельной ставки арендной платы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396, в размере 91,31 руб./га.
При этом Департамент применил пониженные ставки к расчету арендной платы по заключенным с обществом договорам только с 01.01.2019.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что арендная ставка подлежит пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку изменения в законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015.
Так, арендная плата является регулируемой ценой, ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не может быть выше ставок, установленных Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда о том, что с 01.03.2015 арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судом кассационной инстанции и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, являются позицией истца по спору, повторяют доводы, приводимые при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по делу N А40-312583/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Департамент направил в адрес общества уведомления более чем по 350 заключенным договорам аренды земельных участков, при этом применив пониженную ставку для расчета арендных платежей как в отношении земельных участков предоставленных для размещения строящихся (реконструируемых) объектов железнодорожного транспорта, так и в отношении земельных участков предоставленных ОАО "РЖД" только на период строительства, в том числе в целях размещения площадок для складирования материалов.
Так в уведомлениях Департамента от 07.03.2019 N N 33-6-96887/19-(0)-1, 33-6-96887/19-(0)-1, 33-6-96887/19-(0)-1 в отношении аналогичных земельных участков предоставленных обществу в целях размещения площадок для складирования материалов на период строительства 3-го главного пути МК МЖД Департамент указал о применении предельной ставки арендной платы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396, в размере 91,31 руб./га.
При этом Департамент применил пониженные ставки к расчету арендной платы по заключенным с обществом договорам только с 01.01.2019.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что арендная ставка подлежит пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку изменения в законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015.
...
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда о том, что с 01.03.2015 арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, не может превышать размер арендной платы, установленной Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2020 г. N Ф05-13542/20 по делу N А40-312583/2019